Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является оценка социально-экономической безопасности государства.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере.
2. Проанализировать оценку безопасности в социально-экономической сфере РФ.

Содержание

Введение
2
1. Теоретические подходы к сущности, содержанию, оценке безопасности в социально-экономической сфере
4
1.1 Социальная политика и уровень жизни населения в системе экономической безопасности государства
4
1.2 Угрозы социально-экономической безопасности государства
10
1.3 Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства
14
2. Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ
23
2.1 Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ за последние 3 года
23
2.2 Направления повышения социально-экономической безопасности в РФ
33
Заключение
38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

Несмотря на происходящее в результате принятых Правительством страны мер повышению уровня жизни населения в стране сохраняется высокая степень социального неравенства в распределении денежных доходов между 20-ти процентными группами населения: по данным Росстата в первом полугодии 2012г. в стране в целом коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) 0,41.

Таблица 2.1.1- Среднедушевые доходы по определенным субъектам Российской Федерации 2011-2013гг.

Регион

2011

2012

2013

Российская Федерация

20 780,0

23 221,1

25 646,6

Центральный федеральный округ

27 089,0

30 006,3

33481,8

г. Москва

47 318,9

48 934,7

55100,2

Северо-Западный федеральный округ

21 184,5

23 421,6

26 103,7

г.Санкт-Петербург

26 068,8

27 834,1

31 407,2

Южный федеральный округ

16 584,0

18 864,4

21 884,8

Северо-Кавказский федеральный округ

15 050,0

17 166,5

19 002,5

Приволжский федеральный округ

17 282,2

19 663,2

21 773,3

Уральский федеральный округ

23 907,7

26 303,9

28 791,4

Сибирский федеральный округ

16 567,9

18 474,4

20 286,5

Кемеровская область

16 666,0

18 511,1

19 733,6

Дальневосточный федеральный округ

22 870,0

25 503,9

28 773,8


 

Стоимость прожиточного минимума периодически пересматривается. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Таблица2.1.2- Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации

 

В %  к

Соответствующему периоду прошлого года

Предыдущему периоду

2011

1 квартал

99,7

75,9

2 квартал

98,9

112,9

3 квартал

102,0

100,4

4 квартал

101,5

118,0

год

 

100,5

2012

1 квартал

102,2

76,4

2 квартал

104,8

115,8

3 квартал

104,5

100,1

4 квартал

106,0

119,7

год

 

104,6

2013

1 квартал

105,6

76,1

2 квартал

103,2

113,2

3 квартал

102,5

99,4

4 квартал

102,6

119,9

год

 

103,2

2014

1 квартал

97,5

72,6


 

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в январе-апреле 2014г. снизились на 1,2%. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В апреле 2014г. по сравнению с соответствующим периодом 2013г. реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 1,9%.

В апреле 2014г. денежные доходы населения сложились в сумме 4 трлн 068,6 млрд руб. и увеличились по сравнению с апрелем 2013г. на 9,1%, денежные расходы населения составили 3 трлн 956,4 млрд руб. и увеличились на 9,4%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 112,2 млрд руб.

Следует отметить, что величина прожиточного минимума разнится по территории России. В таблице 2.1.3 приведены субъекты РФ, занимающие первые и последние пять мест по величине прожиточного минимума.

Таблица 2.1.3- Величина прожиточного минимума за третий квартал 2013 г

Место, занимаемое в Российской Федерации по величине прожиточного минимума всего населения

Регион

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц

все

 

население

из него по социально-демографическим группам

трудоспособное население

пенсионеры

Дети

 

Российская Федерация

7429

7429

7429

7429

1

Ненецкий автономный округ

16638

17357

13540

17817

2

Камчатский край

15750

16327

12647

16667

Продолжение таблицы 2.1.3

3

Чукотский автономный округ

14160

14671

11131

14176

4

Ямало-Ненецкий автономный округ

13926

14457

10938

13384

5

Саха (Якутия) Республика

13102

13923

10599

13346

67

Мордовия Республика

6743

7255

5575

6669

68

Тамбовская область

6673

7252

5630

6384

69

Курская область

6625

7148

5575

6368

70

Пензенская область

6517

7037

5408

6395

71

Крым Республика

5786

6211

4780

5884


Величина прожиточного минимума зависит от многих показателей, в том числе и от месторасположения территории. Но, несмотря на это, и внутри одного федерального округа наблюдаются значительные различия данного показателя. В таблице 2.1.4 приведены значения величины прожиточного минимума субъектов Сибирского федерального округа.

 

 

Таблица 2.1.4 – Величина прожиточного минимума субъектов Сибирского федерального округа за II квартал 2014 г.

Место, занимаемое в Российской Федерации по величине прожиточного минимума всего населения

Регион

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц

все

 

население

из него по социально-демографическим группам

трудоспособное население

пенсионеры

дети

19

Красноярский край

9111

9662

7103

9469

20

Томская область

8815

9315

7064

9095

21

Новосибирская область

8804

9386

7067

8961

24

Тыва Республика

8445

8749

6659

8760

25

Иркутская область

8342

8866

6726

8442

27

Забайкальский край

8300,49

8696,34

6618,42

8497,36

30

Бурятия Республика

8091

8471

6434

8246

32

Хакасия Республика

8033

8487

6444

8420

34

Алтай Республика

8015

8336

6661

8126

46

Алтайский край

7586

8135

6170

7524

47

Кемеровская область

7571

8036

6096

7850

61

Омская область

7238

7697

5845

7277


Итак, большая часть населения страны живет за чертой ниже прожиточного минимума. Следует отметить, что их число имеет тенденцию к сокращению, что является положительным моментом. Так, если в целом по стране на долю населения, проживающего за чертой ниже прожиточного минимума в 2000 г, приходилось 29% населения, то в 2006 г данный показатель сократился до 15,2%, в 2011 – до 12,7%, но если к 2012 показатель снизился до 10,7%, то к 2013 он опять увеличился до 11%, что говорит об ухудшении благополучия граждан. К сожалению, остаётся тот факто, что 15,7 млн. людей проживают в нищете.

Таблица 2.1.5 - Население России с доходами ниже прожиточного минимума

Года

Миллионов человек

% от численности населения

2000

42,3

29,0

2001

40,0

27,5

2002

35,6

24,6

2003

29,3

20,3

2004

25,2

17,6

2005

25,4

17,8

2006

21,6

15,2

2007

18,8

13,3

2008

19,0

13,4

2009

18,4

13,0

2010

17,7

12,5

2011

17,9

12,7

2012

15,4

10,7

2013

15,7

11,0


Данная ситуация актуализирует угрозу крайне резкой имущественной дифференциации населения.

В экономической теории существует много различных точек зрения на причины безработицы. Можно выделить три основные позиции по данному вопросу:

1. Причина безработицы  — завышенные требования самих  работников, предъявляемые работодателю  относительно размера желаемой  ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.

2.  Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.

Информация о работе Оценка безопасности в социально-экономической сфере РФ