Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.
На 1 января 2012 года на учете в налоговых органах состояло 313 393 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 219 285 индивидуальных предпринимателей, 81 036 микроорганизаций, 10 703 малые организации, 2369 субъектов среднего предпринимательства.
На первый взгляд, малый
и средний бизнес значительно
уступают большому бизнесу в борьбе
за рынки. Бытует мнение, что рынок
в основном доступен большим предприятиям
с многомиллионными оборотами и
невозможен для малых предпринимательских
структур. Главный аргумент заключается
в невозможности малых
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в ФРГ и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений [7,с.18].
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3 %.
На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (41,2%). На втором месте 23,6% промышленность, на третьем - строительство-12,3%. Отраслевая структура малого предпринимательства за последние годы существенно не изменилась.
В промышленности малые предприятия
представлены в основном в полиграфическая
(33,9% всех малых предприятий
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.
Более половины (54,1%) частных малых предприятий и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.
Малый бизнес содержит большой
потенциал для оптимизации
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Развитие малого бизнеса
в различных странах
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах
Страны |
Кол-во малых и средних предприятий, тыс |
Кол-во малых и средних предприятий на 10 тыс. чел |
Занято малых и средних предприятий |
Доля малых и средних
предприятий в общей |
Доля малых и средних предприятий в ВВП, % |
Великобритания |
2 630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2 290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3 920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1 980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15 770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19 300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6 450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
В экономически развитых странах давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.
Такая политика выгодна государству
и по другим причинам. Во-первых, государство,
превращая своих граждан в
предпринимателей, снимает с себя
ответственность за решение многих
социальных проблем; во-вторых, каждый
гражданин, становясь предпринимателем,
не только создает благополучие своей
семье, но и вносит большой вклад
в решение государственных
Активный рост доли малых
предприятий в структуре
Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.
Эффект от деятельности малых
предприятий достигается и
В последние годы малые
предприятия все активнее выходят
на внешние рынки. Так экспорт
малых компаний США составляет 20
% совокупного объема товарной продукции,
в Голландии, Бельгии, Германии он достигает
35—40 % . Этому способствовал переход
от межотраслевой к
Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]
Наконец, малые фирмы оказались
на гребне научно-технического прогресса,
стали своеобразным полигоном разработки
и испытания новых
Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]
Промышленное производство,
состоящее преимущественно из крупных
монополизированных предприятий, не поддается
быстрому реформированию на основе рыночных
механизмов. Поэтому малые предприятия,
создаваемые посредством
Очевидно, что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.
Государственная политика в
области развития и поддержки
предпринимательства становится неотъемлемой
частью экономической политики страны.
Система государственной
К настоящему времени сложилась
и функционирует единая система
поддержки предпринимательства, имеющая
следующую структуру: Департамент
по предпринимательству
Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров - Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики - рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне - советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.
Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске