Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.
2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.

Содержание

Введение
2
1. Теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере
4
1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства
4
1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства
10
1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
14
2. Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ
23
2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года
23
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
33
Заключение
38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

1. Теоретические подходы  к сущности, содержанию, оценке безопасности  в социально-экономической сфере

4

  1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства

4

  1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства

10

  1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства

14

2. Оценка безопасности  в социально-экономической сфере  РФ

23

  2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года

23

  2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ

33

Заключение

38

Список литературы

39


ВВЕДЕНИЕ

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.

2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.

Объектом данного исследования будет являться Российская Федерация. Предметом исследования - социально-экономическая безопаснось государства.

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КСУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЮ, ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства

Понятие "безопасность" означает отсутствие, нейтрализацию опасностей, угроз, а последние связаны в своей основе с борьбой за экономические ресурсы, поэтому экономической теории должна принадлежать ведущая роль в разработке проблем обеспечения безопасности вообще, и социально-экономической в частности.

Политика в области обеспечения социально-экономической безопасности (СЭБ) неизбежно связана с необходимостью перенаправлять ресурсы общества на развитие определенных отраслей промышленности, импорта технологий, строительства инфраструктуры, которые напрямую не только не представляют интереса с точки зрения получения сравнительных преимуществ, но и даже не могут в длительной перспективе их принести. Тем не менее, поскольку СЭБ должна учитывать весь спектр угроз, в том числе внешних и неэкономических (но в конечном итоге опосредованно влияющих на экономику страны), такие меры являются действительно важными.

Одними из наиболее ярких примеров такого рода являются те усилия, которые предпринимают такие крупнейшие растущие страны, как Китай и Индия, в индустриализации и импорте технологий, особенно в военной сфере. Обе страны, несмотря на наличие множества нерешенных внутренних проблем, связанных с социальным неравенством, неравномерностью развития регионов, неразвитостью инфраструктуры, считают более важными достижения в области передовых технологий, решение задач укрепления независимости в производстве всего спектра промышленной продукции. Наиболее ярко это стремление выражено в таких областях, как атомная, аэрокосмическая промышленность, в военном судостроении. Очевидно, что в ближайшее десятилетие конкурировать с Западом в этих областях названные страны не смогут. Но если они не создадут у себя эти отрасли сейчас, в будущем они не то что никогда не смогут приблизиться к развитым странам, а существенно ограничат свои возможности сделать это.

Таким образом, укрепление социально-экономической безопасности требует:

1) направления значительных  ресурсов на непроизводственные  цели. В качестве одного из  примеров укажем на то, что 2011 г. рост оборонных бюджетов Китая  и Индии составил более 10%; на  фоне сокращений таких расходов  в крупнейших развитых европейских  странах это говорит об однозначной  важности сделанного выбора;

2) реализации программ  развития определенных отраслей  и видов производств с прицелом на создание их полных циклов и способности в ближайшем будущем исключить или значительно снизить технологическую и производственную зависимость от других стран по широкому спектру промышленных и информационных технологий;

3) радикального повышения (пусть только в отношении части  населения) образовательного, культурного  и материального уровня, накопления  знаний и навыков как фундамента  будущего развития страны. Кажущаяся  внешняя нерациональность направления  средств на цели догоняющего  развития в области современных  технологий и производств приводит к качественному изменению в области человеческих ресурсов.

Таким образом, подобно движению по кривой производственных возможностей, обеспечение социально-экономической безопасности связано с балансированием между вариантами использования ресурсов общества на те или иные цели в зависимости от ряда условий, многие из которых носят неэкономический характер.

Критерием оценки состояния социально-экономической безопасности может служить способность институтов общества и власти к выполнению определенных задач, т.е. к поддержанию и улучшению условий, при которых обеспечивается высокий уровень социально-экономической безопасности. Важнейшими критериями оценки следует считать те, что характеризуют способность не только поддерживать, но и улучшать условия обеспечения безопасности, т.е. осуществлять поддержание и повышение достигнутого уровня. Две эти цели служат критериями динамики: они определяют, балансирует общество на грани минимального уровня безопасности или стремится в своих реальных действиях предусмотреть и упредить будущие угрозы и заранее создать условия, при которых эти угрозы будут нейтрализованы или их влияние будет минимизировано.

Для определения состояния социально-экономической безопасности и выработки мер ее обеспечения необходимо представлять существующие и перспективные угрозы. Необходимо представление о том, в каких областях возникают опасности для страны, какова их острота. Эти вопросы связаны как с внутренним состоянием общества, так и с местом, занимаемым страной в мировом сообществе в контексте происходящих процессов.

В социально-экономической безопасности различают внутреннюю и внешнюю составляющие.

Внутренняя составляющая характеризует состояние экономики и общества по отношению к негативным явлениям, порождаемым происходящими экономическими, социальными и иными процессами внутри страны и инициированным как естественным ходом развития общества, так и целенаправленными действиями отдельных социальных групп, корпораций, предприятий в своих частных и групповых интересах. Внешняя составляющая характеризует устойчивость экономики и общества по отношению к тем угрозам, источником которых являются как естественные процессы в мировой экономике, торговле, технологическом развитии, так и целенаправленные действия отдельных стран и групп стран, ущемляющие интересы страны в этой сфере. Внутренняя и внешняя составляющие во многих случаях тесно связаны между собой. Например, принятие ошибочных решений при планировании приоритетов развития отраслей промышленности и структуры экономики в случае с Россией привело к потере динамики развития, технологическому отставанию, сохранению сырьевой направленности экономики. Страна кроме внутренних издержек теряет сравнительные преимущества в мировой экономике, превращается в топливно-сырьевую периферию, попадая в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Это приводит к таким негативным последствиям, как рост внешних долгов, зависимость от импорта, и не только продовольствия; дальнейшие следствия - вынужденные ограничения в принятии основополагающих решений по внутренним и внешним вопросам. Невозможность принятия оптимальных для себя решений затем снова негативно сказывается на способности справляться с внутренними проблемами. Основная составляющая социально-экономической безопасности - внутренняя; страна с эффективной экономикой и значительными внутренними ресурсами - человеческими, технологическими и природными - более независима, более конкурентоспособна на мировой арене. Субъектом, который мог бы решать задачу обеспечения социально-экономической безопасности, может быть только государство. Только оно способно решать масштабные задачи перераспределения национального дохода, создания общественных благ, поддержки национальных компаний как в плане их защиты внутри страны и за рубежом, так и в плане поддержки их экспансии на внешних рынках. Государство как инициатор и главное действующее лицо в области обеспечения социально-экономической безопасности должно, прежде всего ответить на вопросы:

- каковы важнейшие интересы общества, от обеспечения которых зависит его развитие и благосостояние;

- насколько они обеспечены или в какой степени реализуются:

- какие угрозы существуют и могут возникать;

- каковы должны быть действия по нейтрализации существующих и будущих угроз.

Уровень жизни населения — представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

  1. Объем валового внутреннего продукта на душу населения
  2. Индекс потребительских цен
  3. Структура потребления
  4. Коэффициент смертности
  5. Коэффициент рождаемости
  6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  7. Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  1. объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  2. объем производства товаров первой необходимости;
  3. уровень инфляции;
  4. уровень безработицы;
  5. величина реальных доходов на душу населения;
  6. возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
  7. соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  8. число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  9. доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
  10. отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
  11. продолжительность жизни человека;
  12. соотношение рождаемости и смертности населения;
  13. объем розничного товарооборота;
  14. отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Информация о работе Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