Подходы к определению конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

Поэтому в практической части  работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь как результат инновационной деятельности.

          По мнению ведущего мирового исследователя вопросов конкурентоспособности Майкла Портера, национальное процветание не наследуется – оно создаётся. Современные глобальные тенденции таковы, что конкурентоспособность страны в меньшей степени зависит от количества имеющихся ресурсов. Ведущую роль сегодня играют так называемые преимущества высшего порядка, к которым относятся уникальные технологии, возникающие не случайным образом, а посредством взаимодействия государства, производства и науки. Именно это целенаправленное и эффективное сотрудничество позволяет выйти на мировой рынок не в качестве слабого игрока, имеющего определённый потенциал, а авторитетного и активно позиционирующего себя государства, так как в современной экономике конкурентоспособными являются только те страны, которые производят наукоемкую, высокотехнологичную продукцию. Достичь состояния лидерства возможно посредством построения и развития Национальной инновационной системы (НИС). [2]

Национальная инновационная  система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной  деятельности в Республике Беларусь, а также совокупность субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

Основным условием обеспечения  высокой конкурентоспособности  белорусской экономики являются именно инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг.

Переход на инновационный  путь развития для белорусской экономики  сегодня жизненно важен, поскольку  она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские  и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности  возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации  действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов. 

Однако в Беларуси удельный вес высоких технологий в производстве – почти в 3 раза ниже, чем в высокоразвитых старанах. Причиной этому является ряд следующих проблем:

- наличие избыточных производственных  мощностей с морально-устаревшей  конфигурацией;

- морально-устаревшая инфраструктура  производственных мощностей;

- морально-устаревшая система  управления предприятием;

- слаборазвитая система  производственной кооперации;

- отток квалифицированных  кадров;

- слаборазвитая система  менеджмента качества;

- дефицит денежных ресурсов;

Неразвитая система сервиса  и технической поддержки.

Для решения данных проблем  и развития инновационных технологий создается Государственная программы  инновационного развития Республики Беларусь. [7]

В результате выполнения Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы получены значительные результаты в процессе модернизации экономики страны. [6]

В целях продолжения работы по формированию инновационной экономики  разработана Государственная программа  инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Основной задачей, которую  призвана решить ее реализация, является создание конкурентоспособной на мировом  рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

Новая инновационная госпрограмма направлена на решение важнейших  для республики задач по формированию сбалансированной экономики, основанной на знаниях, увеличении доли экспорта, включая рост в нем высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.

Приоритетным направлением развития должна стать специализация  в конкретных сферах технологической  компетентности при одновременной  кооперации научно-технической деятельности и интеграции с транснациональными корпорациями.

В результате выполнения программы  ожидается достижение к 2015 году следующих  основных показателей инновационного развития Беларуси:

-доля новой продукции  в объеме промышленного производства  – 25%;

-доля инновационной продукции  в объеме отгруженной промышленной  продукции – 20%;

-доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – 30,5%;

-удельный вес накопленной  амортизации активной части основных  средств промышленных предприятий – не более 53%;

-создание и сертификация  систем менеджмента качества  по ИСО 9001 (с нарастающим итогом) – 3000 производств;

-доля затрат на приобретение  машин, оборудования, транспортных  средств, инструмента и инвентаря  в общем объеме инвестиций  в основной капитал – 50%;

-численность работников, выполняющих научные исследования  и разработки, - 32,85 тыс. человек;

-расходы республиканского  бюджета на научную, научно-техническую  и инновационную деятельность – 0,9% ВВП.

Системную реструктуризацию национальной экономики предусматривается  осуществить в соответствие с  приоритетами научно-технической деятельности.

Создание новых высокотехнологичных  производств и подотраслей обеспечит к 2015 году вклад наукоемкой продукции в экономику республики.

 

 

Развитие  инновационной инфраструктуры в  Республики Беларусь

 

Таблица 1

Наименование субъектов инновационной  инфраструктуры

Количество субъектов инновационной  инфраструктуры

1

 

2010 год

2015 год

2

Научно-технические парки

11

21

3

Центры трансфера технологий

35

45

4

Венчурные организации

1

3

5

Научно-производственные (научно-практические) центры, холдинги

40

60

6

Инновационные центры, в том числе  информационные, маркетинговые,

учебно-производственные, центры повышения квалификации

76

100

7

Бизнес-инкубаторы

9

20

8

Научно-технические библиотеки, включая  заводские

490

500

9

Инновационно активные предприятия

381

1000

10

Парк высоких технологий (многофункциональный)

1

1

11

Научно-технологический парк в области  нано-, биотехнологий и фармацевтики

-

1

12

Белорусский инновационный фонд

1

1

13

Другие специализированные финансовые организации

-

2

14

Проектно-конструкторские организации

25

30

15

Инжиниринговые организации

10

15


 

В таблице 1 можно видеть, каким образом будет развиваться инновационная инфраструктура Беларуси в годы осуществления Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь 2011-2015. [12]

          Необходимыми условиями для развития инноваций являются конкуренция и бизнес-среда.

