Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы — анализ планирования себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1» и предложение мероприятий по ее снижению.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить систему планирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях;
изучить результаты финансово-экономической деятельности ОАО «Минский молочный завод №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………… 7 1.1 Экономическая сущность и показатели себестоимости…7 1.2 Методические основы планирования себестоимости на перерабатывающих предприятиях…………………………… 12 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»……………………………… 17 2.1 Результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………… 17 2.2 Методическое обеспечение планирования себестоимости продукции на ОАО « ММЗ №1» …………… 22 2.3 Структура и динамика себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»… 29
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»………………... 33 3.1 Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции……………………………………………………………33 3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Заключение……………………………………………………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….44
На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.
3) Метод калькуляций. Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости отдельных изделий с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов [11.с.520].
Основными положениями по калькулированию себестоимости предусмотрен следующий перечень калькуляционных статей расходов:
4) Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции – возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия [11, с.520].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»
2.1 Результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Минский молочный завод №1» основной поставщик цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны, сырково-творожных изделий, освоено производство йогуртов, майонезов, молока, кефира, сметаны с биодобавками, и др. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет свыше 160 наименований.
Целью деятельности государственного предприятия ОАО «Минский молочный завод № 1» является получение прибыли и удовлетворение потребностей потребителей в качественной и полезной молочной продукции.
В силу того, что молочная продукция имеет ограниченные сроки годности и реализации, и наибольшим спросом у потребителей пользуется натуральная продукция без консервантов, завод работает по заявкам торговых организаций в условиях жесткой конкуренции.
Завод специализируется на производстве ЦМП, удельный вес которой достигает 84,5 % в общем объеме производства в натуральном выражении.
При производстве продукции на предприятии используется как цельное молоко и сливки, так и сухое обезжиренное и сухое цельное молоко. Основными поставщиками сырья (молока) являются сельскохозяйственные организации Минской области. Молоко от сельхозпредприятий поступает по закупочным ценам, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время закупочная цена молока составляет:
От заводов молоко поступает по договорным ценам. В осенне-зимний период, в связи с недостатком натурального молока, завод перерабатывает сухое цельное и обезжиренное молоко, поставщиками которого являются молочные заводы республики, производящие сухое молоко [3,4,5].
В таблице 2.1.приведены данные по объему производства продукции за 2011-2013 гг. по основным видам продукции.
Таблица 2.1. – Динамика объёма производства по основным видам продукции на предприятии ОАО «Минский молочный завод № 1», т.
Вид продукции |
Годы |
Темпы роста 2013 г. в % к 2011 г. | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Масло |
2 048 |
2 574 |
2 764 |
134,9 |
Сметана |
9 361 |
11 194 |
10 324 |
110,3 |
Молоко цельное |
57 409 |
54 689 |
43 056 |
74,9 |
Творог |
8 974 |
17 523 |
17 539 |
195,4 |
Сырки и сырковая масса |
4 841 |
5 742 |
5 872 |
121,3 |
Кисломолочная продукция |
29 754 |
28 878 |
24 407 |
82,0 |
Сыры |
490 |
490 |
523 |
106,7 |
Сливки |
581 |
618 |
630 |
108,4 |
Сухое обезжиренное молоко и сухая сыворотка |
862 |
968 |
934 |
108,4 |
Для увеличения производства товаров народного потребления на предприятии освоен выпуск более 10 новых видов продукции. Вся изготавливаемая продукция расфасовывается в одноразовую потребительскую упаковку самых различных видов: пакеты из полиэтилена, пакеты типа «Пюр-Пак», «Тетра-Брик», фольгу, пленку металлизированную, стаканы и коробки из полистирола и другие виды упаковки.
К производственным ресурсам, характеризующим производственный потенциал предприятия, следует отнести: основные фонды предприятия, оборотные средства предприятия, трудовые ресурсы предприятия.
Стоимость основных фондов предприятия представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Стоимость основных средств, млн руб.
Наименование показателей |
Годы |
Темп роста 2013 г. к 2011 г., % | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основные средства, в том числе: |
450 744 |
582 018 |
699 320 |
155 |
здания и сооружения |
145 285 |
207 481 |
253 971 |
175 |
передаточные устройства |
1 195 |
1 424 |
1 846 |
154 |
машины и оборудование |
287 058 |
338 064 |
396 475 |
138 |
транспортные средства |
23 999 |
31 499 |
41 305 |
172 |
инструмент, инвентарь, принадлежности |
2 074 |
3 375 |
5 529 |
266 |
многолетние насаждения |
133 |
175 |
194 |
146 |
Как видно из таблицы 2.2. на предприятии наблюдается рост стоимости основных средств. За три года их стоимость выросла с 450 744 млн руб. до 699 320 млн руб. Стоимость зданий и сооружений выросла в 1,75 раза, машин и оборудования в 1,4 раза, транспортных средств в 1,7 раза.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Обеспеченность трудовыми ресурсами на предприятии ОАО «Минский молочный завод № 1», чел.
