Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:53, курсовая работа
При создании национального законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности в России максимально учитывается многолетний опыт и практика патентных ведомств зарубежных стран. На основе общепризнанных международных норм было разработано законодательство об охране прав на такие объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, сорта растений, топографии интегральных микросхем, а также об охране прав на указание происхождения товаров.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты интеллектуальной собственности……..4
Понятие интеллектуальной собственности………………………………4
Объекты интеллектуальной собственности………………………………9
Нормативно-законодательная база оценки результатов интеллектуальной собственности………………………………………..22
Глава 2. Оценка стоимости интеллектуальной собственности…………..32
Характеристика объекта исследования………………………………….32
Расчет стоимости объекта оценки……………………………………….34
Оценка результатов……………………………………………………….40
Глава 3. Пути совершенствования методов оценки интеллектуальной собственности в РФ…………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………...50
Список использованной литературы………………………………………..52
Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде различных значков, рисунков, символов. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.
Объемные товарные знаки представляют собой изображение товарного знака в трех измерениях. Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия, например форма мыла, пилюли и т.д., либо его упаковка, например форма бутылки для напитка или флакона для духов.
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Одним из самых распространенных их видов являются этикетки в которых сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении (например обертка для конфет «Мишка косолапый» зарегистрированная Московской экспериментальной кондитерской фабрикой «Красный Октябрь»).
Кроме перечисленных видов товарных знаков допускается к регистрации и другое обозначение товаров и услуг, в частности звуковые, световые, обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей.
Знак обслуживания. Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличить услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других. Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрированным. В российском законодательстве знакам обслуживания предъявляются такие же требования, как и к товарным знакам.
Наименование мест происхождения товара. Наименование мест происхождения товара - это наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно. Наименования мест происхождения товара, несмотря на сходство с товарными знаками и знаками обслуживания, обладают особенностями. Прежде всего, обозначения товаров в данном случае должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности. Специфические свойства, которые в праве ожидать потребителя от товара, обозначенного его привязкой к определенного географическому объекту, должны носить стабильный, устойчивый и известный характер. Как правило, они обусловливаются особыми природными условиями географической среды (краснодарский чай, вологодское масло и т.п.) и (или) профессиональным опытом и традициями производства изготовителей товаров, проживающих в данной местности (хохломская роспись, гжель, вологодские кружева и т.п.). Из самой сущности данного объекта промышленной собственности вытекает, что он может быть выражен лишь в словесной форме. Это может быть название страны (Российский), населенного пункта (Московский), местности (Балтийский) или другого географического объекта (Алтайский), которые, в свою очередь, могут официальными (Санкт-Петербургский) или неофициальными (Питерский), полными (Санкт-Петербургский) или сокращенными (Петербургский), современными (Петербургский) или историческими (Ленинградский).
Открытие. Особую роль в развитии научно-технического прогресса играют фундаментальные исследования. Они не только дают новые знания об окружающем нас материальном мире, но и являются основой для создания принципиально новых средств воздействия на природу.
Наиболее значительным результатом фундаментальных исследований являются научные открытия. Под открытием обычно подразумевается обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. Иными словами, это понятие тесно связано с областью познания и может выражать, с одной стороны, процесс научного познания, а с другой стороны - его результат.
Коммерческая тайна. Коммерческой тайной является информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В основе коммерческой тайны лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Под понятием коммерческой тайны могут быть подведены сведения связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия.
Топология интегральной микросхемы. Топология интегральной микросхемы представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов и связей между ними. Материальным носителем выступает кристалл интегральной микросхемы. Правовая охрана этого вида интеллектуальной собственности особенно важна, так как практически любая топология может быть быстро и относительно дешево скопирована заинтересованными лицами.
Селекционные достижения. Селекция представляет собой эволюцию растений и животных, направляемую волей человека. В отличии от изобретателей, в основном имеющих дело с объектами неживой природы, селекционеры работают с природными системами. Селекционные достижения в России и большинстве стран мира рассматриваются в качестве особых объектов интеллектуальной собственности. Результатом деятельности селекционеров является решение конкретной практической задачи, состоящей в выведении нового сорта растения или породы животного с необходимыми для человека качествами.
Секреты производства (ноу-хау), коммерческая тайна как объекты интеллектуальной собственности.
Секрет производства (ноу-хау)
- техническая, организационная или
коммерческая информация, которая защищается
от незаконного использования
В законе РФ «О коммерческой
тайне» детально прописываются правовые
нормы охраны, передачи и использования
секретов производства (ноу-хау). Здесь
речь идет о ноу-хау только такого
типа, когда о результатах
Понятие коммерческая тайна
существенно шире, чем понятие
«секреты производства (ноу-хау)», так
как коммерческую тайну могут
составлять также списки клиентов,
бухгалтерские документы и
Нормативная основа оценочной деятельности в области оценки имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности представлена следующими актами:
Нормативной основой для проведения оценочных мероприятий является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 1.
