Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа
Основной целью данной дипломной работы является изучение кадровой политики организации, проблем ее формирования и реализации в рамках анализируемой организации.
Для достижения указанной цели необходимо найти решение для следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы и прикладные аспекты формирования и реализации кадровой политики в организации; 2) проанализировать процесс разработки и реализации кадровой политики в организации ТС «Квартал»;
3) разработать и предложить мероприятия и рекомендации по совершенствованию кадровой политики на анализируемой организации.
Введение...................................................................................................................3
I Теоретические основы кадровой политики в коммерческой организации....5
1.1 Сущность, основы и функции кадровой политики.......................................5
1.2 Основные направления формирования кадровой политики........................8
1.2.1 Отбор персонала организации......................................................................8
1.2.2 Оценка трудовой деятельности персонала.................................................21
1.3 Правовое регулирование управлением персоналом.....................................24
II Анализ формирования и реализации кадровой политики ТС “Квартал”......34
2.1 Технико-экономическая характеристика ТС «Квартал»...............................34
2.2 Оценка кадровой политики в ТС «Квартал»..................................................39
2.3 Анализ локальных актов, регулирующих управление персоналом ............49
III Совершенствование кадровой политики в ТС “Квартал”..............................52
3.1 Пути решения проблем, связанных с реализацией кадровой политики организации.............................................................................................................52
3.2 Экономическое обоснование эффективности мероприятий по улучшению квалификации персонала ТС «Квартал»........... ...................................................57
3.3 Совершенствование правового регулирования управления персоналом в ТС «Кварталом».......................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………………………………61
1) ведет работу с бухгалтерской отчетностью, внутренней и внешней документацией и корреспонденцией;
2) занимается отчетами
и перечислениями в налоговые
и другие государственные
3) производит расчеты с поставщиками, а также множество других операций;
4) своевременно подготавливает платежные поручения;
5) контролирует наличие всех приходных накладных на весь товар.
Должностные обязанности кассира:
1) принимает наличные средства от покупателей;
2) осуществляет внутрифирменные расчеты.
Согласно статье 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени работников в организации ИП Самарина не превышает 40 часов в неделю. Законодательства РФ, регулирующего рабочее время работников всех организаций, независимо от их форм собственности.
Правильно подобранный, сплоченный, квалифицированный коллектив является основной составляющей успех организации. Именно от людей, работающих в организации ИП Самарина зависит, будет ли организация процветать или закроется. Только люди, обладающие большим запасом энергии, желающие добиться высоких результатов, сделать карьеру и иметь достойный уровень жизни, а также имеющие современный взгляд на поставленные цели, обладающие умением предвидеть ситуацию, способны сделать организацию ИП Самарина прибыльным.
Как правило, до принятия организацией ИП Самарина решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
1) предварительную отборочную беседу;
2) заполнение бланка заявления;
3) проверка рекомендаций и послужного списка;
4) медицинский осмотр;
5) принятие решения.
Новичков принимает на работу, как правило, с испытательным сроком. Во время испытательного срока работник организации ИП Самарина должен научиться профессионально общаться с покупателем, знать товарный ассортимент, пользоваться оргтехникой, программным обеспечением, разбираться в бухгалтерской, сопроводительной документации.
Обучение проводиться старшими коллегами. В конце испытательного срока комиссия организации ИП Самарина проверяет насколько хорошо новичок запомнил и усвоил данную ему информацию и систему работы, выслушивается мнение опытных работников и тех кто работал с новичком.
Решение о приеме на работу
принимается директором. После чего
оформляются следующие
1) приказ о приеме на работу;
2) заключается трудовой договор;
3) договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
4) обязательство о
неразглашении и соблюдении
5) запись в трудовой книжке.
Время успешного обучения зависит от личных способностей новичка, желания и стремления обучаться коммуникабельности, превышающего опыта, особенно в торговле и внутренних внешних коммуникациях.
2.2 ОЦЕНКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ТС «КВАРТАЛ»
Для анализа управления персоналом организации существуют различные методики. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации основных целей организации, а эффективность использования отдельного сотрудника зависит от его способности выполнять требуемые функции.
Организация ИП Самарина является системой управления сотрудниками, которая опирается на следующие параметры:
Для оценки эффективности управления персоналом ИП Самарина предварительно был произведен анализ состояния персонала по данным, представленным в приложении А.
Анализируя управление персонала целесообразно начать с оценки обеспеченности ИП Самарина трудовыми ресурсами в 2012 году на примере таблицы 2.
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени.
Таблица 2 - Состав и структура работников организации ИП Самарина в динамике 2010 - 2012 гг.
Категории работников |
2010 г. чел |
2010 г. % |
2011 г. чел. |
2011 г. % |
2012 г. чел. |
2012 г. % |
Директор |
1 |
4,00 |
1 |
3,00 |
1 |
3,00 |
Главный бухгалтер |
1 |
4,00 |
1 |
3,00 |
1 |
3,00 |
Продавец- консультант |
14 |
80,00 |
14 |
82,00 |
14 |
82,00 |
Товаровед |
1 |
4,00 |
1 |
3,00 |
01 |
3,00 |
Оператор ПК |
1 |
4,00 |
2 |
6,00 |
2 |
6,00 |
Кассир |
1 |
4,00 |
1 |
3,00 |
1 |
3,00 |
Всего: |
19 |
100,00 |
20 |
100,00 |
20 |
100,00 |
Далее проанализируем качественный состав трудовых ресурсов ИП Самарина, распределение работающих по возрасту.
