Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования рационального природопользования в Российской федерации. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы природопользования.
Проанализировать принципы и методы регулирования природопользования.
Выявить проблемы регулирования рационального природопользования, а также недостатки в экологическом законодательстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рационального природопользования 5
1.1 Природопользование: определение и классификация 5
1.2 Принципы и методы регулирования природопользования 8
Глава 2. Государственное регулирование рационального природопользования в Российской Федерации 14
2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования 14
2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования 18
Глава 3. Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации 22
3.1 Проблемы природопользования в России 22
3.2 Меры совершенствования регулирования рационального природопользования в России 30
Заключение 34
Список используемых источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

 

Одним из методов является создание институционального механизма, понуждающего учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это,  во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда можно через суд предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению величины ущерба, доказательств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производственным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной территории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных  затрат. Этот метод действеннее предыдущего, но, однако, не гарантирует в динамике сохранения качества окружающей среды, поскольку материализует принцип «загрязняй, но плати». Платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны      окружающей природной среды.

Для обеспечения рационального использования природного объекта необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае либо пользователь (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует объект, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал «грязное» производство), или получает дополнительные доходы от бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить первоначальное распределение имущественных прав на объекты природной среды между предприятием-загрязнителем (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на природные объекты должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике.

 

Глава 2. Государственное  регулирование рационального природопользования в Российской Федерации

2.1 Органы, осуществляющие регулирование природопользования

 

Систему органов  государственного управления природопользованием  можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По вертикали  расположены федеральные органы, органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. В горизонтальной плоскости находятся государственные органы, имеющие сходные полномочия в управлении использованием различных видов природных ресурсов.

  Органы общей  компетенции характеризуются тем,  что управление использованием  природных ресурсов не является их единственной функцией. Наряду с ней они решают и иные вопросы государственного и местного управления и строительства. К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.

  Полномочия  Президента РФ в сфере управления  ресурсопользованием устанавливаются  Конституцией РФ и основаны  на его праве: 1) издавать указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории  России; 2) вносить в Государственную Думу РФ законопроекты и подписывать федеральные законы; 3) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

  Правительство  РФ организует деятельность по  регулированию природопользования  и развитию минерально-сырьевой базы, рациональному использованию и охране природных ресурсов.

  Органы специальной  компетенции по управлению природопользованием  в зависимости от их функций, можно разделить на специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и все иные.

  Специально  уполномоченные государственные  органы по управлению использованием  и охраной природных ресурсов непосредственно занимаются лицензированием и нормированием ресурсопользования, ведением государственных кадастров и реестров, государственного мониторинга и балансов природных ресурсов, составлением схем комплексного использования природных ресурсов.

  1. Министерство  природных ресурсов и экологии  РФ (Минприроды РФ) осуществляет  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства  и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания.

  2. Министерство  сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) осуществляет следующие функции в области природопользования: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу России, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

  3. Федеральная  служба по экологическому, технологическому  и атомному надзору (Ростехнадзор  России) осуществляет в области  природопользования функции по  контролю и надзору в сфере  безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

  4. Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзор  России) осуществляет функции по  контролю и надзору в сфере  природопользования и находится в ведении Минприроды РФ.

  Основной  задачей Службы в сфере природопользования  является осуществление контроля  и надзора:

  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания.

  5. Федеральное  агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию  государственных услуг и управлению  государственным имуществом в  сфере недропользования и находится  в ведении Минприроды РФ.

  6. Федеральное  агентство водных ресурсов (Росводресурс) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов и находится в ведении Минприроды РФ.

  7. Федеральное  агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу России; контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.

  К иным  государственным органам, осуществляющим управление природопользованием, относятся Министерство экономического развития РФ, другие органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Необходимость ведения работ по мониторингу, составлению кадастров и балансов природных ресурсов, а также платность природопользования обусловливают участие в государственном управлении природопользованием таких органов специальной компетенции, как Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Министерство финансов РФ и др.

Задачей государственного контроля за ресурсопользованием является обеспечение соблюдения всеми природопользователями  порядка использования ресурсов, законодательства и технологических  регламентов, стандартов (норм, правил) в области природопользования, правил ведения государственного учёта и отчётности.

2.2 Правовое обеспечение в области регулирования природопользования

 

1. Конституция  РФ содержит основополагающие  принципы, определяющие цели, порядок,  методы и нормы правового регулирования  экологических отношений в нашей стране. Также в ней установлены экологические права и обязанности граждан, право собственности на землю и другие природные ресурсы, компетенция государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды [1].

2. Уголовный  кодекс РФ, глава 26 "Экологические  преступления" - содержит ответственность за такие виды экологических преступлений, как незаконная рубка леса, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил охраны и использования недр и т.д. [2].

3. Административный кодекс РФ группирует экологические правонарушения в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Здесь предусматривается ответственность за несоблюдение общих экологических требований, порчу земель и иные земельные правонарушения, а также требований по охране недр и водных ресурсов [3].

4. Трудовой кодекс  РФ предусматривает ответственность работников предприятий за экологические правонарушения [4].

5. Лесной кодекс  РФ регулирует лесные отношения, то есть имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений [5].

6. Водный кодекс  РФ регулирует правовые отношения  в области использования и  охраны водных объектов, определяет  порядок приобретения и прекращения  прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства [6].

7. Земельный  кодекс РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) [7].

8. Федеральный  закон "Об охране окружающей  среды" систематизирует нормы,  касающиеся: прав граждан на здоровую  и благоприятную окружающую природную  среду, нормирования качества  окружающей среды, государственной экологической экспертизы, экологического контроля, экологического воспитания, образования и т.д. [11].

9. Федеральный  закон "Об охране атмосферного  воздуха" определяет общие положения вопроса в области охраны воздуха [10].

10. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья [9].

12. Федеральный  закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [8].

13. Закон РФ "О недрах". Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем [12].

За совершение экологических преступлений в российском законодательстве предусмотрены следующие  виды ответственности:

• Уголовная - применяется  в случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер; Определяется Уголовным кодексом Российской Федерации, главой 26 "Экологические преступления".

• Административная ответственность  является наиболее часто применяемым  видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Предусмотрена Административным кодексом РФ, а также федеральными законами Российской Федерации.

• Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в  тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Предусмотрена в Гражданском кодексе РФ, федеральном законе "Об охране окружающей среды".

Информация о работе Перспективы совершенствования государственного регулирования рационального природопользования в Российской Федерации