Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.
2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.
Введение
2
1. Теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере
4
1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства
4
1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства
10
1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
14
2. Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ
23
2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года
23
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
33
Заключение
38
Список литературы
Несмотря на происходящее в результате принятых Правительством страны мер повышению уровня жизни населения в стране сохраняется высокая степень социального неравенства в распределении денежных доходов между 20-ти процентными группами населения: по данным Росстата в первом полугодии 2012г. в стране в целом коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) 0,41.
Таблица 2.1.1- Среднедушевые доходы по определенным субъектам Российской Федерации 2011-2013гг.
Регион |
2011 |
2012 |
2013 |
Российская Федерация |
20 780,0 |
23 221,1 |
25 646,6 |
Центральный федеральный округ |
27 089,0 |
30 006,3 |
33481,8 |
г. Москва |
47 318,9 |
48 934,7 |
55100,2 |
Северо-Западный федеральный округ |
21 184,5 |
23 421,6 |
26 103,7 |
г.Санкт-Петербург |
26 068,8 |
27 834,1 |
31 407,2 |
Южный федеральный округ |
16 584,0 |
18 864,4 |
21 884,8 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
15 050,0 |
17 166,5 |
19 002,5 |
Приволжский федеральный округ |
17 282,2 |
19 663,2 |
21 773,3 |
Уральский федеральный округ |
23 907,7 |
26 303,9 |
28 791,4 |
Сибирский федеральный округ |
16 567,9 |
18 474,4 |
20 286,5 |
Кемеровская область |
16 666,0 |
18 511,1 |
19 733,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
22 870,0 |
25 503,9 |
28 773,8 |
Стоимость прожиточного минимума периодически пересматривается. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Таблица2.1.2- Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации
В % к | ||
Соответствующему периоду прошлого года |
Предыдущему периоду | |
2011 | ||
1 квартал |
99,7 |
75,9 |
2 квартал |
98,9 |
112,9 |
3 квартал |
102,0 |
100,4 |
4 квартал |
101,5 |
118,0 |
год |
100,5 | |
2012 | ||
1 квартал |
102,2 |
76,4 |
2 квартал |
104,8 |
115,8 |
3 квартал |
104,5 |
100,1 |
4 квартал |
106,0 |
119,7 |
год |
104,6 | |
2013 | ||
1 квартал |
105,6 |
76,1 |
2 квартал |
103,2 |
113,2 |
3 квартал |
102,5 |
99,4 |
4 квартал |
102,6 |
119,9 |
год |
103,2 | |
2014 | ||
1 квартал |
97,5 |
72,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в январе-апреле 2014г. снизились на 1,2%. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В апреле 2014г. по сравнению с соответствующим периодом 2013г. реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 1,9%.
В апреле 2014г. денежные доходы населения сложились в сумме 4 трлн 068,6 млрд руб. и увеличились по сравнению с апрелем 2013г. на 9,1%, денежные расходы населения составили 3 трлн 956,4 млрд руб. и увеличились на 9,4%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 112,2 млрд руб.
Следует отметить, что величина прожиточного минимума разнится по территории России. В таблице 2.1.3 приведены субъекты РФ, занимающие первые и последние пять мест по величине прожиточного минимума.
Таблица 2.1.3- Величина прожиточного минимума за третий квартал 2013 г
Место, занимаемое в Российской Федерации по величине прожиточного минимума всего населения |
Регион |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц | |||
все
население |
из него по социально-демографическим группам | ||||
трудоспособное население |
пенсионеры |
Дети | |||
Российская Федерация |
7429 |
7429 |
7429 |
7429 | |
1 |
Ненецкий автономный округ |
16638 |
17357 |
13540 |
17817 |
2 |
Камчатский край |
15750 |
16327 |
12647 |
16667 |
Продолжение таблицы 2.1.3 | |||||
3 |
Чукотский автономный округ |
14160 |
14671 |
11131 |
14176 |
4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
13926 |
14457 |
10938 |
13384 |
5 |
Саха (Якутия) Республика |
13102 |
13923 |
10599 |
13346 |
67 |
Мордовия Республика |
6743 |
7255 |
5575 |
6669 |
68 |
Тамбовская область |
6673 |
7252 |
5630 |
6384 |
69 |
Курская область |
6625 |
7148 |
5575 |
6368 |
70 |
Пензенская область |
6517 |
7037 |
5408 |
6395 |
71 |
Крым Республика |
5786 |
6211 |
4780 |
5884 |
Величина прожиточного минимума зависит от многих показателей, в том числе и от месторасположения территории. Но, несмотря на это, и внутри одного федерального округа наблюдаются значительные различия данного показателя. В таблице 2.1.4 приведены значения величины прожиточного минимума субъектов Сибирского федерального округа.
Таблица 2.1.4 – Величина прожиточного минимума субъектов Сибирского федерального округа за II квартал 2014 г.
Место, занимаемое в Российской Федерации по величине прожиточного минимума всего населения |
Регион |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц | |||
все
население |
из него по социально-демографическим группам | ||||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | |||
19 |
Красноярский край |
9111 |
9662 |
7103 |
9469 |
20 |
Томская область |
8815 |
9315 |
7064 |
9095 |
21 |
Новосибирская область |
8804 |
9386 |
7067 |
8961 |
24 |
Тыва Республика |
8445 |
8749 |
6659 |
8760 |
25 |
Иркутская область |
8342 |
8866 |
6726 |
8442 |
27 |
Забайкальский край |
8300,49 |
8696,34 |
6618,42 |
8497,36 |
30 |
Бурятия Республика |
8091 |
8471 |
6434 |
8246 |
32 |
Хакасия Республика |
8033 |
8487 |
6444 |
8420 |
34 |
Алтай Республика |
8015 |
8336 |
6661 |
8126 |
46 |
Алтайский край |
7586 |
8135 |
6170 |
7524 |
47 |
Кемеровская область |
7571 |
8036 |
6096 |
7850 |
61 |
Омская область |
7238 |
7697 |
5845 |
7277 |
Итак, большая часть населения страны живет за чертой ниже прожиточного минимума. Следует отметить, что их число имеет тенденцию к сокращению, что является положительным моментом. Так, если в целом по стране на долю населения, проживающего за чертой ниже прожиточного минимума в 2000 г, приходилось 29% населения, то в 2006 г данный показатель сократился до 15,2%, в 2011 – до 12,7%, но если к 2012 показатель снизился до 10,7%, то к 2013 он опять увеличился до 11%, что говорит об ухудшении благополучия граждан. К сожалению, остаётся тот факто, что 15,7 млн. людей проживают в нищете.
Таблица 2.1.5 - Население России с доходами ниже прожиточного минимума
Года |
Миллионов человек |
% от численности населения |
2000 |
42,3 |
29,0 |
2001 |
40,0 |
27,5 |
2002 |
35,6 |
24,6 |
2003 |
29,3 |
20,3 |
2004 |
25,2 |
17,6 |
2005 |
25,4 |
17,8 |
2006 |
21,6 |
15,2 |
2007 |
18,8 |
13,3 |
2008 |
19,0 |
13,4 |
2009 |
18,4 |
13,0 |
2010 |
17,7 |
12,5 |
2011 |
17,9 |
12,7 |
2012 |
15,4 |
10,7 |
2013 |
15,7 |
11,0 |
Данная ситуация актуализирует угрозу крайне резкой имущественной дифференциации населения.
В экономической теории существует много различных точек зрения на причины безработицы. Можно выделить три основные позиции по данному вопросу:
1. Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
2. Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.
Информация о работе Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