Таблица 3 - Распределение работников по возрасту
Группы рабочих по возрасту( возраст) |
Численность работников на конец года, (чел.) |
Удельный вес, % | ||||
2010г. |
2011 г. |
2012г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
До 20 |
1 |
1 |
1 |
5,26 |
5 |
5 |
20 - 30 |
12 |
12 |
13 |
63,14 |
60 |
65 |
30 - 40 |
4 |
5 |
4 |
21,06 |
25 |
20 |
40 - 50 |
2 |
2 |
2 |
10,54 |
10 |
10 |
50 - 60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Свыше 60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
19 |
20 |
20 |
100 |
100 |
100 |
Проанализируем степень использования трудовых ресурсов в организации ИП Самарина на примере таблицы 4.
Таблица 4 - Использование трудовых ресурсов в организации ИП Самарина
Показатель |
2010г. Факт план |
Отклонение от плана |
2011г. Факт план |
Отклонение от плана |
2012г. Факт план |
Отклонение от плана | |||
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) |
19 |
19 |
0 |
20 |
20 |
0 |
20 |
20 |
0 |
Отработано дней одним рабочим за год (Д) |
225 |
210 |
15 |
225 |
215 |
-10 |
225 |
215 |
-10 |
Отработано часов одним рабочим за год (Ч) |
1800 |
1600 |
-200 |
1800 |
1612,5 |
-187,5 |
1800 |
1612,5 |
-187,5 |
Средняя продолжительность рабочего дня (П), час. |
8 |
7,5 |
-0,5 |
8 |
7,5 |
-0,5 |
8 |
7,5 |
-0,5 |
Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-час |
34200 |
30400 |
-3800 |
36000 |
32250 |
-3750 |
36000 |
32250 |
-3750 |
Как видно из приведенных данных, имеющиеся трудовые ресурсы в организации ИП Самарина используется недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано по 215 дней вместо 225 дней, из-за чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 10 дней (80 часов). Существенны и внутрисменные сверхплановые потери рабочего времени: за один день они составили 0,5 часа.
Структура персонала ИП Самарина характеризуется соответствие категорий основного не производственного и административного персонала.
При этом к основному не производственному персоналу отнесены работники основных функциональных подразделений, выполняющие работы, связанные с обеспечением нормальных условий осуществления основной деятельности, к административному персоналу отнесен управленческий персонал.
Структура персонала ИП Самарина выражается в относительных показателях. Соотношение не производственного персонала к административному отражается в коэффициентах:
за 2010 год = 17/2 = 8,5
за 2011 год = 18/2 = 9
за 2012 год = 18/2 = 9
Доля административных работников в общей численности персонала:
за 2010 год = 2/(17+2) = 0,11
за 2011 год = 2/(18+2) = 0,10
за 2012 год = 2/(18+2) = 0,10
Полученные показатели можно структурировать между категориями на примере таблицы 5.
Таблица 5 – Показатели структуры персонала ИП Самарина
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Число не производственных работников на одно административного |
8,5 |
9 |
9 |
Доля административных работников в общей численности персонала |
0,11 |
0,10 |
0,10 |
Также данные показатели структуры ИП Самарина можно представить на рисунке 8.
Рисунок 8 - Показатели структуры персонала ИП Самарина за 2010-2012 гг.
Анализируя данные, можно
увидеть, что в течение изучаемого
периода имеется незначительное
колебание показателей
Об эффективности управления персоналом необходимо делать заключение по следующим количественным характеристикам, как например, коэффициенты оборота персонала по приему и выбытию, коэффициенты текучести и внутренней мобильности.
Имеется большое количество методик расчета текучести, самый распространенный является отношение покинувших организацию сотрудников к среднему числу работников за год. Чем выше этот показатель, тем ниже стабильность персонала, что является плохой характеристикой организации. Мы можем рассчитать текучесть согласно формуле (1).
Ктек. = F / F1*100,
где F - количество работников, уволенных по собственному желанию;
F1 - среднесписочная численность.
Рассчитав данный показатель, мы получаем:
Ктек. 2010 = 5/19*100 = 26,32%
Ктек. 2011 = 3/20*100 = 15%
Ктек. 2012 = 3/20*100 = 15%
Рассчитанные показатели текучести кадров ИП Самарина можно представить на рисунке 9.
Рисунок 9 — Динамика текучести персонала ИП Самарина за 2010-2012 гг.
Из рисунка 9 можно увидеть, что наибольшая текучесть кадров можно увидеть в 2010 году, она составляет 26,32%. В период 2011-2012 года имеется существенное снижение данного коэффициента, который составляет 15%.
В целом за период 2010-2012 года показатель текучести стабилизировался, что указывает на постоянность в трудовом коллективе.
Что касается интенсивности оборота по приему. Данный показатель определяется по формуле (2).
Кпр. = P / F1*100,
где Р - число вновь принятых работников за период;
F1 — среднесписочная численность.
Рассчитав данный показатель, мы получаем:
Кпр. 2010 = 5/19*100 = 26,32%
Кпр. 2011 = 3/20*100 = 15%
Кпр.2012 = 3/20*100 = 15%
Рассчитанные показатели интенсивности оборота по приему персонала можно представить на рисунке 10.
Рисунок 10 — Динамика интенсивности оборота по приему персонала
Данный график показывает, что в течение анализируемого периода времени имеется снижение показателя. Конкретно снижение происходит в период 2010-2011 года, а в период 2011-2012 года положение стабилизируется до 15%.
Интенсивность оборота по выбытию определяется по формуле (3).
Квыб. = N / F1,
где N - количество работников, уволенных по всем причинам;
F1 - среднесписочная численность.
Рассчитав данный показатель, мы получаем:
Квыб. 2010 = 5/19 = 0,26
Квыб. 2011 = 3/20 = 0,15
Квыб. 2012 = 3/20 = 0,15
Рассчитанные показатели
выбытия персонала можно
Информация о работе Повышение эффективности кадровой политики: экономико-правовой аспект