Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и положения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8
Глава 2. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции…...11
2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент
для достижения конкурентоспособности предприятия……………….……..17
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические
основы и положения
Глава 2. Экономическая
сущность конкурентоспособности
2.1.
Понятие и механизм формирования конкурентоспособности
продукции………………………………………………………
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика
предприятия в области
для достижения
конкурентоспособности
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2.
Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной
продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………..………….
Введение
В рыночной экономике одним из важнейших факторов роста продаж продукции предприятия является повышение уровня его конкурентоспособности и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации всех ключевых структур предприятия, занимающихся вопросами реализации продукции и оказанием услуг, расценивается в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов – продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции. Далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая качественной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество. В подтверждение этого был издан Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010), который ориентирует субъекты управления не на повышение качества продукции, а на повышение конкурентоспособности товаров, работ, услуг, не смотря на то, что повышение качества продукции является одним из самых важных мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
-
раскрытие сущности понятия «
- исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, а также рассмотрение стратегии производства;
- анализ существующей на предприятии системы управления и производства продукции и выявление уровня конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» и его продукции.
Объектом исследования является ЗАО «Хлебокомбинат».
Предметом исследования – оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции.
Курсовая работа состоит из трех разделов. В первой главе раскрыты теоретические основы и положения конкурентоспособности организации.
Во второй главе рассмотрена экономическая сущность конкурентоспособности продукции.
В
третьей главе представлены политика
предприятия в области качества, опыт
ЗАО «Хлебокомбинат» по выпуску конкурентоспособности
продукции и анализ деятельности предприятия.
Глава 1. Теоретические основы и положения
конкурентоспособности организации
конкурентоспособности
предприятия
Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке [2, с. 43].
По мнению профессора Р.А. Фатхутдинова, конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателя, чем товары их конкурентов» [16, с. 227-228].
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование [4, с. 59-63].
Специалисты компании БК-Аркадия считают, что предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
Большое
значение в анализе
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностях предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по оценке специалистов компании БК-Аркадия, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.
По методике оценки конкурентоспособности предприятия их предложение заключается в следующем [18]:
Исходя из представленных выше определений и методики оценки конкурентоспособности, профессор Т.С. Прахова выявила признаки, раскрывающие сущность данной категории [13, с. 31-33]:
1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).
3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
5. Конкурентоспособность величина относительная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
6. Конкурентоспособность
продукции и предприятия являются
взаимосвязанными понятиями, так
как предприятие является опосредованным
носителем конкурентоспособности
через свои товары и услуги,
вместе с тем конкурентоспособность
предприятия определяется характеристиками,
отличными от используемых при
определении конкурентоспособности продукции.
Рассмотрим
факторы (критерии), которые определяют
отдельно конкурентоспособность
По отношению к предприятию Н.А. Тришкина предлагает классифицировать факторы конкурентоспособности на внешние и внутренние.
К внешним факторам, по ее словам, следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К ним относятся:
Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:
По мнению Г.Г. Паничкиной, конкурентоспособность предприятия зависит также и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.
Технико-экономические факторы определяются стратегией фирмы, наличием и производительностью ресурсов, инновационным потенциалом, эффективностью менеджмента:
* качество продукции,