Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа
Объект исследования – макроэкономическая нестабильность. Рынок труда и безроботица.
Цель работы – исследование уровня безработицы и ее влияние на макроэкономическую стабильность.
Метод исследования – количественный и качественный анализ уровня безработица. Актуальность темы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Введение ................................................................................................................ 3.
Проблемы регулирования занятости ........................................... 6.
1.1 Рынок труда и его субьекты ............................................................................ 6.
1.2 Сущность и цели государственной политики занятости ............................ 10.
1.3 Политика занятости и ее влияние на рынок труда ...................................... 17.
Регулирование занятости в Украине .......................................... 23.
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине .......................................... 23.
2.2 Основные проблемы занятости населения .................................................. 29.
2.3 Государственное регулирование занятости, органы службы занятости и их деятельность .......................................................................................................... 31.
3. Методы выхода из кризисной ситуации ...................................... 36.
3.1 Будущее украинской политики в области занятости .................................. 36.
3.2 Пути приодоления кризиса на рынке труда .................................................. 39.
Заключение ............................................................................................................ 43.
Список литературы ............................................................................................... 46.
Необходимо отметить, что данный перечень основополагающих принципов политики занятости, с учетом анализа дефиниций данного понятия может быть расширен.
Политика занятости в Украине реализуется на условиях:
Выделенные принципы характеризуют политику занятости как гибкий организационно-экономический механизм с социально-экономической направленностью.
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством Украины, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
– соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
– реализации мер, предусмотренных законодательством Украины о труде, коллективными договорами и соглашениями о защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
– оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Украины дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
– создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и.т.д.
Работодатели должны
постоянно контактировать с органами
службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять
им информацию возможных массовых увольнениях
трудящихся. Кроме того, они обязаны информировать
службу занятости о наличии важнейших
мест (должностей), выполнении квоты для
приема на работу инвалидов.
1.3. Политика занятости и ее влияние
на рынок труда
Современная ситуация в Украине характеризуется
существованием значительных диспропорций
в структуре занятости, ставок заработной
платы на рынке труда и деформацией мотивационного
механизма трудовой деятельности. Минимальная
заработная плата в Украине в несколько
десятков раз ниже установленной в США,
а средняя по своей покупательной способности
превратилась в минимальную и позволяет
воспроизводство лишь работников низкой
квалификации. Практически не стимулируется
высококвалифицированный труд. Все это
сопровождается снижением производительности
труда.
Можно выделить следующие особенности
развития рынка труда в Украине:
1. Рост безработицы. Следует
учесть и тот факт, что среди высвобождаемых
работников по разным причинам наметилось
увеличение незанятости среди выпускников
высших учебных заведений.
2. Изменение распределения
рабочей силы по секторам экономики - значительным
потребителем рабочей силы стал частный
сектор экономики. Относительно широкое
распространение получила вторичная занятость,
возникло немало рабочих мест, не требующих
особой квалификации. Но при этом крупные
промышленные предприятия сталкиваются
с большими трудностями на пути поиска
оптимальной численности работников,
повышение эффективности их использования.
3. Трудовой потенциал общества
используется все менее эффективно: объем
производства сократился в гораздо большей
степени, чем численность занятых, существовавший
и ранее на многих предприятиях избыток
рабочей силы стал еще более очевиден.
4. Неполная занятость, обусловленная
не ее гибкостью, а простоями предприятий:
8,6% работающих имеют неполный рабочий
день (неделю), 9,7 % - находились в вынужденных
отпусках.
5. Глубокая территориальная дифференциация
занятости - до 10 раз различается уровень
безработицы в экономически активных
и депрессивных регионах. Такая дифференциация
в уровнях безработицы по регионам объясняется
степенью деловой активности в регионах,
сохранившимися у населения навыками
самостоятельного хозяйствования, в частности,
на земле.
6. Низкий уровень пособий по безработице
также выступает отличительной чертой
украинского рынка труда.
7. Размывание границ между официальной
и теневой занятостью, расширение теневой
занятости. В Украине сформирован и существует
значительный сектор теневой экономики
(порядка 40% производимого ВВП). Однако
он достаточно криминализирован, нестабилен
и поэтому для законопослушных граждан
малопривлекателен.
8. Существенные различия между общей
численностью и официально регистрируемой
численностью безработных.
