Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Формирование гражданского общества, нового хозяйственного механизма на базе рыночных отношений, правового поля страны является основной целью проводимых в настоящее время реформ. Для достижения данной цели нужно решить целый комплекс задач. Одной из главных задач на современном этапе является структурная перестройка хозяйственного механизма с целью формирования конкурентоспособной рыночной среды. Отличительной особенностью рыночной экономики является в первую очередь формирование конкурентоспособной среды при распределении и перераспределении ресурсов. Оценка имущества и нематериальных активов как раз и призвана способствовать решению этих проблем. Таким образом, можно констатировать, что развитие и формирование оценки как специального вида деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и сотворения правового демократического строя страны.

Содержание

Введение
1. История развития оценочной деятельности в России
2. Характеристика состояния оценочной деятельности в РФ
3. Система регулирования оценочной деятельности
4. Главные понятия в соответствии с Федеральном законом “Об оценочной деятельности в РФ”
5. Механизм регулирования оценочной деятельности
6. Саморегулирование оценочной деятельности, проблемы и перспективы
7. Оценка стоимости предприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 105.94 Кб (Скачать файл)

В-третьих, предприятие как имущественный  комплекс не включает в себя такой  важный элемент любого бизнеса, как  лицензии и другие разрешительные документы, дающие право на занятие определенными  видами деятельности.

Особенно это актуально для  малого и среднего бизнеса, оказывающего услуги населению и предприятиям. Однако лицензии выдаются на юридическое  лицо, а не на предприятие — имущественный  комплекс. А между тем купля-продажа  бизнеса предполагает, что новому собственнику перейдет все в готовом  виде и ему не придется заново заниматься организацией бизнесс-процессов.

В-четвертых, покупка бизнеса, как  мелкого и среднего, так и крупного, зачастую представляет собой приобретение «входного билета», пропуска на рынок. Покупая предприятие, предприниматель  рассчитывает, что предприятие сохранит свои позиции на рынке и к нему вместе с имуществом перейдут также  и все клиенты. Это та область  отношений, которая описывается  понятием дело- вой репутации (good will) и в современной российской практике практически не отражается в официальной стоимости активов. Зачастую при покупке малого и среднего предприятия покупателя больше волнует сохранение клиентов, чем сохранение имущественного комплекса.

Таким образом, в настоящее время  понятие «предприятие», описанное  в ГК РФ, неадекватно отражает сущность сделок купли-продажи предприятий. В действительности, покупая предприятие, инвестор интересуется прежде всего  бизнесом в описанном выше смысле, а имущественный комплекс является только частью бизнеса.

Приобретение действующего бизнеса  может быть описано как cовокупность  действий по передаче субъекта предпринимательской  деятельности вместе с правами на ведение деятельности (в основном юридического лица), видов деятельности, активов и обязательств. Передача всех элементов бизнеса преемнику  позволяет ему продолжать заниматься данной предпринимательской деятельностью.

Однако важно иметь в виду, что процессу передачи бизнеса должна предшествовать его оценка.

Оценку бизнеса проводят в целях:

• повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

• определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи  акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного  решения необходимо оценить собственность  предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет  акций, а также возможные будущие  доходы от бизнеса;

• определения стоимости предприятия  в случае его купли-продажи целиком  или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или  смерти одного из партнеров;

• реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных  предприятий из состава холдинга;

• разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и  ценность имиджа; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

• страхования, в процессе которого возникает необходимость определения  стоимости активов в преддверии потерь; налогообложения;

• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества  предприятия независимыми оценщиками;

• осуществления инвестиционного  проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия  в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или  лизинга, внесения пая является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог  на имущество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Таким образом, обоснованность и достоверность  оценки стоимости имущественного комплекса  во многом зависят от того, насколько  правильно определена область использования  оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и  т. д.

При этом один и тот же объект, оцененный  в один и тот же момент, будет  обладать разной стоимостью в зависимости  от целей его оценки, поскольку  стоимость будет определяться разными  методами и со стороны различных  субъектов.

Примерная классификация целей  оценки бизнеса представлена в таблице

 

 

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое лицо

Обеспечение экономической безопасности Разработка планов развития предприятия  Выпуск акций Оценка эффективности  менеджмента 

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных и  разделительных

балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи предприятия  или его доли

Установление размера выручки  при упорядоченной ликвидации предприятия 

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог 

Страховые предприятия

Установление размера страхового взноса

Определение суммы страховых выплат

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных характеристик

Проверка обоснованности котировок  ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определение допустимой цены покупки  предприятия с целью включения  его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия к приватизации

Определение облагаемой базы для различных  видов

налогов

Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства

Оценка для судебных целей


 

Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:

• продажи некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически  или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при  неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим  и экологическим критериям;

• оформления залога под какую-то часть движимого имущества для  обеспечения сделок и кредита;

• страхования движимого имущества;

• передачи машин и оборудования в аренду;

• организации лизинга машин  и оборудования;

• определения налоговой базы для  основных средств при исчислении налога на имущество;

• оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал  другого предприятия;

• оценки машин и оборудования при реализации инвестиционного  проекта.

