Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:18, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Сущность, назначение и структура АПК
1.2 Государственное регулирование в аграрной сфере
1.3 Государственное регулирование аграрной сферы: исторические аспекты
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
2.1 Оценка состояния аграрной сферы в России
2.2 Методы государственного регулирования аграрной сферы РФ
2.3 Партнерство России с другими странами в области аграрной сферы
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РФ
3.1 Международные методы государственного регулирования аграрной сферы
3.2 Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

лапина реферат.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в странах с развитой экономикой сложились многоканальные системы поддержки сельского хозяйства. Аграрная политика большинства стран направлена на гарантированную максимальную обеспеченность государства продовольствием и продуктами питания; на поддержку стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; достижение определенного минимального уровня доходности отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; ограничение избыточного производства; защиту внутреннего рынка; гарантии конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда и т.д.

Таблица 2 Классификация государственной поддержки сельского хозяйства

 

Признак

Вид господдержки

Определение

 

По признаку бюджетного финансирования

Бюджетная

предоставление государственной поддержки за счет федерального и регионального бюджетов на принципах софинансирования, разработка и реализация целевых программ развития отрасли

 
 

Внебюджетная

Инструменты и формы, не требующие расходования средств бюджетов, в частности банковское, коммерческое кредитование, лизинг, венчурное финансирование и т.д.

 

По способу воздействия на сельскохозяйственное производство

Прямая

Целевое финансирование, прямо или косвенно сказывающееся на рентабельности предприятий аграрной сферы (субсидии, компенсации, дотации, налоговые льготы на поддержку отдельных групп предприятий)

 
 

Косвенная

Влияет на сельское хозяйство посредством мероприятий регулирования агропродовольственного рынка средствами комплекса государственного регулирования аграрного сектора экономики, включающего ряд соответствующих институтов

 

По временному фактору

Краткосрочная

до одного года

 
 

Среднесрочная

от одного года до трех лет

 
 

Долгосрочная

более трех лет

 

По требованиям, установленным международными организациями (ВТО)

«Желтая корзина»

Мероприятия, влияющие на структуру международной торговли и вызывающие дополнительный переток активов от потребителей к производителям и по нормативам попадающие под сокращение после присоединения к ВТО (реализационные кредиты; сезонное финансирование; динамичное финансирование пропорционально численности поголовья; динамичное финансирование пропорционально площади угодий; отдельные программы субсидирования коммерческих кредитов и т.п.)

 
 

«Зеленая корзина»

Мероприятия, не оказывающие влияния на условия мировой торговли и осуществляемые в рамках государственных проектов и программ, осуществляемых на средства, полученные от налоговых поступлений. Такие мероприятия не вызывают дополнительного перетока активов от потребителей к производителям и не попадающие под ограничивающие правила ВТО

 
 

«Голубая корзина»

Мероприятия по возмещению недополученных производителями доходов, не вызывающее увеличения объема предложения аграрной продукции и сырья на международном рынке и не попадающие под ограничивающие правила ВТО (прямое финансирование, на условиях фиксации обрабатываемых площадей и объемов продукции; прямые вливания, производимые в размере не более 85 процентов от базового объема производства; непосредственные выплаты животноводам, производимые на условиях стабилизации поголовья и т.п.)

 
       

 

 

 

3.2. Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)

 

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. (УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 АПРЕЛЯ 2014 Г. № 315)

Принципы разработки государственной программы:

  • Стабильность и преемственность (в новой Программе сохранены эффективные направления и меры поддержки сельского хозяйства)
  • Системность (Программа охватывает экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетает меры поддержки производства с регулированием рынков  и развитием сельских территорий)
  • Софинансирование (реализация мер Программы предполагает софинансирование сельского хозяйства из федерального и региональных бюджетов, учитывая, что агропродовольственная политика является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федераци)
  • Государственно-частное партнерство (предполагает объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей Программы(наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов))

 

Основные цели государственной программы:

  1. Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
  2. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов Российской Федерации, экологизация производства
  3. Устойчивое развитие сельских территорий
  4. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли
  5. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК

 

Структура государственной программы

 

Подпрограммы:

    1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
    2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
    3. Развитие мясного скотоводства
    4. Поддержка малых форм хозяйствования
    5. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие
    6. Обеспечение реализации Государственной программы

 

Федеральные целевые программы

    • ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»
    • ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
    • ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года» (далее – ФЦП «Плодородие до 2013 года»)
    • ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»

 

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»:

    1. Развитие элитного семеноводства
    2. Развитие элитного семеноводства
    3. Развитие элитного семеноводства
    4. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    5. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    6. Управление рисками в подотраслях растениеводства
    7. Управление рисками в подотраслях растениеводства
    8. Управление рисками в подотраслях растениеводства

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 460,46 млрд. руб.

в том числе по годам:

2013 год – 67,47 млрд. руб.

2014 год – 39,29 млрд. руб.

2015 год – 42,54 млрд. руб.

2016 год – 42,85 млрд. руб.

2017 год – 58,21 млрд. руб.

2018 год – 65,32 млрд. руб.

2019 год – 70,71 млрд. руб.

2020 год – 74,08 млрд. руб.

 

Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

  1. Поддержка племенного животноводства
  2. Развитие молочного скотоводства
  3. Развитие северного оленеводства и табунного коневодства
  4. Развитие овцеводства и козоводства
  5. Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории РФ
  6. Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах РФ
  7. Поддержка экономически значимых региональных программ в области животноводства
  8. Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства
  9. Регулирование рынков продукции животноводства
  10. Регулирование рынков продукции животноводства
  11. Управление рисками в подотраслях животноводства

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 496,27 млрд. руб.

в том числе по годам:

 из них Россельхознадзор (всего – 9,54 млрд. руб.)

2013 год – 72,31 млрд. руб.

2014 год – 57,64 млрд. руб

2015 год – 63,16 млрд. руб.

2016 год – 61,85 млрд. руб.

2017 год – 64,49 млрд. руб.

2018 год – 61,22 млрд. руб.

2019 год – 58,57 млрд. руб.

 

Подпрограмма «Развития мясного скотоводства»

  1. Развитие племенной базы мясного скотоводства
  2. Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации по развитию мясного скотоводства
  3. Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 62,04 млрд. руб.

 

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»

  1. Поддержка начинающих фермеров
  2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
  3. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования
  4. Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 81,76 млрд. руб.

 

Подпрограмма «Техническая и технологическая можернизация, инновационное развитие»

    1. Обновление парка сельскохозяйственной техники
    2. Реализация перспективных инновационных проектов в АПК
    1. Развитие биотехнологии

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 28,71 млрд. руб.

 

ФЦП «Социльное развитие села до 2013 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

      1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и  молодых специалистов
      2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
      3. Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений
      4. Поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития
      5. Научно-методическое обеспечение реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы  и на период до    2020 года»

Финансирование всего за 2013-2020 годы – 99,71 млрд. руб.

 

Таблица 3 - Прогнозируемые показатели реализации государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»:

Показатели

2020 год к

2012 году

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

(в сопоставимых ценах), %

101,9

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий

(в сопоставимых ценах), %

101,4

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий

(в сопоставимых ценах), %

102,3

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, %

104,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %

105,0

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %

15,0

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб.

25 550

Индекс производительности труда к предыдущему году, %

101,0

Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. единиц

456


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

Информация о работе Перспективы развития аграрной сферы в РФ (Государственная программа на 2013-2020 годы)