Данный Федеральный закон более направлен на регулирование корпоративных аспектов оценочной деятельности, чем на регулирование самой методики и стандартов оценки. Упоминания о методиках оценки лишь фрагментарные: так, ст. 11 указанного закона устанавливает, что отчет об оценке «может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки»; ст. 14 устанавливает право оценщика определять метод оценки в соответствии со стандартами оценки.
Детальное регулирование методики оценки ОИС содержится в «Методических рекомендациях по оценке интеллектуальной собственности», утвержденных Минимуществом РФ 26.11.2002 2
В соответствии с указанными «Рекомендациями» используются три подхода к оценке объекта интеллектуальной собственности – доходный, затратный и сравнительный подходы.
Выше рассмотрена и обоснована необходимость проведения оценки объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время в учебной и научной литературе часто поднимается тема оценки нематериальных активов. Обсуждаются методы, способы, факторы оценки и прочие детали, однако ключевое определение – понятие оценки – не приводится. В связи с этим нераскрытыми остаются цель и значение оценочной деятельности в данной сфере. Поэтому видится необходимым сформулировать собственно понятие оценки.
Оценка интеллектуальной собственности – деятельность по определению стоимости нематериальных активов, подчиненная некоторым правилам. Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости ОИС. Метод оценки – конкретизация способа оценки в рамках используемого подхода. Иными словами, метод представляет собой детализацию подхода, учитывающую особенности объекта оценки.
В настоящее время разработаны рекомендации по применению подходов и методов оценки стоимости интеллектуальных активов предприятия:
1. Затратный подход применяется при:
а) невозможности найти аналог оцениваемого объекта;
б) отсутствии какого-либо опыта реализации аналогичных объектов;
в) нестабильности прогнозируемых денежных потоков;
г) нахождении объекта оценки на ранней стадии жизни ОИС.
В рамках этого подхода выделяется несколько методов;
1.1. Метод исторических затрат применяется, когда:
а) существует возможность четко определить произведенные затраты во времени;
б) затраты зафиксированы документально;
в) имеется информация об индексе изменения цен.
1.2. Метод затрат на
воспроизводство применяется,
1.3. Метод затрат на замещение применяется, когда:
а) имеется информация о том, какие затраты необходимо осуществить для создания объекта;
б) на рынке существует предложение ОИС, альтернативных оцениваемому.
2. Доходный подход применяется, когда:
а) объект оценки уже используется в производственной деятельности предприятия;
б) можно с достаточной степенью точности определить будущие денежные потоки, генерируемые оцениваемым ОИС.
2.1. Метод преимущества в прибыли применяется, когда:
а) продукция производилась ранее без применения ОИС;
б) можно выделить дополнительную прибыль, которую производитель получает от реализации продукции с использованием ОИС.
2.2. Метод преимущества в расходах применяется, когда:
а) возможна оценка экономии на затратах при внедрении ОИС;
б) можно оценить ожидаемую выручку от реализации продукции с использованием ОИС.
2.3. Метод выделения доли прибыли применяется, когда:
а) можно оценить ожидаемую прибыль от использования ОИС;
б) существует возможность оценки доли прибыли, приходящейся на оцениваемый ОИС;
в) нужно оценить стоимость ОИС, с помощью которых выпускается ранее не производимая продукция.
2.4. Метод опционов применяется, когда:
а) оцениваемый ОИС является ликвидным (наличие рынка оцениваемого ОИС);
б) изменчивость цены ОИС остается одинаковой;
в) имеется информация о затратах и будущих поступлениях, связанных с оцениваемым ОИС.
2.5. Метод освобождения от роялти применяется, когда:
а) имеется информация о ставках роялти при передаче аналогичных ОИС по лицензионным соглашениям;
б) можно оценить ожидаемую выручку от реализации продукции с использованием ОИС.
Выделяют также:
2.6. Метод дробления прибыли.
3. Сравнительный подход
применяется, когда существует
эффективно функционирующий
3.1. Метод сравнения продаж применяется, когда:
а) имеется информация о продажах сопоставимых ОИС (по техническим и функциональным характеристикам, объему передаваемых прав, отрасли применения);
б) имеется информация о величинах и ценах сделок на рынке аналогичных ОИС;
в) существует возможность
определения необходимых
3.2. Метод на основе
отраслевых стандартов
а) имеется информация о сделках на рынке ОИС для определения отраслевых ставок роялти;
б) доступна информация о делах, рассматриваемых судами по аналогичным ОИС;
Информация о работе Оценка стоимости интеллектуальной собственности