Подходы к определению конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенности производства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой их реализации.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, так как именно наличие конкуренции на любом товарном рынке является залогом эффективности его функционирования. Присутствие на рынке множества продавцов и покупателей повышает уровень честности, открытости и справедливости рыночных отношений.

Рыночная экономика и  конкуренция – неразрывные понятия. Конкуренция определяет направленность развития производства и выступает  в качестве механизма регулирования  отраслевых пропорций. Задавая критерии эффективности, она выступает не только методом экономического контроля, но и способом стимулирования к непрерывному совершенствованию. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что конкуренция выполняет  роль системного фактора. И хотя чаще ее принято рассматривать в качестве эффективного средства ценового регулирования и установления рыночного равновесия, что, несомненно, верно, роль конкуренции в рыночном хозяйстве глубже и скорее соответствует трактовке А. Смита, усматривавшего в ней «невидимую руку», направляющую своекорыстную деятельность частных производителей в русло общественных интересов. [2]

Для выявления сути конкуренции  необходимо определить ее природу, установить подходы к ее определению и  особенности каждого из них, а  также необходимо выяснить, в чем заключается роль конкуренции и какие функции она выполняет.

Конкурентоспособность напрямую связана с конкуренцией, так как конкурентоспособность заключается в обладании    конкурентными преимуществами.

Конкурентоспособность страны — это совокупность свойств, присущих национальной экономике, которые определяют способность страны конкурировать с другими странами. 

Поэтому в практической части  работы будет рассматриваться конкурентоспособность  Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.

Цель исследования:

1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;

2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;

3) оценить конкурентоспособность  национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.

 

  1. Природа конкуренции и ее виды

 

Конкуренция занимает особое место в институциональной организации  рыночной экономики. Особенность эта  заключается, во-первых, в том, что  конкуренция как институт рынка  обусловливает эффективность функционирования других институтов, например, института  частной собственности, а во-вторых, помогает хозяйствующим субъектам  правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция характеризуется той  специфической особенностью, что  лишена свойств самоорганизации  и устойчивости. Она не может быть не результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих  субъектов, что указывает на необходимость  регулирования самой конкуренции  извне как условия ее сохранения.

Конкуренция – это процесс  борьбы фирм за платежеспособный спрос, так как, несмотря на многообразие фирм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному – укреплению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка. Однако содержание самого процесса конкуренции зависит  от факторов, обуславливающих тип  рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с  объективностью конкурентных действий и принципами взаимодействия продавцов.  Исходя из этого, различают совершенную  и несовершенную конкуренцию.

Характерная особенность  совершенной конкуренции заключается  в том, что продавцы не могут увеличить  свои доходы за счет повышения цены, и единственным доступным для  них способом получения экономической  прибыли является снижения издержек производства, а совершенная конкуренция  становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели  тип реального  соперничества  фирм.

Несовершенная конкуренция  представляет собой способ соперничества  фирм, имеющих разные размеры и  издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также  применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит  в том, что рыночное взаимодействие фирм есть постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его  отличительная особенность заключается  в использовании преимущественно  неценовых факторов. Наиболее распространенными  формами несовершенной конкуренции  являются: а) монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между  фирмами, рыночная власть которых обусловлена  уникальными особенностями их товара; б) олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей.

Конкуренция реализуется  не только через цены, но и посредством  типа продукта, способов производства и сбыта и направлена не только по отношению к потребителям, но и затрагивает остальных участников конкурентных сил – поставщиков  ресурсов, посредников и т.д. Как  функция рыночной структуры конкуренция  может быть более или менее  ограниченной. Главное, однако, состоит  в том, чтобы определить, насколько  соответствуют количество, качество и цены товаров запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может  быть эффективной и неэффективной.

Также необходимо определить, что является движущими силами конкуренции, которые определяют ее интенсивность. Здесь выделяют пять основных сил – сил Портера, под действием которых формируется конкурентная среда любого рынка. К ним относятся:

    • Отраслевые производители;
    • Покупатели;
    • Поставщики ресурсов;
    • Наличие потенциальных конкурентов;
    • Наличие товаров-заменителей.

Сформированная под действием названных сил конкурентная вреда не является статичной. Она постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции. К ним относятся:

  1. Изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиций;
  2. Изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификации каналов сбыта и наборов услуг;
  3. Технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и  оптимального размера предприятия;
  4. Изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм;
  5. Глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления;
  6. Изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики;
  7. Перемены в государственной политике, которые отразятся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм.

Завоевание и удержание  конкурентного преимущества является едва ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит  ей как надежный источник получения  прибыли, так и хозяйственную  устойчивость в долгосрочной перспективе. Фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих конкурентов преодолевает силы конкуренции, а ее конкурентная стратегия является успешной, если фирма получает более высокую нежели соперники прибыль. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подходы к определению конкуренции

 

В настоящее время саму конкуренцию принято рассматривать  как упорядоченную систему. В  этом смысле для понимания значения конкуренции в рыночном хозяйстве  первоочередным является не определение  критерия типа конкуренции, что само по себе важно, а выявление тех  институциональных условий, которые  обеспечивали бы максимально благоприятную  среду для функционирования и  развития конкуренции.

Что же касается содержания конкуренции, то общепринятой трактовки  еще не сложилось. Можно выделить как минимум три ее трактовки.

