Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время субъекты Российской Федерации стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строящими свои экономические взаимоотношения с федеральным центром, другими регионами и муниципальными образованиями. Вместе с тем резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей отрицательно сказываются на экономике ряда регионов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность региона как объекта управления…………………………………4
1.2 Специализация и комплексное развитие региона………………………..…5
1.3 Кадровое обеспечение органов регионального управления…………….…7
1.4 Управление экономикой региона………………………………………….…9
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.........................................................................15
2.1Развитиеэкономики Чеченской Республики ……………………………….15
2.2 Социальное развитие Чеченской Республики …………………………….22
2.3 Результаты и перспективы развития Чеченской Республики ……………25
ЗПКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА……………………..….…31

Вложенные файлы: 1 файл

Курс-я.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Складывающаяся политико-экономическая  ситуация в стране создает противоречие между ожиданиями общества, что все  большая часть его ресурсов будет  направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью  государства выделять необходимые  для этого средства.

В образовании предусматривается  оптимизация сети образовательных  учреждений как способ обеспечения доступности и равных условий получения качественного образования, переход на новые стандарты оценки деятельности образовательных учреждений и новый базисный учебный план, создание базовых школ по предпрофильному и профильному обучению, открытие инновационных площадок.

Основные усилия в развитии здравоохранения будут направлены на укрепление материально-технической  базы лечебно-профилактических учреждений, совершенствование диагностики  и профилактики заболеваний и  первичной медико-санитарной помощи, строительство офисов врачей общей  практики.

Наличие здорового поколения  и ведение здорового образа жизни  обуславливают высокое качество жизнедеятельности населения, что, в свою очередь, является одним из факторов развития высокотехнологичной  экономики. Таким образом, формирование высокого качества жизни в городе закладывает предпосылки будущего экономического прорыва.

Успех развития экономики  во многом зависит от способности  органов власти создавать условия  для стимулирования предпринимательской  инициативы, поддержки развития малого и среднего бизнеса. Для дальнейшего  развития экономической стабильности недостаточны только реконструкция  и модернизация существующих основных фондов, необходимо их полное и качественное обновление, т.е. дальнейшее развитие экономики  возможно только на основе внедрения  принципиально новой техники  и технологий. Финансовым обеспечением этого могут быть очень крупные  инвестиции, намного больше вложенных  в последние годы, и, в основном, за счет собственных средств предприятий. Поэтому управление развитием экономики города будет осуществляться по трем основным направлениям: привлечение инвестиций; взаимодействие с крупным бизнесом; поддержка малого и среднего бизнеса. 8

Основными задачами экономической  политики органов власти Чеченской Республики будут: снижение бюрократических барьеров для начала и развития бизнеса и инвестирования, создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции.

Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим  основным направлениям:

- дальнейшее развитие  и совершенствование размещения  торговой сети, предприятий общественного  питания и бытового обслуживания  для обеспечения территориальной  и ценовой доступности товаров  и услуг;

- улучшение качества предоставляемых  услуг и совершенствование деятельности  по защите прав потребителей;

- подготовка квалифицированных  кадров и формирование качественно  новой системы управления персоналом  организаций отрасли.

Оценка эффективности  социально-экономических преобразований от реализации Стратегического плана  и подпрограммных мероприятий производится на основе системы индикаторов, характеризующих  социально-экономическую ситуацию в регионе. Реализация мероприятий, включенных в подпрограммы, позволит обеспечить:

В экономике: увеличение отношения  среднемесячной номинальной начисленной  заработной платы к величине среднемесячного  прожиточного минимума на 30%, увеличение объема отгруженной промышленной продукции на 50%, увеличение душевого объема инвестиций в основной капитал в 2,2 раза, увеличение числа занятых в малом предпринимательстве на 15%.

В жилищно-коммунальном комплексе: повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, формирование механизмов государственно-частного партнерства в коммунальном секторе города, снижение удельного веса площади ветхого и аварийного жилищного фонда в общем жилищном фонде до 2 %.

В социальной сфере: повышение  обеспеченности жильем до 28 кв.м на человека, повышение качества образования за счет переориентации образовательной услуги на потребности потребителей, повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, повышение качества услуг в области культуры за счет переориентации услуг на потребности потребителей, повышение уровня удовлетворенности населения от объема и качества туристических услуг, повышение доступности для детей и молодежи к услугам дополнительного образования в области прикладного и научно-технического творчества, к оздоровлению через занятия физкультурой и спортом.

Таким образом, прогноз развития Чеченской Республики должен учитывать общее экономическое состояние как РФ, так и Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Проведенный анализ экономического положения Чеченской Республики позволяет сделать вывод о том, что ключевыми проблемами региона в долгосрочной перспективе являются: энергодефицитность; углубление демографических осложнений; низкая диверсификация промышленного производства; наличие существенных ограничений по производственным мощностям; недостаточная проработанность региональных инвестиционных программ; высокий уровень конкуренции между регионами за внешние инвестиционные ресурсы. Для преодоления нарастающих ограничений экономического развития необходимы существенные объемы инвестиций в основной капитал, которые должны создать базу для устойчивого развития области. В то же время долгосрочное развитие региона не может опираться исключительно на эти виды экономической деятельности. В этой связи необходима постепенная диверсификация экономики области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регион – это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика). Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Оценка уровня жизни опирается на структурные показатели, отражающие условия труда, воспроизводства человеческого капитала и быта. В соответствии с этим выбираются инструменты управления в производственной, социальной и бытовой сферах деятельности населения.

Вологодская область остается одним из наиболее динамично развивающихся  регионов Северо-запада России. Достигнуты высокие (по российским меркам) показатели уровня жизни населения. В последние  годы активно использовался промышленный потенциал региона. В народном хозяйстве  Вологодской области образовался  комплекс проблем, связанных с нарастанием  ограничений экономического развития по труду и капиталу. Существенную проблему представляет энергодефицитность региона. В условиях нарастания демографических проблем и ограничений по труду естественным путем сохранения высоких темпов экономического развития является повышение производительности труда. Решение данной задачи так же связано с увеличением инвестиционной активности. Для того, чтобы избежать снижения темпов экономического роста в 2012-2020 гг., необходима разработка стратегии развития отраслей «второго эшелона». Такими отраслями могут быть сельское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроительный комплекс, электроэнергетика, туристический комплекс. В соответствии с результатами можно предположить, что реализация всех проектов позволит преодолеть существующие ограничения экономического развития региона и создать предпосылки устойчивого роста в долгосрочной перспективе.

Складывающаяся политико-экономическая  ситуация в стране создает противоречие между ожиданиями общества, что все  большая часть его ресурсов будет  направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью  государства выделять необходимые  для этого средства. Оценка эффективности социально-экономических преобразований от реализации Стратегического плана и подпрограммных мероприятий производится на основе системы индикаторов, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионе. Формирование высокого качества жизни в городе закладывает предпосылки будущего экономического прорыва. Для дальнейшего развития экономической стабильности недостаточны только реконструкция и модернизация существующих основных фондов, необходимо их полное и качественное обновление, т.е. дальнейшее развитие экономики возможно только на основе внедрения принципиально новой техники и технологий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА

1. Видянин, В.И. Региональная экономика. Учебник / В.И. Видянин. - М.: ИНФРА – М, 2007. - 686 с.

2. Гранберг , Л. Г. Основы региональной экономики / Л.Г. Гранберг. - М.: ЭКСМО, 2007. - 452 с.

3. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов России: тенденции и проблемы переходного периода / Н.В. Зубаревич. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 213 с.

4. Коломийченко, О.В. Стратегическое  планирование развития регионов  России: методология, организация  / О.В. Коломийченко. - СПб.: Наука, 2005. - 235 с.

5. Кусков, А.С. Социально-экономическая  и политическая география мира  и России: учебное пособие для  вузов / А.С. Кусков. - М.: КноРус, 2005. - 271 с.

6. Морозова, Т. Г. Региональная  экономика / Т.Г. Морозова. - М.: Дрофа, 2005. – 381 с.

7. Орешин, В.П. Управление  региональной экономикой / В.П. Орешин. - М.: ТЕИС, 2005. – 312 с.

8.Смирнов, С.Н. Региональные  аспекты социальной политики / С.Н.  Смирнов. - М.: Гелиос, 2009. – 255 с.

9.Смирнов, С.Н. Региональные  аспекты социальной политики / С.Н.  Смирнов. - М.: ИНФРА - М, 2005. – 143 с.

10.Фетисов, Г.Г. Региональная  экономика и управление: Учебник  / Г.Г. Фетисов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

11. Чепалыга, А.Л. Регионоведение: учебник для вузов / А.Л. Чепалыга. - М.: Дашков и Ко, 2005. – 100 с.

 

1  Видянин, В.И. Региональная экономика. Учебник / В.И. Видянин. - М.: ИНФРА – М, 2007.

2 Морозова, Т. Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: Дрофа, 2005.

3 Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4 Орешин, В.П. Управление региональной экономикой / В.П. Орешин. - М.: ТЕИС, 2005.

5 Смирнов, С.Н. Региональные аспекты социальной политики / С.Н. Смирнов. - М.: Гелиос, 2009.

6 Смирнов, С.Н. Региональные аспекты социальной политики / С.Н. Смирнов. - М.: ИНФРА - М, 2005.

7 Коломийченко, О.В. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация / О.В. Коломийченко. - СПб.: Наука, 2005.

8 Ильин, В.А. Укрепление местного самоуправления – важнейший путь ускорения развития района / В.А. Ильин // Становление местного самоуправления. - 2008. - № 14. – С. 45 – 46.

 


Информация о работе Оценка социально - экономического развития Чеченской Республики