Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:18, реферат
Краткое описание
В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 1.1 Сущность, назначение и структура АПК 1.2 Государственное регулирование в аграрной сфере 1.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 2.1 Оценка состояния аграрной сферы в России 2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ 2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ 3.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы 3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Следует подчеркнуть, что государственное
регулирование распространяется в той
или иной степени на все отрасли народного
хозяйства. Весьма значимую роль оно играет
в развитии именно аграрного сектора по
ряду объективных и субъективных причин.
1.3 Государственного регулирования
аграрной сферы в России: исторические
аспекты
Государственное регулирование
аграрной сферы имеет глубокие исторические
корни. В России государственная поддержка
сельского хозяйства появилась еще при
проведении реформ 1861г. Финансирование
аграрных преобразований проходило по
нескольким направлениям: на содержание
землеустроительных организаций, на помощь
крестьянам при землеустройстве, льготное
кредитование. Так, для крестьян при переходе
на новые формы землепользования выдавались
долгосрочные беспроцентные ссуды на
приобретение сельскохозяйственного
инвентаря и семян, строительство, развитие
кустарной промышленности, отдавался
«безусловный приоритет сельскому хозяйству
за счет всего общества».
На протяжении более чем столетней
истории регулирование аграрной экономики
осуществлялось как административными,
так и экономическими мерами. При этом,
как правило, в историческом аспекте эти
методы сменяли поочередно друг друга,
но преимущество отдавалось административным
методам.
Ярким примером административных
методов регулирования, на наш взгляд,
можно считать политику «военного коммунизма»
в период гражданской войны и военной
интервенции 1918- 1920 гг. Характерной особенностью
«военного коммунизма» было внеэкономическое
принуждение. Важнейшей особенностью
«военного коммунизма» была ставка на
прямой продуктообмен.
Одна из наиболее характерных
черт «Военного коммунизма» -- продразверстка
-- обязательная сдача государству крестьянами
по развёрстке всех излишков продовольствия
по твёрдой цене. Данная политика характеризовалась
натурализацией хозяйства, свёртыванием
товарооборота, уменьшением роли и значения
денег, кредита, финансов.
Катастрофическое положение
сельского хозяйства, ставшее результатом
политики «военного коммунизма» заставило
правительство ненадолго ослабить административный
нажим и задействовать ряд экономических
рычагов регулирования экономики.
Самый ранний пример попытки
экономического регулирования аграрной
сферы в ХХ веке является провозглашение
НЭПа в 1921 году. Система продразверстки
была заменена натуральным налогом, а
затем (с 1923 г.) - денежным налогом. Отказ
от системы продразверстки и установление
посильного для хозяйств натурального
налога, возможность использования излишков
произведенной продукции, введение договорно-арендной
формы приписки советских хозяйств, децентрализация
управления и расширение прав заведующих
хозяйствами - все это создавало реальную
основу для быстрого подъема совхозной
экономики.
В целом же следует отметить,
что НЭП характеризовался острыми противоречиями,
отсутствием целостности подходов к управлению
и решительной схваткой между экономическими
и административными методами. К 30-м годам
ХХ века новая экономическая политика
была свернута и усилены меры административного
регулирования экономики.
На следующем историческом
этапе предпочтение было отдано административным
методам. Спустя десять лет после введения
НЭПа начался процесс «коллективизации».
Объединение крестьянства в систему коллективных
хозяйств под контролем государства имело
своей целью обеспечение ресурсов для
быстрого экономического роста. В процессе
коллективизации образовывались два типа
хозяйств: колхозы и совхозы. В кооперативах
(колхозах) крестьяне должны были поставлять
государству фиксированный объем продуктов;
оплата же производилась в зависимости
от трудового вклада каждого (количества
«трудодней»). Закупочные цены, установленные
государством, были крайне низкими, тогда
как требуемые поставки - высокими, иногда
превышающими весь урожай.
Резко отрицательные итоги
коллективизации объясняются, в первую
очередь ее насильственным характером.
Крестьяне перестали чувствовать себя
хозяевами на земле, существенный ущерб
культуре хозяйствования нанесло уничтожение
зажиточного, т.е. наиболее умелого и трудолюбивого
крестьянства. Несмотря на механизацию
и расширение посевных площадей за счет
освоения новых земель на целине и в других
районах, повышение закупочных цен и введение
пенсий и других социальных пособий колхозникам,
производительность труда в колхозах
и совхозах отставала от того уровня, который
существовал на приусадебных участках
и тем более на Западе; и валовой объем
сельскохозяйственного производства
все более отставал от роста населения.