1) поведенческая, где конкурентный процесс анализируется с позиции выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов, ее содержание сводят к борьбе за платежеспособный спрос;

2) структурная, где акцент  переносится на анализ конкурентных  условий (тип рыночной структуры), содержательная сторона усматривается  в степени свободы принятия  решений фирмой;

3) функциональная,  для которой характерно выражение содержания конкуренции в качестве мотиватора инновационной деятельности.

Поведенческая трактовка  является классической трактовкой конкуренции, берущая свое начало еще с работ  Адама Смитта, рассматривающего конкуренцию как соперничество, ведущееся между субъектами рынка за выгодные условия продаж.

А. Смит в своей работе «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.) внес большой вклад в развитие теории конкуренции. Конкуренция рассматривалась как способ регулирования экономической жизни, координации деятельности хозяйствующих субъектов. «Невидимая» рука рынка проявляет свое действие через конкуренцию, которая согласует интересы отдельных производителей и потребителей, при этом действую через цены, прибыли и убытки, доходы и банкротства, определяя выигравших и проигравших. В результате этого потребности общества и производственные возможности согласуются, что обеспечивает выпуск необходимых товаров. Наличие свободного индивида, руководствующегося своими эгоистическими побуждениями, мотивами экономической выгоды является важным условием рыночной конкуренции, которая направляет его действия на достижение общественно полезного результата. Причем конкурентный механизм обеспечивает общественные потребности в гораздо большей степени, чем, если бы хозяйствующие субъекты к этому стремились. Эти функции конкуренции создают способности рынка к саморегулированию, а вмешательство государства нарушает это регулирование, поэтому оно должно быть ограничено теми сферами, где конкурентный механизм не срабатывает. [1]

Нельзя не признавать, что  все названные трактовки отражают важные аспекты конкурентного процесса. Но нельзя не видеть и другого; все  они даются с позиций анализа  конкуренции как механизма соперничества  между хозяйствующими субъектами. Иначе  говоря, характеризуют содержательную сторону конкуренции в том  ее понимании, что «конкуренция –  это стремление получить то, что  стремится получить еще кто-то другой в то же самое время». Таким образом, для разрешения вопроса об экономическом содержании конкуренции ее необходимо рассматривать в двух аспектах – текущего хозяйствования и воспроизводственном.

При рассмотрении с точки  зрения задач текущего хозяйствования любая отдельная фирма рассматривает  конкурентную борьбу как механизм соперничества, целью которого является борьба за платежеспособный спрос, условием реализации борьбы является степень свободы  принятия решений, а инновационная  деятельность является способом достижения данной цели.

Если же рассматривать  в производственном аспекте, то содержательная сторона конкуренции предстает  перед нами в совершенно ином свете - как непрерывное возобновление соревновательных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Такое понимание содержания конкуренции способствует не только более глубокому пониманию роли конкуренции, как инструмента выявления  лучших способов хозяйствования и стимула  непрерывного совершенствования этих способов, но и высвечивает суть проблем, заключающихся в обеспечении  высокого конкурентного потенциала экономики.  А необходимость поддержания  конкурентных условий является изначально заложенным фактором существования конкуренции.

Исходя из гипотезы о конкуренции  как о соревновательном взаимодействии участников рынка, логично предположить, что поддержание соревновательного  характера отношений между хозяйствующими субъектами возможно только при двух непременных допущениях, а именно: расщеплении экономической власти и равных принципах хозяйствования. Содержательный момент расщепления  экономической власти заключается  в том, что в конкурентной среде  предполагается, с одной стороны, закрепление экономической власти за отдельными хозяйствующими субъектами, а с другой, - рассредоточение  ее среди агентов рынка, ограничивающее рамки экономической свободы. Именно предоставление экономической свободы, как возможности для реализации эгоистических устремлений, и одновременно ограничение ее степени, как условия  достижения этих устремлений, делают соревновательность непременным свойством рыночных отношений.

Что касается равных принципов хозяйствования, то суть здесь сводится к обеспечению таких условий деятельности, при которых обеспечивалось бы уравновешивание извлекаемой из разных видов хозяйственной деятельности выгоды, к примеру, среднеотраслевой нормы прибыли. Вместе с тем, реализация равных принципов хозяйствования означат не что иное, как обеспечение равных условий состязательности. Рассредоточение экономической власти будет обусловливать многообразие ее организационных форм, а равенство принципов хозяйствования – противодействовать полному доминированию какого-либо из преимуществ этих форм. Так например, крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, наоборот, компенсирую свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью.  В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Так как получается, что абсолютное превосходство доминирование одного из преимуществ оказывается невозможным, то сосуществование самых разнообразных по масштабу и формам организации хозяйственных субъектов оказывается неизбежным. Однако такое многообразие будет выступать и как условие поддержания рассредоточения экономической власти, так и показателем того, насколько раны условия хозяйствования, что и позволяет рассматривать его в качестве принципа организации конкурентной среды. Учитывая, что стимулы к поиску предпочтительной организационной формы будут задаваться  соревновательным характером взаимодействия хозяйствующих субъектов, можно сказать и обратное – разнообразие форм организации предпринимательских структур определяется степенью интенсивности конкуренции.

Информация о работе Подходы к определению конкуренции