9. Финансово-банковская, торгово-посредническая
сфера, а также сферы государственного
управления имеют уже сложившийся сегмент
рынка труда, который характеризуется
высоким уровнем монополизации, высокими
требованиями к квалификации работников
и высоким уровнем заработной платы. Занятым
в традиционном бюджетном секторе проникнуть
в эти сектора достаточно трудно.
Особенно эффективно снижает безработицу
и поддерживает высокий уровень занятости
политика активных мер развития трудовых
ресурсов, которую в той или
иной мере провидит практически каждая
страна, выделяя на нее обычно 30
- 40 % всех сумм по государственному финансированию
программ рынка труда. Активная
политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих вынужденную безработицу (рис.1.3):
Рис. 1.3. Основные направления деятельности
активной политики
Таким образом, целью осуществления
активной политики занятости является
превращение реальной безработицы в естественную.
Государство как субъект активной политики
на рынке труда: предъявляет спрос на рабочую
силу в государственном секторе; регулирует
спрос на рабочую силу в частном секторе;
ограничивает предложение рабочей силы.
В развитии рынка труда экономики Украины
прослеживаются следующие тенденции:
1. Для экономики характерен
рост естественной нормы безработицы.
Экономический спад обостряет проблему
безработицы. Для традиционных рыночных
экономик естественна реакция работодателей
на падение объемов производства или чрезмерный
рост заработных плат в виде сужения спроса
на труд и высвобождения. В нашей экономике
реакция оказалась иной - излишняя рабочая
сила преимущественно осталась в трудовых
коллективах.
2. Сохранение перегруженности
рабочей силой большинства крупных и средних
предприятий является важной особенностью
российской модели реформ в отличие от
восточноевропейской, где уже в первой
фазе реформ безработица достигла уровня,
количественно соответствовавшего примерно
половине от общего падения производства.
В Украине эта пропорция была в 3-4 раза
ниже. «Придерживание» избыточной рабочей
силы в первый период реформ, хотя и препятствовало
росту производительности труда и формированию
необходимого рынка труда, но, с другой
стороны, способствовало снижению социальной
напряженности в условиях низкого уровня
дохода.
3. Такое удерживание занятости проявилось
в скрытой безработице, что затрудняет
реализацию системы регулирования отношений
на рынке труда.
4. Усугубляется несоответствие
между быстро изменяющейся структурой
спроса на рынке труда и сложившейся ранее
профессионально - квалификационной рабочей
силы. Рынок труда Украины характеризуется
высоким уровнем структурной безработицы.
5. Рынок определяет рациональную
структуру занятости с точки зрения эффективного,
по Парето, распределения ресурсов. Но
его структура может быть неэффективна
с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения
потребностей общества в материальных
благах, создания условия расширенного
воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря
на достаточно жесткое регулирование,
является наименее институциализированным
элементом в структуре современной отечественной
экономики. Институциональные преобразования
на рынке труда находятся лишь на начальном
этапе, и задача государства состоит в
ускорении целенаправленного процесса
становления формальных институтов рынка
труда.
Уровень безработицы,
достигнутый в 2000-2011 годах, говорит о том,
что кризис занятости будет продолжаться,
по меньшей мере, в течение нескольких
последующих лет. Возникнут различные
социально-экономические диспропорции:
резкие региональные различия в динамике
занятости, сегментация и маргинализация
рынка труда. Резкий рост безработицы
запустит в действие механизм дополнительного
снижения деловой активности: кроме сокращения
потребительского и инвестиционного спроса
рост безработицы будет определяться
динамикой незанятости предыдущих периодов.
По оценкам специалистов Министерства
экономики, безработица будет самовоспроизводиться
и обусловит продолжительный спад, вызванный
долговременной, застойной незанятостью:
это будет дезориентировать рациональное
распределение трудовых ресурсов [19, с.
23-24].
В Украине действует Государственный
фонд содействия занятости населения
(ГФСЗН), который формируется и используется
на государственном и местном уровнях.
Среди источников поступлений средств
в фонд основным источником должны быть
обязательные отчисления предприятий,
организаций и учреждений.
Опыт стран с развитой
экономикой свидетельствует, что инвестиции
на человеческие ресурсы возрастают, поскольку
являются необходимым условием модернизации
производственных систем.
Такая политика проводится
на уровне как государства, так и отдельных
хозяйственных объектов. Во Франции, например,
из государственного бюджета на занятость
выделяют 6,8% средств, а отчисления предприятий,
социальных учреждений, разные взносы
по объему почти в 1,5 раза превышают поступление
из бюджета.
В Украине доля фонда
занятости в валовом внутреннем продукте
составляет приблизительно 0,3%, что во
много раз меньше, чем в странах с развитой
экономикой. Отсюда можно сделать вывод,
что в нашей стране финансовая база для
разрешения проблем занятости недостаточная
и не отвечает ситуации на рынке труда,
которая резко обостряется через огромный
потенциал безработицы [15, с. 57-58].
Задачей современного этапа в сфере
регулирования занятости Украины есть
переход к активной политике на рынке
труда, которая, к сожалению, не осуществляется
сейчас. В основу должны быть положены
модель управления, центральными элементами
которой являются основные регуляторы
рыночной организации работы: заработная
плата как цена услуг труда, конкуренция
на рынке труда, трудовая мобильность,
уровень безработицы. Именно по этим параметрам
осуществляется, с одной стороны, саморегулирование
на рынке труда, а с другого – происходит
вмешательство государства, которое реализует
координирующую, стимулирующую или ограничивающую
роль, в процесс управления.
В целях непрерывного
наблюдения за ходом основных социально-трудовых
процессов и устранения негативных тенденций
в этой сфере правительством Украины введен
порядок осуществления Всеукраинского
мониторинга социально-трудовой сферы.
Мониторинг регистрируемой безработицы
является составной его частью.
Органы государственной службы занятости
проводят работу по учету обратившихся
к ним граждан по поводу устройства на
работу, установлению статуса безработных,
выплате пособий и материальной помощи
нуждающимся, направлению на переобучение
и повышение квалификации, выдаче рекомендаций
по трудоустройству. Данные по перечисленным
выше показателям формируются и накапливаются
по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям
и годам по каждому органу службы занятости,
по территориям и в целом по Украине. Затем
полученные статистические данные обобщаются,
систематизируются и в дальнейшем используются
при разработке программ занятости на
различных уровнях реализации политики
занятости.
Наряду с органами государственной службы
занятости функционируют коммерческие
негосударственные организации, занимающиеся
трудоустройством и профессиональной
подготовкой безработных. Но в их деятельности
отсутствует четкая система учета и отчетности,
поэтому невозможно сделать какой-либо
обзор и анализ статистических данных.
Положение на рынке труда
обусловлено общим социально-экономическим
фоном в стране, изменениями демографической
структуры населения, а так же миграцией
трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной
рабочей силы из государств СНГ, отток
специалистов из страны). Количество занятых
среди экономически активного населения
из года в год падает. При этом необходимо
отметить неадекватную тенденцию изменения
численности безработных, зарегистрированных
в службе занятости. Это объясняется низким
уровнем величины пособия по безработице
и тем, что многие безработные, отчаявшись
найти хорошую работу через службу занятости,
занимаются поисками самостоятельно [11,
с. 44-45].
В завершении главы надо заметить что,
сегодняшний рынок труда Украины характеризуется
несбалансированностью и неравновесностью.
Перспективы выхода экономики Украины
из кризисного состояния во многом зависят
от выбора модели занятости, применения
эффективных методов регулирования рынка
труда с целью устранения диспропорций
и деформаций.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В УКРАИНЕ
2.1. Динамика
и структура безработицы в
Украине
Что касается состояния рынка труда в
Украине, то нужно указать, что в Украине
в 2011 году значительно активизировалось
движение рабочей силы.
В государственную службу
занятости за январь–апрель 2011 года по
вопросу трудоустройства обратилось 282,3
тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью,
что 37% больше, чем за предыдущие четыре
месяца (сентябрь–декабрь) 2010 года. При
содействии служб занятости в течении
2011 года трудоустроено 77,8 тыс. незанятых
граждан, что на 13,6% больше, чем в соответствующем
периоде 2010 года.
Рост объемов фиксированного
рынка труда привел к углублению несбалансированности
между предложением рабочей силы и спросом
на нее. Так, если в течении 2010 года
ежемесячно, в среднем, регистрировалось
около 19,5 тыс. безработных, то в течении
2011 года, соответственно 42,4 тыс.