Из-за отсутствия стимулов в работе сельскохозяйственные
машины и оборудование колхозов и совхозов
нередко содержалось в плохом состоянии,
семена и удобрения использовались расточительно,
большими были потери при уборке урожая.
Следующим историческим этапом
развития сельского хозяйства в нашей
стране принято считать «хрущевскую оттепель».
В этот период административный нажим
на сельскохозяйственные предприятия
был несколько ослаблен путем изменений
критериев планирования в сельском хозяйстве.
Теперь колхозы получали только обязательные
задания по заготовкам вместо жёсткой
регламентации деятельности. Они впервые
могли решать сами, как использовать собственные
ресурсы и организовать производство.
Государство с помощью бюджетных
средств, особенно в 80-е гг. стремилось
поднять финансовое, экономическое и социальное
положение сельского хозяйства, обеспечить
его стабильное развитие и отчасти решить
продовольственную проблему страны.
Однако применение только методов
административного регулирования не дало
ожидаемых результатов и, начиная с середины
80-х годов, прошлого столетия, государство
стало принимать решения в области поддержки
сельского хозяйства, опираясь преимущественно
на экономические методы. В частности,
был принят Закон «Об общих началах предпринимательства
в СССР». Проведена реорганизация банковской
системы, созданы коммерческие и кооперативные
банки, расширилось привлечение в экономику
иностранных инвестиций. Появились фермерские
и частные крестьянские хозяйства.
Аграрная реформа, проводимая
с начала 90-х гг., должна была решить несколько
задач, в том числе:
· в экономической области -
формирование эффективного устойчивого
агропромышленного производства, обеспечивающего
в рыночных условиях более высокие показатели
уровня и эффективности производства,
удовлетворяющие потребности страны в
продуктах питания и сельскохозяйственном
сырье при безусловном обеспечении продовольственной
безопасности государства;
· в социальной сфере - создать
условия для комплексного обустройства
деревни и сельского развития, преодолеть
разрыв в уровне жизни сельского и городского
населения;
· в области экологии - обеспечить
производство экологически чистого продовольствия.
Вместе с тем, приняв курс на
рыночные преобразования, государство
полностью самоустранилось от регулирования
экономических процессов в сельском хозяйстве,
и, как следствие, начатые в начале 90-х
годов прошлого столетия реформы привели
к довольно плачевным результатам: это
и катастрофическое снижение объемов
производства практически во всех отраслях
народного хозяйства, и гиперинфляция,
и резкое увеличение внешнего и внутреннего
долга страны, и падение уровня жизни населения
и т.д.
Разразившийся мировой экономический
кризис не обошёл стороной и Россию. По
оценке Всемирного банка, российский кризис
2008 года «начался как кризис частного
сектора, спровоцированный чрезмерными
заимствованиями частного сектора в условиях
глубокого тройного шока: со стороны условий
внешней торговли, оттока капитала и ужесточения
условий внешних заимствований». Произошёл
обвал на фондовом рынке России, девальвация
рубля, снижение промышленного производства,
ВВП, доходов населения, а также рост безработицы.
Антикризисные меры правительства потребовали
значительных трат (См. Приложение
1).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РФ
2.1 Оценка состояния
аграрной сферы в России
От состояния агропромышленного
комплекса во многом зависит развитие
экономики страны, ее национальная безопасность,
жизненный уровень населения. В России
в сельском хозяйстве и пищевой промышленности
работает каждый пятый, занятый в сфере
материального производства, удельный
вес этих отраслей в ВВП составляет около
9%, на долю продовольственных товаров
приходится 46% общего объема розничного
товарооборота. В сельской местности проживает
27% населения страны. Сельское хозяйство
является потребителем продукции многих
отраслей промышленности и сферы услуг,
обеспечивая занятость миллионов трудоспособного
населения.[6]
АПК в современной России имеет
множество важных и острых проблем, например,
из года в год уменьшается поголовье крупного
рогатого скота, в том числе и коров. В
результате снижаются возможности наращивания
производства мяса и молока. Финансово-экономическое
положение сельскохозяйственных предприятий
животноводства остается сложным. Неконтролируемый,
экономически необоснованный рост цен
на энергетические ресурсы, машины и оборудование,
используемые в животноводстве, негативно
влияет на себестоимость продукции. Некоторый
рост цен на реализуемую продукцию не
компенсирует сделанных затрат. В результате
в целом по стране производство продукции
животноводства продолжало оставаться
убыточным. И такое положение остается,
к сожалению, стабильным на протяжении
многих лет. Нерентабельное производство
мяса всех видов, предельно малая выручка
от реализации молока вынуждают сельскохозяйственные
предприятия, которые производят 50% объема
скота и птицы, около 60% молока, сокращать
поголовье скота. Эти данные представлены
в таблице 1:
Таблица 1 - Поголовье скота
в хозяйствах всех категорий (на конец
года) (млн. голов)
Поголовье
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Крупный рогатый скот
Из них коровы
Свиньи
Овцы и козы
21,0
9,1
16,2
21,6
22,2
9,2
18,3
24,7
20,7
8,9
18.6
21,8
Важное значение для развития
сельскохозяйственного производства
отводится мелиорации земель. В стране
мелиорированных земель осталось немногим
более 9 млн. га. Количество орошаемых и
осушенных земель делится примерно поровну.