В феврале-марте 2010 г. Исследовательским  центром ИПМ было проведено очередное  исследование проблем малого и среднего бизнеса в Беларуси. Один из разделов исследования касался факторов конкурентоспособности  страны. При этом основной фокус в исследовании делался на бизнес климате и инфраструктуре, как важнейших факторах, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики.

Каждый из факторов конкурентоспособности  оценивался по 7-балльной шкале, где  «1» – низкая оценка благоприятности  фактора, а «7» – самая высока оценка благоприятности фактора

 

 

Таблица 2. Средние оценки некоторых показателей конкурентоспособности

Показатели

Среднее значение

Качество инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, телеком.)

4,1

Связь оплаты труда и производительности

4,0

Качество образования

3,9

Легкость отслеживания изменений  бизнес среды

3,8

Эффективность законодательной системы  в решении споров

3,7

Коррупция

3,5

Использование государственных средств (налогов)

3,4

Конкурентное преимущество на внешних  рынках

3,3

Уровень налогообложения и мотивация  к работе и инвестициям

3,2

Инвестиционный климат

3,2

Тарифные и нетарифные барьеры  для иностранных товаров

3,2

Защита прав собственности

3,1

Независимость судебной системы

3,1

 

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

 

Самые высокие средние  оценки получили такие факторы конкурентоспособности  Беларуси как качество инфраструктуры (4,1 баллов), связь оплаты труда и производительности в стране (4,0 баллов), качество образования (3,9), легкость отслеживания изменений бизнес среды (3,8 баллов). В действительности, качество инфраструктуры в Беларуси в последнее время существенно повысилось. За последний год достигнут значительный прогресс в энергосбережении, телекоммуникационная инфраструктура плотно распределена по стране, а тарифы на связь постоянно снижаются. К тому же, качество дорог существенно превышает их качество в странах-соседях. Что касается соотношения зарплат и производительности в стране, оно также сложилось довольно благоприятным – зарплаты в Беларуси ниже даже по сравнению со странами-соседями, что позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции.

Самые низкие оценки из предложенных показателей конкурентоспособности  получили независимость судебной системы (средняя оценка 3,1 балла), а также  защита прав собственности (3,1 балла) –  факторы, являющиеся ключевыми для  любой свободной рыночной экономики. Инвестиционный климат в стране, уровень  налогообложения также традиционно  получают низкие средние оценки (3,2 баллов), как и отсутствие свободной  конкуренции иностранных товаров  на белорусском рынке, что свидетельствует  о протекционизме, существующем в  стране в отношении национальных товаров (3,2 балла).

Можно сделать  вывод, что ни один из факторов не обладает достаточно высокой оценкой, что свидетельствует о не очень благоприятной бизнес-среды в Республике Беларусь, а соответственно и о низком уровне конкурентоспособности Беларуси.[8]

Современная роль государства в экономическом  развитии заключается в том, чтобы  содействовать, главным образом с помощью законодательных актов, формированию бизнес-среды, создавать условия для инновационного развития.

Без государственного частного партнерства (ГЧП), под которым следует  понимать сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры, внедрения инноваций и оказания общественных услуг, современное развитие страны невозможно. Суть партнерства  между государством и частным  бизнесом заключается в перераспределении  ответственности и рисков за развитие секторов, которые обычно относятся  к сфере ответственности первого.

 То есть государство  само финансировало практически  всю инфраструктуру национальной  экономики, но сегодня вопросы  участия частного бизнеса в  финансировании и науке становятся  все более актуальными в Беларуси.

Причина заключается в  том, что сегодня большинство  белорусских предприятий (в первую очередь государственных) нельзя отнести к инновационно активным, а ведь именно прогресс науки и использование новых и новейших технологий являются залогом конкурентоспособности национальной экономики.

По экспертным оценкам  доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можно отнести к новой, составляет не более 5-7%, в то же время в развитых странах ассортимент обновляется на 15-45%. Продукция белорусских производителей зачастую неконкурентоспособна на мировых рынках и отправляется, как правило, в страны третьего мира.

Затраты на научные разработки и исследования в странах с  развитой экономикой составляют 2,5-3% ВВП. В Беларуси наукоемкость ВВП находится на критическом уровне: 2011 г. – 0,7-,8%, что является относительно низким показателем.

Информация о работе Подходы к определению конкуренции