Повышение конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретического материала о конкурентоспособности организации и выпускаемой продукции, а также рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции Калужского Хлебокомбината, рассмотрение мероприятий по совершенствованию, проводимых на хлебокомбинате.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность», факторов, ее определяющих, и рассмотрение показателей, используемых при анализе конкурентоспособности;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы и положения конкурентоспособности организации……………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и методика оценки конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………5
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия и поле стратегий……8
Глава 2. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции…...11
2.1. Понятие и механизм формирования конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….…11
2.2. Стратегия производства в области конкурентоспособности продукции
в зависимости от стадии жизненного цикла товара………………………..…14
Глава 3. Политика предприятия в области качества, как основной элемент
для достижения конкурентоспособности предприятия……………….……..17
3.1. Показатели качества и эффективности использования продукции……..17
3.2. Опыт предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции на примере ЗАО «Хлебокомбинат»………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

     * цена реализации,

     * затраты на эксплуатацию или потребление продукции или услуги.

    Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке, включают:

     * долю рынка,

     * конъюнктуру рынка,

     * предоставляемый сервис,

     * рекламу,

     * имидж фирмы

    Нормативно-правовые факторы нацелены на следующие виды безопасности:

     * техническую,

     * экологическую,

     * морально-этическую,

     а также обеспечение:

     *патентной чистоты

     *патентной  защиты 

    В условиях развития рыночных отношений, важное значение, по мнению Е.И. Мазилкиной, придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, экспелерентную.

    Виолентная стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сегментами рынка.

    Патиентная стратегия рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать высокий доход и значительную прибыль.

    Коммутантная стратегия призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товарах и услугах. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется, прежде всего, высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции. Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с достаточно универсальными технологиями и ограниченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставиться задача высокого достижения качества и продажа по высоким ценам.

    Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкуренции, поскольку являются единственными производителями уникального продукта. Реализация такой стратегии требует наличия крупного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации [11, с. 243-249].

Глава 2. Экономическая  сущность

  конкурентоспособности  продукции

2.1. Понятие и механизм  формирования

конкурентоспособности продукции 

    По  сравнению с конкурентоспособностью предприятия наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И.А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции,      которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности [6, с. 45-49]:

  • Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров – аналогов и требованиями потребителей.
  • Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.
  • Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.

    По  мнению И.А. Спиридонова, конкурентоспособность товара – совокупность качественных  и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентно способным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов [14, с. 146-149].

    Критерий  конкурентоспособности – это качественная и(или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

          Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

          Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Примеры группового критерия [10, с. 48-53]:

    Групповой критерий может включать в себя:
  • Уровень качества
  • Имидж
  • Уровень новизны
  • Цена потребления
  • Информативность товара

    Кулешова  А.Б. выделяет следующие объекты  нормирования   конкурентоспособности  товара:

    —    показатели   качества   товара;

    —    показатели   ресурсоемкое   товара   по   стадиям   его   жизненного цикла

    —    показатели   качества   сервиса   товара ;

    —    динамичные   факторы   конкурентоспособности  товара .

    Нормативы должны  разрабатываться  по   каждой  перспективной модели товара  с   привязкой  к предлагаемому сегменту рынка   и   периоду, когда предполагается выйти с этим товаром на этот рынок [8, с. 20].

    При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению  конкурентоспособности, основанный  на  сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке» [3, с. 50-53].

    Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик,  которые учитываются потребителем,  и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

    Задача  моделирования конкурентоспособности  продукции предприятия сводится к моделированию рыночного механизма распределения рынка между продукцией предприятий-конкурентов. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рис. 1) 

Рис. 1. Механизм формирования конкурентоспособности  продукции

[11, с. 151-153] 
 
 

2.2. Стратегия производства  в области

конкурентоспособности продукции в зависимости от

стадии  жизненного цикла  товара 

    Объемы  и продолжительности производства того или иного товара  изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара - это время существования товара  на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

    Концепция жизненного цикла товара описывает  сбыт продукта, прибыль, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Вечного товара нет!

    Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле  товара  можно выделить четыре стадий или фаз: внедрение на рынок, рост, зрелость, спад.

    Каждая  стадия характеризуется определенными стратегиями производства. На рисунке 2 можно рассмотреть соответствие стадий жизненного цикла товара и стратегий производства.

    На  первой стадии - стадии внедрения, производитель  стимулирует спрос, то есть проводит рекламную кампанию, осуществляет продвижение товара, различные исследования. Эта стадия характеризуется большими затратами и низкими прибылями. Происходит  реализация продукции, новых технических принципов, формирование рынков. Проводится стратегия увеличения доли на рынке. Основная цель стратегии увеличения доли на рынке состоит в значительном и постоянном увеличении доли соответствующего вида бизнеса на рынке. Осуществление этой стратегии требует больших капиталовложений. Чтобы не отставать (идти в ногу), нужно будет увеличивать объем продаж. На стадии развития конкурентное преимущество можно получить благодаря дизайну продукта, продвижению продукта на рынок, его качеству [5, с. 162-165].

    

      
 
 
 
 

      
 

    

    

      
 

    Рис. 2. Стратегия производства в области  конкурентоспособности в зависимости от стадии жизненного цикла товара [5, с. 163]

    На  стадии роста происходит резкое увеличение объема продаж и прибыли. Стабилизируются цены, сокращаются издержки на единицу продукции, следовательно, возрастают доходы на вложенный капитал. Но одновременно с этим происходит увеличение числа конкурентов, и производитель вынужден вкладывать дополнительные средства в продвижение товара для конкурентной борьбы. Проходит Разработка модификаций изделия, сегментация рынка. Проводится  стратегия роста. Цель этих стратегий состоит в поддержании конкурентоспособности. Абсолютный объем капиталовложений достаточно высок. На начальных стадиях требуются значительные ресурсы, более того необходимо укрепить конкурентные позиции данного вида товара.

    Стадия  зрелости характеризуется достижением стабильного объема продаж. Это самая длительная стадия жизненного цикла товара. Повышения объема продаж на этой стадии можно добиться путем усовершенствования товаров, повышения их привлекательности, снижением цен. Проводится снижение издержек производства, ценовое соперничество.  Используется стратегия прибыли. На стадии зрелости жизненного цикла, когда конкуренция стабилизируется, основной целью развития бизнеса должна стать его рентабельность, а не рост. Инвестиции должны сохраняться на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль должна быть доведена до максимума. Рентабельность может быть достигнута в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Чтобы повысить эффективность использования ресурсов, необходимо определить те наплавления, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно использован.

    На  стадии спада происходит постепенное уменьшение объемов продаж и прибыли по причинам изменения вкусов потребителя или совершенствования технологий и др. На этой стадии производитель должен принять решение продолжать или прекратить производство. Проходит использование возможностей сложившейся инфраструктуры, снижение эксплуатационных затрат. Проводят стратегию сокращения активов. Целью этой стратегии является пересмотр размеров и уровня использования активов для быстрого увеличения массы прибыли и развития своих возможностей. Это достигается путем перераспределения материальных ресурсов и персонала в соответствии с сегментами рынка [12, с. 53-59]. 
 
 

Информация о работе Повышение конкурентоспособности