По ряду объективных причин (недостаток
финансовых средств, слабое техническое
переоснащение систем, потеря кадров)
в последние годы резко ухудшилось состояние
мелиорированной системы, гидротехнических
сооружений, насосно-силового оборудования,
поливной техники. Все это способствует
дальнейшему выбытию мелиорированных
земель, ведет к потерям их продуктивности.
И в связи с этим выделенных в 2011 г. федеральным
бюджетом средств на финансирование мелиоративных
мероприятий было недостаточно.
Невозможно улучшать положение
дел в отраслях агропромышленного комплекса
без использования современных технологий
и необходимого количества новой техники.
Однако еще при плановой экономической
системе в 1980-е и 1990-е гг. сельское хозяйство
было хуже оснащено тракторами, комбайнами
и другой сельскохозяйственной техникой,
чем страны Европы и США.
В 2010 г. машинотракторный парк
продолжал сокращаться, его физический
и моральный износ стремительно усиливался.
С каждым годом обеспеченность сельскохозяйственных
товаропроизводителей основными видами
сельскохозяйственной техники падает
на 1-3%. Около 70% имеющихся машин и тракторов
выработали свой срок амортизации. При
этом лишь 4-10% объемов работ по ремонту
сложной техники выполняется на ремонтных
заводах и в специализированных мастерских.
По данным Минсельхоза России,
поступление новой техники в сельское
хозяйство по стране составляет 2-4% в год,
списание - 6-10%. На эти цели необходимо
ежегодно выделять до 70 млрд. руб. Пока
же хозяйства всех форм собственности
в истекшем году приобрели сельскохозяйственной
техники на сумму около 800 млн. руб.
2.2 Методы государственного
регулирования аграрной сферы
РФ
агропромышленный
государственный регулирование
Проблемы государственного
регулирования аграрного сектора в России
приобрели немаловажное значение в связи
с переходом к рынку. Как известно, сельское
хозяйство - особая отрасль, доходы которой,
исходя из ее немонопольной природы, всегда
отстают от других отраслей.
Практически во всех странах
сельское хозяйство является одной из
наиболее поддерживаемых государством
отраслей.
Государственное регулирование
представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей
социально - экономической системы к изменяющимся
условиям.
Весомый аргумент в пользу государственной
поддержки сельского хозяйства - падение
доходов сельхозпроизводителей по сравнению
с другими отраслями. Вмешательство государства
- попытка восстановления справедливости.
По мнению специалистов в настоящее
время стабилизация в сельском хозяйстве
сама по себе не может произойти. Сельское
хозяйство способно возродиться только
при активной государственной поддержке.
Наиболее полно практикуемые
в мире меры государственной поддержки
агропромышленного комплекса, сгруппированные
по целевому признаку.
Выделяет меры прямого и косвенного
государственного регулирования. К мерам
прямого государственного регулирования
относится поддержка доходов сельхозпроизводителей:
прямые государственные компенсационные
платежи; платежи при ущербе от стихийных
бедствий; платежи за ущерб, связанный
с реорганизацией производства выплаты
за сокращение посевных площадей. Вынужденный
забой скота и т.д.
К мерам косвенного государственного
регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство
на рынке продовольствия посредством
поддержки внутренних цен на
сельскохозяйственную продукцию, установления
квот и тарифов, установления
налогов на экспорт и импорт
продовольствия;