Оценка стоимости фирменного знака  или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

• при их перекупке, приобретении другой фирмой;

• при предоставлении франшизы новым  компаньонам, когда расширяется  рынок сбыта и увеличивается  объем продаж;

• при установлении ущерба, нанесенного  деловой репутации предприятия  незаконными действиями со стороны  других предприятий;

• при использовании их в качестве вклада в уставный капитал; при определении  стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости  предприятия.

1.2 Основные виды  стоимости и принципы оценки  стоимости предприятия

Основные виды стоимости

Оценочная деятельность состоит в  получении представления о стоимости  объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени.

Бизнес в зависимости от целей  оценки и обстоятельств может  оцениваться по-разному. Поэтому  для проведения оценки требуется  точное определение стоимости.

В соответствии со Стандартами оценочной  деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  № 519 от 6 июля 2001 г., в настоящее время  утверждены следующие виды стоимости.

1. Рыночная стоимость. «Рыночная  стоимость — наиболее вероятная  цена, по которой данный объект  может быть отчужден на открытом  рынке в условиях конкуренции,  когда стороны действуют разумно,  располагая всей необходимой  информацией, а на величине  сделки не отражаются какие-либо  чрезвычайные обстоятельства, т.  е. когда:

• одна из сторон сделки не обязана  отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать  исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены  о предмете сделки и действуют  в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

• цена сделки представляет собой  разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

• платеж за объект оценки выражен  в денежной форме.

Этот вид стоимости применяется  при решении всех вопросов, связанных  с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи  предприятия или части его  активов.

Рыночная стоимость является объективной, независимой от желания отдельных  участников рынка недвижимости и  отражает реальные экономические условия, складывающиеся на этом рынке.

2. Виды стоимости объекта  оценки, отличные от рыночной  стоимости:

• стоимость объекта оценки с  ограниченным рынком — стоимость  объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или  требует дополнительных затрат по сравнению  с затратами, необходимыми для продажи  свободно обращающихся на рынке товаров;

• стоимость замещения объекта  оценки — сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. Этот вид стоимости широко используется в сфере страхования;

• стоимость воспроизводства объекта  оценки — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного  объекту оценки, с применением  идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. В данном случае воспроизводится  тот же моральный износ объекта  и те же недостатки в архитектурных  решениях, которые имелись у оцениваемого объекта. Не учитывается при этом только физический износ;

• стоимость объекта оценки при  существующем использовании — стоимость  объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и целей  его использования;

• инвестиционная стоимость объекта  оценки — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Типичный инвестор, вкладывая в бизнес, стремится  получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный  капитал. Поэтому расчет инвестиционной стоимости производится исходя из ожидаемых  данным инвестором доходов и конкретной ставки их капитализации. Инвестиционная стоимость является исходным пунктом  переговоров по сделкам купли-продажи, при поглощениях, слияниях и т,д;

• стоимость объекта оценки для  целей налогообложения — стоимость  объекта оценки, определяемая для  исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями  нормативных правовых актов (в том  числе инвентаризационная стоимость);

• ликвидационная стоимость оценки — стоимость объекта оценки в  случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока  экспозиции аналогичных объектов. Различают  упорядоченную и принудительную ликвидацию. Упорядоченная ликвидация проводится в течение времени, достаточного для получения максимальной цены. Принудительная ликвидация означает возможно более срочную распродажу активов. Естественно, что она дает меньшую стоимость. При любой ликвидации учитываются затраты на ликвидацию (комиссионные агентам по распродаже, затраты на содержание администрации ликвидируемого предприятия и др.). Западная практика показывает, что ликвидационная стоимость фирмы как единого целого меньше суммы выручки от продажи ее активов;

• утилизационная стоимость объекта  оценки — стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с  учетом затрат на утилизацию объекта  оценки;

• специальная стоимость объекта  оценки — стоимость, для определения  которой в договоре об оценке или  нормативном правовом акте оговариваются  условия, не включенные в понятие  рыночной или иной стоимости, указанной  в настоящих стандартах оценки.

2. Принципы оценки стоимости  предприятия:

Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов. При оценке бизнеса можно выделить три группы взаимосвязанных принципов  оценки:

основанные на представлениях собственника;

связанные с эксплуатацией собственности:

обусловленные действием рыночной среды.

Первая группа принципов включает в себя:

Принцип полезности, который заключается  в том, что чем больше предприятие  способно удовлетворять потребность  собственника, тем выше его стоимость. Чем больше полезность, тем выше его стоимость.

С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия  не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с  такой же полезностью, кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки.

Принцип замещения - он определяется следующим образом: максимальная стоимость  предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Информация о работе Оценка бизнеса