Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы - постановка и решение конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия ООО ЖК «Самарский».
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
- определить выработку масложировой продукции на текущий проектируемый год;
- рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий;
- разработать организационно-технические мероприятия по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы.
- обосновать и рассчитать плановые показатели.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………...6
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………......6
1.1. Принципы и методы планирования развития предприятия………………6
1.2. Виды планирования и система планов……………………………………...18
1.3. Стратегическое планирование на предприятии……………………………22
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО
ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ООО «ЖК САМАРСКИЙ»……29
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………...29
2.2. Планирование материально-технического обеспечения
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….33
2.3. План технического развития цеха маргариновой продукции
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….37
3. РАСЧЁТНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………..41
3.1. Задание………………………………………………………………………..41
3.2. Задание………………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………49
Объем валовой продукции:
ВП = ТП +- ДЕЛЬТА НЗП,
где ВП - объем валовой продукции;
ТП - объем товарной продукции;
ДЕЛЬТА НЗП - разница в остатках незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Объем реализуемой и товарной продукции определяется в действующих оптовых ценах предприятия.
Объем товарной продукции (Тп) включает в себя стоимость:
1)
готовых изделий,
2)
полуфабрикатов собственной
3)
продукции вспомогательных и
подсобных производств,
4) работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.
Объем чистой продукции вычисляется путем вычитания из объема товарной продукции амортизационных отчислений и материальных затрат. Этот показатель позволяет исключить повторный счет продукции, а значит, более точно определить вклад коллективов предприятий в достижение конечных показателей.
Объем реализованной продукции - это стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону и др.:
Рп = Тп + Онп 1 - Онп 2,
где Тп - объем товарной продукции по плану;
Онп
1 - остатки нереализованной
Онп 2 - то же на конец планового периода.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.
Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственные
мощности могут измеряться как в
натуральном выражении, так и
в условно-натуральных
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производств: ведущих производственных цехов, участков или агрегатов.
Основными элементами, которые определяют величину производственной мощности предприятия, являются:
1) состав оборудования и его количество по видам;
2)
технико-экономические
3)
фонд времени работы
4)
производственная площадь
5)
намечаемые номенклатура и
При расчете величины мощности во внимание не принимают простои оборудования, вызываемые недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции.
Производственная
мощность предприятия является изменчивой
величиной, она меняется по мере использования
новой техники, внедрения прогрессивной
технологии, материалов, развития специализации
и кооперирования, совершенствования
структуры производства, повышения квалификации
работающих, улучшения организации производства
и труда.
1.2. Виды планирования и система планов
Виды планирования, применяемые на предприятиях, представлены на рисунке 2.
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное (текущее) и краткосрочное (оперативно-производственное) планирование.
Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием.
С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта.
Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование.
Долгосрочный план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых.
Число
показателей в плане
Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка.
Рис.
2 Виды планирования на предприятии
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.
Оперативно-
Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование.
Формулировка
стратегических, тактических и текущих
целей предприятия, выработка политики,
конкретизация ожидаемых
Основные параметры и показатели по видам планирования показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели по видам планирования
Основные параметры планирования | Виды планирования | |||
Долгосрочное (стратегическое) | Среднесрочное | Текущее | Оперативно-производственное | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номенклатура | Наименование продукта (услуг) | Перечень важнейшей номенклатуры продукции | Перечень и количество всей номенклатуры продукции | Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции |
Сумма затрат | Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях | Сумма расходования ресурсов по видам | Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции | Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам |
Сроки исполнения | Ориентировочные сроки исполнения | Календарные сроки исполнения | Точно установленные сроки исполнения | Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители | Ответственные исполнители без, указания соисполнителей | Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ | Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции | Подетальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность | Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат | Превышение дохода над расходами (прибыль) | Сумма чистого дохода | Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции |
Система планов предприятия
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:
а) стратегический план – долговременный план, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;
б) долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
в) текущие планы – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов.
Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании;
г) оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
д) инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых производственных мощностей.
Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий;
е) бизнес-план
– план создания новой фирмы, выхода на
рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной
деятельности.
1.3.
Стратегическое планирование на предприятии.
Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку выявляет стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет – для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но и само его выживание.
Ключевым элементом при разработке стратегических планов становится анализ предпринимательской среды.
Выделяют внешнюю среду, оперативное окружение и внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность функциональных областей деятельности, т.е. те виды работ, которые должны выполняться на любом предприятии.
Элементами внутренней среды являются: производство (выполнение операций, увеличивающих стоимость товара); маркетинг и сбыт; материально-техническое обеспечение; управление персоналом; исследования и разработки; финансы и учет; обеспечение безопасности фирмы.
Во внешней среде можно выделить такие подсистемы: экономическую; правовую; политическую; технологическую; институциональную; природную; социально-культурную.
К
оперативному окружению относят
тех, кто может оказать
Стратегическое планирование включает три взаимосвязанных задачи:
Таким образом, стратегический план можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи и стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Формулировка миссии бывает обычно достаточно общей, но в то же время специфической для каждого предприятия и ясно выражающей индивидуальное понимание им своего будущего бизнеса.
Общая формулировка миссии требyeт конкретизации в виде постановки узловых целей и задач развития.
Выработка
миссии и определение задач
В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и выполнение обозначенной миссии. Процесс разработки стратегии можно разделить на четыре этапа: