Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:57, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого предприятия может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……7
1.1. Сущность и функции планирования………………………………….7
1.2. Принципы и методы плановой деятельности………...……………10
1.3. Виды планов предприятия, их взаимосвязь……………………..….13
ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ….17
2.1. Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей…….17
2.2. Процесс бизнес-планирования…………………………………...…….19
2.3. Функции и принципы бизнес-планирования………………………….20
2.4. Последовательность разработки бизнес-плана………………….……23
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………25
3.1. Необходимость внутрифирменного планирования…………………25
3.2. Ограничения и причины неудач внутрифирменного планирования..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
Типы планирования различаются
также в зависимости от того, ориентированы
ли основные идеи плановика в прошлое,
настоящее или будущее. В этом смысле выделяют
четыре типа планирования: реактивное
(ориентированное на прошлое), инактивное
(приспосабливающееся только к настоящему),
преактивное ( предпочитающее смотреть
только в будущее) и интерактивное (основанное
на взаимодействии трех предыдущих типов
планирования).
Все три типа планирования должны увязываться между собой, не противоречить друг другу. Весь процесс планирования на предприятии можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, тактическое планирование). По методам реализации планы могут подразделиться на директивные и индикативные. Директивные планы предназначаются для без условного исполнения (планы для производственных подразделений предприятия). Идикативные планы представляют собой ориентиры экономического развития и могут варьироваться в зависимости от условий.
ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1 Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д. 7 Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:
По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:
Как следует из названия каждого из трех классов проектов:
Масштабы проекта могут быть мелкими,
средними, крупными и очень крупными. Это
деление проектов очень условное. Масштабы
проектов можно рассматривать в более
конкретной форме – межгосударственные,
международные, национальные, межрегиональные
и региональные, межотраслевые и отраслевые,
корпоративные, ведомственные, проекты
одного предприятия. Бизнес-
2.2 Процесс бизнес-планирования
Основными элементами бизнес-плана являются:
Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что бизнес-план – это:
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками .
2.3 Функции и принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:10
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.11 1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. 2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования. 3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов. 4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. 5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. 7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. 8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий. 9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Информация о работе Планирование деятельности предприятия: типы и формы