Категория персонала |
Годы |
Темп роста 2013 г. к 2011 г., % | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
Промышленно-производственный персонал, в том числе: |
1 516 |
1 433 |
1 397 |
92,2 |
рабочие, из них: |
1 1194 |
1 115 |
1 087 |
91 |
основные |
730 |
681 |
665 |
91 |
вспомогательные |
464 |
434 |
422 |
90,1 |
руководители, специалисты, прочие служащие |
322 |
318 |
310 |
96,3 |
Персонал непромышленных подразделений предприятия |
45 |
44 |
45 |
100 |
Всего |
1 561 |
1 477 |
1 442 |
92,4 |
По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод, что за последние три года работы предприятия наметилась тенденция снижения численности персонала по всем категориям работников, что в первую очередь связано с автоматизацией технологических процессов.
В таблице 2.4 представлены объемы экспорта по основному ассортименту.
Таблица 2.4 – Объёмы экспорта по основным видам продукции на ОАО «Минский молочный завод № 1»
Вид продукции |
Годы |
Изменения 2013 г. к 2011 г. | ||||||
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
т |
% |
т |
% |
т |
% |
т |
% | |
Масло |
1 099 |
7,2 |
1 195 |
7,0 |
1 360 |
8,8 |
+ 261 |
124 |
Сметана |
1 420 |
9,3 |
2 228 |
13,0 |
2 017 |
13,0 |
+ 597 |
142 |
Молоко цельное |
2 808 |
18,3 |
2 994 |
17,5 |
2 938 |
18,9 |
+ 130 |
105 |
Творог |
6 008 |
39,2 |
6 586 |
38,4 |
5 503 |
35,5 |
- 505 |
92 |
Сырки и сырковая масса |
199 |
1,3 |
253 |
1,5 |
379 |
2,4 |
+ 180 |
190 |
Кисломолочная продукция |
3 467 |
22,6 |
3 476 |
20,3 |
2 963 |
19,1 |
- 504 |
85 |
Сыры |
14 |
0,1 |
29 |
0,2 |
32 |
0,2 |
+ 18 |
229 |
Сухое обезжиренное молоко |
300 |
2,0 |
380 |
2,3 |
320 |
2,1 |
+ 20 |
107 |
ОАО «Минский молочный завод № 1» укрепляет свои позиции на внешнем рынке, что связано с расширением географии рынка. С 2012 года у предприятия появились контрагенты из Казахстана и Украины. За последние три года работы предприятия наблюдается рост объёма экспорта по всем странам-импортёрам. Основным партнёром по-прежнему остаётся Российская Федерация, что наглядно видно из таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Объём экспорта основных видов продукции по странам-импортёрам, т
Страна |
Годы |
Изменения (+,-)2013 г. в % к 2011 г. | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Российская Федерация |
6 951 |
12 231 |
13 419,2 |
193,1 |
Украина |
- |
98,9 |
117,4 |
- |
Молдова |
2,75 |
125 |
187,6 |
682,1 |
Армения |
5,25 |
84,7 |
92,5 |
176,2 |
Казахстан |
- |
125,4 |
149,3 |
- |
Итого |
6 959 |
12 665 |
13 966 |
200,1 |
Получение прибыли на 1 т реализованной продукции на предприятии представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Прибыль (убыток) на 1 т реализованной продукции, руб.
Вид продукции |
Годы |
Изменения (+,-) 2013 г. к 2012 г. | |
2012 |
2013 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Масло |
- 5 293 317,8 |
- 260 000,0 |
5 033 317,8 |
Сметана |
- 48 597,5 |
580 395,2 |
628 992,7 |
Молоко цельное |
4 662,7 |
540 830,5 |
536 167,8 |
Творог |
2 435 199,5 |
3 696 219,9 |
1 261 020,4 |
Сырки и сырковая масса |
4 686 520,4 |
2 685 456,4 |
- 2 001 064 |
Кисломолочная продукция |
434 379,1 |
753 882,1 |
319 503 |
Сыры |
5 522 449,0 |
6 700 000,0 |
1 177 551 |
Сливки |
184 466,0 |
59 426,8 |
- 125 039,2 |
Сухое обезжиренное молоко и сухая сыворотка |
6 533 057,9 |
8 733 404,7 |
2 200 346,8 |
Информация о работе Планирование снижения себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»