Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа
Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27
Анализ товарной структуры экспорта позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Экспорт в Польшу и Латвию - основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье - состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %.
Сдерживающее влияние на белорусский экспорт в основном оказывают: - тяжелое финансовое положение большинства предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные на экспорт проекты.
Задача
государственных органов
Тем не менее все еще существуют проблемы, которые требуют консолидации усилий правительства и самих экспортеров. В качестве первоочередных шагов необходимо:
Кроме того, при формировании экспортной политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции [11].
Не менее важной задачей является создание системы государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта.
Одним из сдерживающих факторов развития
экспорта белорусских товаров и
услуг является относительно высокая
доля транспортных издержек в стоимости
экспортной продукции. Предлагается снизить
уровень тарифов на перевозки
сырья, используемого в
Приоритетным направлением экспортной
политики должно стать развитие таких
форм международного сотрудничества,
от которых зависит технико-
Одной из главных проблем увеличения
экспорта является повышение
В условиях отсутствия притока внешних инвестиций необходимо создать предпосылки для внутреннего инвестирования экспортоориентированных отраслей. Это может быть льготное налогообложение средств, инвестируемых в развитие и обновление производства продукции на экспорт.
Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос об импортозамещении стал животрепещущим в связи со стремительно нарастающим отрицательным сальдо внешнеторгового баланса.
Начнем с того, что импортозамещение в Беларуси нередко таковым не является – конечный отечественный продукт во многих случаях производится на 80-100% из импортных комплектующих. Например, отечественные телевизоры, СВЧ-печи, пылесосы. Эффект для торгового баланса от такой сборки минимальный, а иногда даже отрицательный.
Если у страны получается произвести что-то конкурентоспособное, оно сразу же уходит на экспорт, не достаточно удовлетворяя внутренний рынок, который заполняется импортом [14].
Импортозамещение является важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной задачи – выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Поэтому каждый год республиканские и местные органы власти пересматривают программы действий по импортозамещению, тем самым подчёркивая товарные позиции, по которым ожидается снижение импорта, а так же указывая производителей, которые должны наращивать объёмы и модернизировать своё производство.
Вопрос о вступлении Республики Беларусь в ВТО до настоящего времени остаётся открытым. Естественно, что у белорусского потребителя появится более широкий выбор товаров как по ассортиментному фактору, так и по ценовому. То есть на нашем рынке будет больше товаров из третьих стран – легковые автомобили, одежда, обувь, бытовая техника и другие наименования, причем как правило, многие из них дешевле отечественных аналогов. Однако рассмотрение вопроса о вступлении в ВТО рассматривается уже последние 10 лет. Белорусский рынок товаров не достаточно готов к принятию такого решения. Многие законодательные моменты не соответствуют нормам и требованиям ВТО (например таможенные пошлины и поддержка государства сельского хозяйства).
Для
повышения эффективности
Список использованных источников