Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы состоит в выявлении роли малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития региона. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1 раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства; 2 рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности; 3 исследовать роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Ленинского района г. Бобруйска; 4 провести анализ показателей деятельности и условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства в Ленинском районе г. Бобруйска.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа теоретическая часть Койпиш ГУ - 5.docx

— 88.08 Кб (Скачать файл)

На 1 января 2012 года на учете  в налоговых органах состояло 313 393 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 219 285 индивидуальных предпринимателей, 81 036 микроорганизаций, 10 703 малые организации, 2369 субъектов  среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место и роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов: отечественный и мировой опыт

 

 

На первый взгляд, малый  и средний бизнес значительно  уступают большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок  в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и  невозможен для малых предпринимательских  структур. Главный аргумент заключается  в невозможности малых предприятий  конкурировать с мощно оснащенными  крупными фирмами. На самом деле это  не так. Например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным  предприятиям требуется около 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических  инноваций после Второй мировой  войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в  малых фирмах в 24 раза больше инноваций  и открытий по сравнению с крупными фирмами.

Несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и  изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в ФРГ  и США, обнаружило важную роль небольших  фирм даже в воплощении в жизнь  существенных технологических нововведений [7,с.18].

Республика Беларусь придает  большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в  т. ч. путем привлечения иностранных  инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих  мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП  удельный вес малых предприятий составляет 7,3 %.

На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы  роста по основным экономическим  показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более  мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Сфера малого предпринимательства  охватывает практически все отрасли  и сферы деятельности. Так, основными  видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (41,2%). На втором месте 23,6% промышленность, на третьем - строительство-12,3%. Отраслевая структура малого предпринимательства за последние годы существенно не изменилась.

В промышленности малые предприятия  представлены в основном в полиграфическая (33,9% всех малых предприятий промышленного  сектора), в цветной металлургии (24,9%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20,2%), а также в пищевой промышленности (19,1%).

Уровень развития малого предпринимательства  в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  со стороны местных властей.

Более половины (54,1%) частных  малых предприятий и почти  четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В  областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.

Малый бизнес содержит большой  потенциал для оптимизации путей  развития экономики и общества в  целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий  пропорций.

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном  сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем  развития малых предприятий связано  именно с решением вопросов регионального  и местного значения.

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен  одинаковый: массовое формирование малых  предприятий способствовало ускорению  формирования рыночных отношений, сыграло  важную стабилизирующую роль, как  в экономической, так и социальной сфере.

Уровень развития малого и  среднего предпринимательства в  некоторых зарубежных странах представлен  в таблице 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 - Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах

 

Страны

Кол-во малых и средних  предприятий, тыс

Кол-во малых и средних  предприятий на 10 тыс. чел

Занято малых и средних  предприятий

Доля малых и средних  предприятий в общей численности, %

Доля малых и средних  предприятий в ВВП, %

Великобритания

2 630

460

13,6

49

50-53

Германия

2 290

370

18,5

46

50-52

Италия

3 920

680

16,8

73

57-60

Франция

1 980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15 770

450

68,0

72

63-67

США

19 300

742

70,2

54

50-52

Япония

6 450

496

39,5

78

52-55


 

В экономически развитых странах  давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан  в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в  коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась  возможность стать акционерами  на льготных условиях. И главное  — малый бизнес начало активно  поддерживать государство.

Такая политика выгодна государству  и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в  предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей  семье, но и вносит большой вклад  в решение государственных проблем  посредством уплаты налогов, благотворительности. [23]

Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики  западных стран начал происходить  с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве  занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных  предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние  годы. Малые предприятия, традиционно  широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся  специализацией и дифференциацией  общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых  предприятий достигается и благодаря  развитию системы субподрядных отношений  с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости  достигает 70 %, в стоимости продукции  доля субподрядных, как правило, малых  фирм составляет 25 - 30 %.

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. Так экспорт  малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход  от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы  международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в  развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых  предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]

Наконец, малые фирмы оказались  на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических  идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные  предприятия, которые дают жизнь  лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и  независимые изобретатели. В расчете  на одного занятого они создают почти  в 2,5 раза больше принципиально новых  продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений  по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой  ориентации на потребителя, гибкости в  управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению  программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых  фирм позволили им внедриться в начальные  стадии научных исследований, где  не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых  фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных  монополизированных предприятий, не поддается  быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных  масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.

    1. Малое предпринимательство как объект государственного управления в Республике Беларусь

 

 

Государственная политика в  области развития и поддержки  предпринимательства становится неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки  малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства.

К настоящему времени сложилась  и функционирует единая система  поддержки предпринимательства, имеющая  следующую структуру: Департамент  по предпринимательству Министерства экономики, как государственный  орган, отвечающий за проведение в жизнь  государственной политики по поддержке  предпринимательства, Белорусский  Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки  предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства  в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.

Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует  Совет по развитию предпринимательства  в Республике Беларусь, при Совете Министров - Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики - рабочая  группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций  предпринимателей, на областном уровне - советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации  взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Повышение роли предпринимателльства в городе Бобруйске