Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и положения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8
Глава 2. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции…...11
2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент
для достижения конкурентоспособности предприятия……………….……..17
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  основы и положения конкурентоспособности  организации……………………………………………………………………..5

    1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
    2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8

Глава 2. Экономическая  сущность конкурентоспособности продукции…...11

2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11

2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции

в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14

Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент

 для достижения  конкурентоспособности предприятия……………….……..17

3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17

3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………………..………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В рыночной экономике одним из важнейших  факторов роста продаж продукции  предприятия является повышение  уровня его конкурентоспособности и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации всех ключевых структур предприятия, занимающихся вопросами реализации продукции и оказанием услуг,   расценивается в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

    Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов – продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции. Далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая качественной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество. В подтверждение этого был издан Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010), который ориентирует субъекты управления не на повышение качества продукции, а на повышение конкурентоспособности товаров, работ, услуг, не смотря на то, что повышение качества продукции является одним из самых важных мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.

    Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.

    Исходя  из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

    - раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;

    - исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, а также рассмотрение стратегии производства;

    - анализ существующей на предприятии системы управления и производства продукции и выявление уровня конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» и его продукции.

    Объектом исследования является ЗАО «Хлебокомбинат».

    Предметом исследования – оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции.

    Курсовая работа состоит из трех разделов. В первой главе раскрыты теоретические основы и положения конкурентоспособности организации.

    Во  второй главе рассмотрена экономическая сущность конкурентоспособности продукции.

    В   третьей главе представлены политика предприятия в области качества, опыт ЗАО «Хлебокомбинат» по выпуску конкурентоспособности продукции и анализ деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы и положения 

конкурентоспособности организации

    1. Понятие, сущность и методика оценки

конкурентоспособности предприятия 

    Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке [2, с. 43].

    По  мнению профессора Р.А. Фатхутдинова, конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

    Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателя, чем товары их конкурентов» [16, с. 227-228].

 Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование [4, с. 59-63].

    Специалисты компании БК-Аркадия считают, что  предприятия придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

    Большое значение в анализе конкурентоспособности  предприятия имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения  величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта. Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

    Таким образом, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностях предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

    В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики, по оценке специалистов компании БК-Аркадия, находится в настоящее время почти на нулевом уровне.

    По  методике оценки конкурентоспособности  предприятия их предложение заключается в следующем [18]:

    • Уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • Отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов и эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • Отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
    • Прогнозировать перечисленные комплексные показатели минимум на 5 лет.

    Исходя  из  представленных выше определений и методики оценки конкурентоспособности, профессор Т.С. Прахова выявила признаки, раскрывающие сущность данной категории [13, с. 31-33]:

1.  Конкурентоспособность  проявляется на рынке. 

2.  Понятие  «конкурентоспособность» обладает  свойством  универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).

3.  Конкурентоспособность  обладает  многоуровневостью (микро-, мезо-  и  макроуровень,  на  каждом  из  которых  используется  свой  набор характеристик для определения конкурентоспособности).

4.  Конкурентоспособность   объектов  и субъектов хозяйствования находится  в  динамичном  и  неустойчивом  состоянии  в  связи  с  постоянно меняющейся конкурентной средой.

5.  Конкурентоспособность   величина  относительная,  где  базой  для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.

6.  Конкурентоспособность  продукции  и  предприятия  являются взаимосвязанными  понятиями,  так  как  предприятие  является опосредованным  носителем  конкурентоспособности  через  свои  товары  и услуги,  вместе  с  тем  конкурентоспособность  предприятия  определяется характеристиками,  отличными  от  используемых  при  определении конкурентоспособности продукции.  
 
 

    1. Факторы конкурентоспособности  предприятия и поле стратегий
 

     Рассмотрим  факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации  и конкурентоспособность продукции.

    По  отношению к предприятию Н.А. Тришкина предлагает классифицировать факторы конкурентоспособности на внешние и внутренние.

    К внешним факторам, по ее словам, следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К ним относятся:

  • экономические и административно хозяйственные факторы со стороны государства;
  • основные характеристики действующих рынков, где реализуется продукция (емкость, сегментация, спрос и т.д.);
  • деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.

    Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:

  • научный, технический, финансово-экономический, кадровый потенциал;
  • материально-техническое обеспечение;
  • маркетинг;
  • эффективность рекламы;
  • движение товара;
  • сервисное обслуживание [15, с. 142-145].

    По  мнению Г.Г. Паничкиной, конкурентоспособность предприятия зависит также и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

    Технико-экономические факторы определяются стратегией фирмы, наличием и производительностью ресурсов, инновационным потенциалом, эффективностью менеджмента:

     * качество продукции,

Информация о работе Повышение конкурентоспособности