Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:52, реферат
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.
I. Экологическая безопасность
II. Экологическая экспертиза
III. Лицензирование природопользования
IV. Декларирование безопасности опасных промышленных объектов
V. Экологический аудит
VI. Экологическое страхование
Список литературы
Принцип независимости и вневедомственности относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее сформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица, её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчика документации.
Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д.
Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадии развития. В законодательстве определены два вида ЭЭ - государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).
III. Лицензирование природопользования
Лицензирование
Анализ законодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии по различным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые, краткосрочные и долгосрочные.
Лицензирование изъятия
Федеральные органы исполнительной власти выдают лицензии на следующие отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
• Деятельность в области охраны окружающей среды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, принятым в соответствии с Постановлением № 1418, утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», которое определяет порядок выдачи лицензий:
Порядок проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 18 июня 1996 г. № 282.
• Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и места регистрации и определяется «Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».
Лицензии на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок через Российскую Федерацию, выдаются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании решения Минприроды России о возможности осуществления ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
Использование экологической лицензии позволяет отказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Концепцию экологических лицензий с начала 70-х годов XX в. разрабатывает и совершенствует Агентство по охране окружающей среды США.
К основным составляющим механизмов экологического лицензирования относятся:
В основе решения, принимаемого
предприятием-покупателем
Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.
IV. Декларирование безопасности опасных промышленных объектов
Вопросы обеспечения промышленной безопасности потенциально опасных объектов экономики регулируются федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (№ 116-ФЗ от 21 июля 1997 года).
Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
· находятся воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные или высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
· используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115оС;
· используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
· получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
· ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации опасного производственного объекта, а также проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляться на основании соответствующей лицензии.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
· соблюдать законодательные и иные требования в области промышленной безопасности;
· иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
· допускать к работе на опасном
производственном объекте лиц, удовлетворяющих
соответствующим
· обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
· иметь нормативные правовые акты
и нормативные технические
· организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
· обеспечивать приборный контроль за производственными процессами;
· обеспечивать проведение экспертизы зданий, испытания сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
· не допускать на опасные производственные объекты посторонних лиц;
· обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
· разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
· выполнять предписания лиц (органов) специально уполномоченных в области промышленной безопасности;
· приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
· осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
· принимать участие в техническо
· информировать соответствующие органы об аварии на опасном производственном объекте;
· принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
· вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте и др.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
· соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;