Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа
Поэтому в практической части работы будет рассматриваться конкурентоспособность Республики Беларусь, посредством изучения бизнес-среды как необходимого условия для развития инновационной деятельности.
Цель исследования:
1) рассмотрение подходов к определению конкуренции;
2) выяснить, какие функции выполняет конкуренция и определить ее роль в развитии экономики страны;
3) оценить конкурентоспособность национальной экономики Беларуси в качестве результата инновационного развития.
Поэтому в практической части
работы будет рассматриваться
По мнению ведущего мирового исследователя вопросов конкурентоспособности Майкла Портера, национальное процветание не наследуется – оно создаётся. Современные глобальные тенденции таковы, что конкурентоспособность страны в меньшей степени зависит от количества имеющихся ресурсов. Ведущую роль сегодня играют так называемые преимущества высшего порядка, к которым относятся уникальные технологии, возникающие не случайным образом, а посредством взаимодействия государства, производства и науки. Именно это целенаправленное и эффективное сотрудничество позволяет выйти на мировой рынок не в качестве слабого игрока, имеющего определённый потенциал, а авторитетного и активно позиционирующего себя государства, так как в современной экономике конкурентоспособными являются только те страны, которые производят наукоемкую, высокотехнологичную продукцию. Достичь состояния лидерства возможно посредством построения и развития Национальной инновационной системы (НИС). [2]
Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь, а также совокупность субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.
Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики являются именно инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг.
Переход на инновационный
путь развития для белорусской экономики
сегодня жизненно важен, поскольку
она в силу объективных причин
все больше интегрируется в европейские
и мировые экономические
Однако в Беларуси удельный вес высоких технологий в производстве – почти в 3 раза ниже, чем в высокоразвитых старанах. Причиной этому является ряд следующих проблем:
- наличие избыточных
- морально-устаревшая
- морально-устаревшая система управления предприятием;
- слаборазвитая система производственной кооперации;
- отток квалифицированных кадров;
- слаборазвитая система менеджмента качества;
- дефицит денежных ресурсов;
Неразвитая система сервиса и технической поддержки.
Для решения данных проблем
и развития инновационных технологий
создается Государственная
В результате выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы получены значительные результаты в процессе модернизации экономики страны. [6]
В целях продолжения работы
по формированию инновационной экономики
разработана Государственная
Новая инновационная госпрограмма направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, основанной на знаниях, увеличении доли экспорта, включая рост в нем высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.
Приоритетным направлением
развития должна стать специализация
в конкретных сферах технологической
компетентности при одновременной
кооперации научно-технической
В результате выполнения программы ожидается достижение к 2015 году следующих основных показателей инновационного развития Беларуси:
-доля новой продукции
в объеме промышленного
-доля инновационной продукции
в объеме отгруженной
-доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – 30,5%;
-удельный вес накопленной
амортизации активной части
-создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 (с нарастающим итогом) – 3000 производств;
-доля затрат на приобретение
машин, оборудования, транспортных
средств, инструмента и
-численность работников,
выполняющих научные
-расходы республиканского
бюджета на научную, научно-
Системную реструктуризацию
национальной экономики предусматривается
осуществить в соответствие с
приоритетами научно-технической
Создание новых
Развитие инновационной инфраструктуры в Республики Беларусь
Таблица 1
№ |
Наименование субъектов |
Количество субъектов | |
1 |
2010 год |
2015 год | |
2 |
Научно-технические парки |
11 |
21 |
3 |
Центры трансфера технологий |
35 |
45 |
4 |
Венчурные организации |
1 |
3 |
5 |
Научно-производственные (научно-практические) центры, холдинги |
40 |
60 |
6 |
Инновационные центры, в том числе информационные, маркетинговые, учебно-производственные, центры повышения квалификации |
76 |
100 |
7 |
Бизнес-инкубаторы |
9 |
20 |
8 |
Научно-технические библиотеки, включая заводские |
490 |
500 |
9 |
Инновационно активные предприятия |
381 |
1000 |
10 |
Парк высоких технологий (многофункциональный) |
1 |
1 |
11 |
Научно-технологический парк в области нано-, биотехнологий и фармацевтики |
- |
1 |
12 |
Белорусский инновационный фонд |
1 |
1 |
13 |
Другие специализированные финансовые организации |
- |
2 |
14 |
Проектно-конструкторские |
25 |
30 |
15 |
Инжиниринговые организации |
10 |
15 |
В таблице 1 можно видеть, каким образом будет развиваться инновационная инфраструктура Беларуси в годы осуществления Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь 2011-2015. [12]
Необходимыми условиями для развития инноваций являются конкуренция и бизнес-среда.
В феврале-марте 2010 г. Исследовательским центром ИПМ было проведено очередное исследование проблем малого и среднего бизнеса в Беларуси. Один из разделов исследования касался факторов конкурентоспособности страны. При этом основной фокус в исследовании делался на бизнес климате и инфраструктуре, как важнейших факторах, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики.
Каждый из факторов конкурентоспособности оценивался по 7-балльной шкале, где «1» – низкая оценка благоприятности фактора, а «7» – самая высока оценка благоприятности фактора
Таблица 2. Средние оценки некоторых показателей конкурентоспособности
Показатели |
Среднее значение |
Качество инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, телеком.) |
4,1 |
Связь оплаты труда и производительности |
4,0 |
Качество образования |
3,9 |
Легкость отслеживания изменений бизнес среды |
3,8 |
Эффективность законодательной системы в решении споров |
3,7 |
Коррупция |
3,5 |
Использование государственных средств (налогов) |
3,4 |
Конкурентное преимущество на внешних рынках |
3,3 |
Уровень налогообложения и мотивация к работе и инвестициям |
3,2 |
Инвестиционный климат |
3,2 |
Тарифные и нетарифные барьеры для иностранных товаров |
3,2 |
Защита прав собственности |
3,1 |
Независимость судебной системы |
3,1 |
Источник: Исследовательский центр ИПМ.
Самые высокие средние
оценки получили такие факторы
Самые низкие оценки из предложенных
показателей
Без государственного частного
партнерства (ГЧП), под которым следует
понимать сотрудничество государственного
и частного секторов с целью реализации
проектов в области инфраструктуры,
внедрения инноваций и оказания
общественных услуг, современное развитие
страны невозможно. Суть партнерства
между государством и частным
бизнесом заключается в
То есть государство
само финансировало
Причина заключается в том, что сегодня большинство белорусских предприятий (в первую очередь государственных) нельзя отнести к инновационно активным, а ведь именно прогресс науки и использование новых и новейших технологий являются залогом конкурентоспособности национальной экономики.
По экспертным оценкам доля выпускаемой в Беларуси продукции, которую можно отнести к новой, составляет не более 5-7%, в то же время в развитых странах ассортимент обновляется на 15-45%. Продукция белорусских производителей зачастую неконкурентоспособна на мировых рынках и отправляется, как правило, в страны третьего мира.
Затраты на научные разработки и исследования в странах с развитой экономикой составляют 2,5-3% ВВП. В Беларуси наукоемкость ВВП находится на критическом уровне: 2011 г. – 0,7-,8%, что является относительно низким показателем.