В то же время, число объявленных предприятиями
вакансий сократилось на 2,7 тыс. мест: с
77,6 тыс. мест на начало января 2011 года до
74,9 тыс. мест на конец апреля 2011 года [28,
с. 44].
Среди безработных, которые
находились на учете в службе
занятости на конец 2011 года, женщины составляли
68,2%, молодежь до 28 лет – 34,3%, и каждый
четвертый – уволенный в связи с изменениями
в организации производства.
Согласно информации,
которая поступила от хозяйственных субъектов,
можно ожидать увеличение темпов освобождения
работников почти во всех областях народного
хозяйства, особенно в областях непроизводственной
сферы. Так, в течении января–марта 2011
года из учреждений здравоохранения,
физкультуры и социального обеспечения
уволено 2 тыс. человек, что в 4,1 раза больше,
чем за соответствующий период в 2010 году,
из областей науки и научного обслуживания
уволено соответственно 2,5 тыс. человек;
из области образования – 2,2 тыс. человек.
Немного медленнее темпы сокращения отмечались
в областях производственной сферы. Так,
количество уволенных работников промышленности
выросло на 80,1%, сельского хозяйства –
соответственно на 62,7%, строительство
– на 82%, торговли общественного питания
– на 44,8%, транспорта и связи – на 42% [28,
с. 44].
В направлении центров занятости
(учебных центров) в течении первого квартала
2011 года профориентиованные услуги предоставлены
74 тыс. граждан (на 92,3% больше, чем в соответствующем
периоде 2010 года) [26, с. 48-49].
Современная ситуация
на рынке труда Украины существенно отличается
от той, что была еще 4 года назад. За эти
годы численность занятого населения
сократилась на 9%. В настоящее время более
6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно
его ищут, и почти 2,5 млн. человек зарегистрированы
в органах службы занятости в качестве
безработных.
В связи с изменением
отраслевой структуры занятости (уменьшением
числа работающих в отраслях обрабатывающей
промышленности, особенно в машиностроении
и легкой промышленности) обострились
региональные проблемы занятости.
Интересна дифференциация
регионов страны по составу безработных.
Первоначально основную массу безработных
в Украине составляли женщины, лица с высшим
и средним специальным образованием, лица
предпенсионного возраста. Но затем в
тех регионах, где уровень безработицы
был выше среднего, стали расти доля мужчин,
доля лиц с низким уровнем образования,
доля молодежи. Таким образом, по составу
безработных можно судить о продвинутости
того или иного региона по остроте безработицы.
В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные
женщины предпенсионного возраста”, можно
говорить лишь о начальной стадии безработицы.
Уровень безработицы и напряженность
на рынке труда в таких регионах как правило
невелики, хотя расти они могут высокими
темпами. В тех регионах, где среди безработных
преобладает молодежь, мужчины, лица с
низким уровнем образования, проблема
безработицы очень остра, но численность
безработных зачастую растет медленнее,
чем в среднем по стране [28, с. 44].
В общем случае все области Украины по
остроте зарегистрированной безработицы
можно разделить на несколько групп:
- Первая группа – регионы с очень высокой
безработицей. Эти регионы отличаются
высоким уровнем безработицы, высокими
темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских),
большой напряженностью на рынке труда.
- Вторая группа – регионы с высоким уровнем
безработицы и большой напряженностью
на рынке труда (показатели превышают
среднеукраинские). Но темпы роста безработицы
здесь средние или ниже средних. Многие
из этих регионов отличаются повышенной
вынужденной неполной занятостью.
- Третья группа – уровень безработицы
и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских,
но темпы роста уровня безработицы выше
среднеукраинских. Фактически по остроте
безработицы эта группа средняя.
- Четвертая группа – регионы с наименее
острой безработицей в стране. В них уровень
безработицы ниже среднего, низка напряженность
на рынке труда, темпы роста безработицы
ниже среднеукраинских.
Итак, в Украине острая
безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это районы
с высоким естественным приростом населения.
Здесь на рынок труда постоянно выходит
большое количество молодежи, тогда как
количество рабочих мест в условиях экономического
кризиса не только не увеличивается, но
и сокращается. В регионах данного типа
безработица существовала и в прошлом
в виде аграрного перенаселения. Во-вторых,
депрессивные регионы, т.е. с преобладанием
наиболее кризисных отраслей. На данный
момент таковыми являются легкая промышленность
и военно-промышленный комплекс, отличающиеся
наибольшим сокращением объемов производства
по сравнению с началом 90-х.
