Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:58, дипломная работа
Цель работы: изучить способы повышения прибыли и рентабельности, на основании анализа состояния предприятия оценить существующие прибыль и рентабельность на предприятия и разработать мероприятия по их увеличению.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ технико-экономических показателей (объема производства и реализации продукции, себестоимости, прибыли и рентабельности, основных средств, финансового состояния предприятия) за последние годы.
Введение
1. Прибыль и рентабельность предприятия и пути их повышения
1.1 Сущность прибыли
1.2 Сущность рентабельности
1.3 Пути повышения прибыли и рентабельности
2. Анализ производственно – хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры
2.3 Анализ технико-экономических показателей ГТПУП «Белрыба»
2.3.1 Анализ объема производства
2.3.2 Анализ реализации продукции
2.3.3 Анализ себестоимости
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ основных средств
2.3.6 Анализ персонала
2.3.7 Анализ заработной платы
2.3.8 Анализ финансовой деятельности
2.3.9 Общие выводы по анализу хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба»
3. Пути повышения прибыли и рентабельности на ГТПУП «Белрыба»
3.1 Разработка системы скидок на продукцию предприятия
3.2 Разработка мероприятий по энергосбережению
3.3 Повышение прибыли за счет эффективной рекламной политики
3.5 Методы изготовления печатных плат
4. Оптимизация затрат на охрану окружающей среды как резерв снижения себестоимости
4.1 Факторы, влияющие на себестоимость продукции
4.2 Место затрат на охрану окружающей среды в себестоимости продукции
4.3 Основные возможности снижения затрат при снижении себестоимости продукции на ГТПУП «Белрыба»
Заключение
Список используемых источников
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность [8, с. 12].
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.
Так с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Основными функциями рентабельности являются [5, с. 210]:
С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Рассмотрим показатели рентабельности.
Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) , %, рассчитывается по формуле [16, с.313]
(1.1)
где – прибыль от реализации продукции, р.;
– выручка от реализации продукции, р.
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.
Рентабельность производственной деятельности ( ), %, вычисляется путем отношения валовой прибыли (П), р., к сумме затрат по реализованной продукции ( ), р. [19, с.297]
(1.2)
Она показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов, , %, рассчитывается как отношение валовой прибыли, П, р., к величине активов, А, р.
(1.3)
Этот коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.
Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала, , %, рассчитывается следующим образом
(1.4)
где СК – величина собственного капитала организации;
П – валовая прибыль.
Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Поэтому необходимо рассматривать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли, рисунок 1.1
Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли
Рисунок 1.1 - Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли
Так рост объема производства и реализации увеличивает прибыль за счет товарооборота. Снижение себестоимости является следствием снижения затрат на производство и благоприятно влияет на изменение цен на товар, и конкурентоспособность. Использование передовых технологий дает предприятиям возможность конкурировать за счет более высокого качества и снижения различного рода издержек. Улучшение ассортимента продукции позволяет удовлетворить как большее количество потребностей потребителей, так и самих потребителей, при этом увеличить реализацию продукции и в результате увеличить прибыль. Предприятие также может конкурировать за счет цены на продукцию, так как весьма важным фактором для потребителя является цена. За счет изменения цены можно увеличивать или уменьшать покупательскую способность потребителей.
Анализируя факторы, зависящие от деятельности предприятия, в дипломном проекте целесообразно будет обратить внимание на факторы: использование передовых технологий, так как в рыбной промышленности используется много живого труда, рост объема производства и реализации продукции, улучшение ассортимента продукции, повышение качества продукции. Рассмотреть ценовую политику на предприятии.
Факторы роста уровня рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:
Кроме этого, повышение уровня рентабельности достигается за счет повышения прибыли предприятия, т.е. за счет повышения объема производства и реализации товаров, работ, услуг и при одновременном снижении затрат на производство товаров, работ, услуг.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет большое значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
В дипломном проекте следует помнить обо всех рассмотренных выше факторах, как потенциальных путях повышения прибыли и рентабельности предприятия. Выбор конкретных факторов для разработки мероприятий по их практической реализации будет основываться на результатах анализа производственно-хозяйственной деятельности ГТПУП «Белрыба».
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГТПУП «БЕЛРЫБА»
ГТПУП «Белрыба» ведет свою историю с 1957 г. с момента создания «Минского Оптового Рыбного Холодильника».
Государственное торгово-промышленное унитарное предприятие «Белрыба» создано в соответствии с приказом Управляющего делами Президента Республики Беларусь от 15 июня 1999 г. №135 и решением коллектива арендаторов Арендного предприятия «Белрыба» (протокол №13 от четвертого июня 1999 г.) путем реорганизации в форме преобразования Арендного предприятия «Белрыба» в ГТПУП «Белрыба».
На основании приказа Управляющего делами Президента Республики Беларусь от 29.06.2001 г. №154 государственное торгово-промышленное унитарное предприятие «Белрыба» передано в ведение и непосредственное подчинение Управления делами Президента Республики Беларусь.
В соответствии с приказом Управляющего делами Президента Республики Беларусь от восьмого февраля 2007 г. №30 ГТПУП «Белрыба» реорганизовано путем присоединения к нему республиканского унитарного предприятия «Нарочь» и РПТУП «Браславский пищевой комбинат».
ГТПУП «Белрыба» основано на государственной форме собственности и организует свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоуправления и самофинансирования. В установленном законодательством порядке общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Производственную и иные виды деятельности предприятие осуществляет на основании выданных государственными органами лицензий.
ГТПУП «Белрыба» размещено в г. Минске на двух территориях: на ул. Казинца, 42 (площадь территории 3,3998 га.) и на ул. Радиальной, 56 (площадь территории 2,0496 га.).
Целями деятельности предприятия, согласно уставу, являются:
Основными видами деятельности предприятия являются оптовая торговля рыбой и морепродуктами, производство и реализация рыбопродукции.
Предметом деятельности ГТПУП «Белрыба» является насыщение рынка Республики Беларусь качественной рыбной продукцией и морепродуктами в широком ассортименте.
Основной продукцией ГТПУП «Белрыба» выступает рыба и морепродукты, которая включает в себя: свежемороженую рыбу, филе рыбы натуральное, рыбную кулинарию и продукты из сурими, деликатесы из рыбы и морепродуктов, консервы рыбные, икру и ее аналоги.
ГТПУП «Белрыба» – один из крупнейших производителей копчено-провесной рыбопродукции, рыбных деликатесов и пресервов, единственный в Республике Беларусь производитель рыбных консервов, а также импортер мороженой рыбы и морепродуктов, продуктов их переработки в Республике Беларусь. Доля, занимаемая предприятием на белорусском рынке рыбной продукции, составляет 27 %. ГТПУП «Белрыба» является официальным дилером одного их самых крупных производителей рыбных полуфабрикатов, рыбной кулинарии и сурими продуктов в Европе «Viciunai» (Литва), а также компании «Ледово» (Российская Федерация).
Наличие на предприятие рыбоперерабатывающего цеха позволяет расширять ассортимент реализуемой продукции путем выпуска рыбы холодного и горячего копчения, соленой и вяленой рыбы, пресервов из сельди, скумбрии, лососевых, салатов из морской капусты и различных деликатесов (всего более 350 наименований).
Предприятие представляет свою продукцию под рядом торговых марок: «Династия» - деликатесы, «Веселый флинт» - сельдь в вакуумной упаковке, «Здоровая семья», «Японские традиции», «Фитнес-ланч» - разнообразные салаты из морской капусты.
Информация о работе Повышение прибыли и рентабельности (на примере ГТПУП «Белрыба»)