Важен также вопрос сельской безработицы
в Украине. Сельская местность считается
крайне трудодефицитной. Начиная с 1994
года, уровень безработицы среди сельского
населения превышает аналогичный показатель
для городского населения. Очень высока
также напряженность на сельском рынке
труда, так как свободных рабочих мест
здесь практически нет. В основном сельская
безработица наблюдается в регионах с
высоким естественным приростом и в несельскохозяйственных
регионах [2, с. 51-52].
Итак, развитие безработицы в Украине
на современном этапе существенно отличается
от общемировых закономерностей. При резком
сокращении объемов производства (более
чем в 2 раза) уровень безработицы очень
высок. При этом уровень безработицы в
сельской местности выше, чем в городских
поселениях. В причинах безработицы существует
значительная региональная дифференциация.
Существенными оказались и социальные
причины (высокий естественный прирост,
значительный миграционный отток), и экономические
(резкий спад производства в одних отраслях,
незначительный – в других).
Одной из глубинных причин
роста безработицы становится усиливающаяся
дифференциация населения по доходам.
Элитные слои населения, в пользу которых
перераспределяется сегодня национальный
доход, не могут сформировать мощного
спроса на предметы массового потребления
отечественного производства, что способствует
его стагнации и, как следствие, безработице.В
1994 – 2011 гг. дифференциация доходов продолжала
расти. При сохранении этой тенденции
мы уже через два года догоним латиноамериканские
страны по глубине расслоения общества
по доходам.
На данном этапе в Украине ускоряется
старение нации, численность и удельный
вес населения в возрасте моложе трудоспособного
(основной источник пополнения трудовых
ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек
в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2012 году (с
10,2% до 8,4%). Это приводит к необратимым
измерениям в профессиональном составе
трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте
труднее сменить квалификацию, – словом,
снижается мобильность трудовых ресурсов.
Уже сегодня в ряде территорий Центральной
и Западной Украины доля лиц пожилого
возраста больше 30-40%, и имеется тенденция
их роста.
Итак, в связи с вышеперечисленными
показателями, макроэкономический
спад неизбежен. Только за счет демографического
фактора ВВП сократился в 2000 году на 4,8%,
а в 2011 году – на 7% [28, с. 44].
В последнее время наблюдаться уменьшение числа безработных в стране. По данным Госкомстата Украины в 2010 году численность занятого населения, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, увеличилось на 74,5 тыс. человек и составила 20,3 млн. человек. Уровень занятости населения в среднем по Украине вырос с 64,7% до 65,6%.
Уровень безработицы по данным Госкомстата Украины в 2008–2009 гг. вырос на 2,5%. Уменьшение численности безработных произошло во всех регионах страны. Уровень безработицы населения, определенный по методологии Международной организации труда (МОТ), снизился с 8,8% до 8,5% экономически активного населения.
В 2011 году улучшению ситуации
по росту занятости и сокращение
безработицы способствовало увеличение
объемов и повышение
В последние
месяцы стабилизировалась
На сегодня утвержден проект Государственной программы социального и экономического развития на 2012 год. Программа предусматривает повышение эффективности рынка труда путем создания новых рабочих мест, повышение качества занятости и качества предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, повысить конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда путем содействия предприятиям в осуществлении профессионального обучения работников в течение трудовой деятельности.
На основе Государственной программы правительством был сформирован прогнозный вариант количественных и качественных критериев эффективности проведения данной социальной политики (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Количественные и качественные критерии эффективности социальной политики
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
Уровень занятости в возрасте 15–70 лет (по методологии МОТ), процентов |
58,5 |
58,7 |
59,0 |
Уровень безработицы населения в возрасте 15–70 лет (по методологии МОТ), процентов |
8,1 |
8,1 |
7,2–7,7 |
Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15–70 лет, млн. человек |
20,3 |
20,4 |
20,7–20,5 |
Количество безработных в возрасте 15–70 лет (по методологии МОТ), млн. человек |
1,8 |
1,8 |
1,6–1,7 |
Производительность труда (в процентах к предыдущему году) процентов |
103,8 |
104,1 |
105,7 |
Информация о работе Политика занятости и ее влияние на рынок труда