Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие Беларуси на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в Беларуси механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4

1 Система государственного регулирования в природоохранной сфере…………………………………………………………...........6
1.1 Теоретические основы внешних эффектов..…………………………………………………………………….6

Понятие и интернационализация внешних эффектов……………..7
1.2 Механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………...14
2 Особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе……………………………….21
2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21
2.2 Эффективность государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………………………………...23
3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25
3.1 Правовое регулирование охраны окружающей среды……………...25
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28
3.3 Предложения по совершенствованию государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………...39
Приложение А…………………………………………………………........41

Вложенные файлы: 1 файл

Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь.docx

— 911.60 Кб (Скачать файл)

приобретение оборудования для использования и обезвреживания отходов;

обезвреживание, использование, хранение и захоронение опасных отходов;

приобретение, изготовление контейнеров для сбора отходов и вторичных материальных ресурсов;

переупаковка непригодных пестицидов;

ликвидация несанкционированных мест размещения отходов и мест захоронения непригодных пестицидов.

8. Охрана и рациональное использование особо охраняемых природных территорий, их объявление, преобразование и прекращение функционирования:

мероприятия, связанные с объявлением, преобразованием и прекращением функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения (обследование природных территорий, инвентаризация особо охраняемых природных территорий, подготовка представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий и другое);

разработка схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем особо охраняемых природных территорий местного значения;

разработка и ведение реестра особо охраняемых природных территорий;

разработка и реализация планов управления особо охраняемыми природными территориями;

мероприятия, связанные с охраной и рациональным использованием особо охраняемых природных территорий;

детальная инструментальная съемка границ особо охраняемых природных территорий, определение координат поворотных точек границ;

благоустройство и обустройство особо охраняемых природных территорий, создание условий для развития экологического туризма, включая создание и обустройство туристических, «зеленых маршрутов» и экологических троп.

9. Информационное обеспечение, воспитание, образование и просвещение в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:

сбор, хранение, обработка и распространение экологической информации, в том числе разработка программных продуктов в области охраны окружающей среды, формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, состоянии природных ресурсов, их использовании и охране;

подготовка и издание национальных докладов, справочно-статистических сборников, бюллетеней, брошюр и других информационных материалов по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, учебных, учебно-методических пособий и иных материалов для организации образования, воспитания и просвещения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития;

организация широкого освещения в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, включая создание специализированных теле- и радиопередач, издание специальных газетных, журнальных экологических выпусков, создание и поддержание тематических сайтов, в том числе на иностранных языках;

обеспечение доступа общественности к информации, участию в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

создание, размещение и распространение социальной рекламы по экологической тематике;

изготовление и установка информационно-указательных знаков на территории водоохранных зон и прибрежных полос, лесов первой группы, особо охраняемых природных территориях;

проведение форумов, лекций, семинаров, конференций, конкурсов, выставок и других мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

организация образования, воспитания и просвещения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, библиотеках, музеях и иных учреждениях культуры, их оснащение.

12. Техническое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, геологического изучения недр, в том числе разработка технических нормативных правовых актов.

13. Профилактика аварийных ситуаций и ликвидация последствий вредного воздействия на компоненты природной среды:

локализация и ликвидация очагов загрязнения земель, поверхностных, подземных вод и атмосферного воздуха;

ликвидация на территории парков и скверов последствий стихийных бедствий;

восстановление водных объектов.

14. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды:

обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

уплата взносов по участию в международных договорах Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

подготовка обоснований и планов действий по присоединению к конвенциям, дву- и многосторонним договорам в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обмен делегациями и проведение международных переговоров, в том числе в рамках приграничного сотрудничества;

разработка совместных проектов и программ, их реализация, проведение международных форумов и встреч, обеспечение деятельности рабочих органов в рамках подписанных международных договоров;

проведение кампаний и акций, направленных на поиск и информирование зарубежных партнеров.

15. Обеспечение контроля и учета в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:

разработка и ведение государственных кадастров и баз данных в области охраны окружающей среды;

ведение государственного учета природопользователей, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод в окружающую среду, образования отходов, реестра объектов обезвреживания и использования отходов, баз данных наилучших доступных технических методов;

осуществление аналитического (лабораторного) контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, определение загрязнения земель (включая почвы) и состава отходов, топлива на соответствие содержания веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

оснащение и содержание лабораторий аналитического (лабораторного) контроля;

учет объектов растительного мира;

проведение учета численности диких животных.

16. Научное обеспечение охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов:

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, в том числе отбор проб, проведение наблюдений, измерений, анализов, испытаний;

разработка проектов технических нормативных правовых актов, стратегических направлений, концепций, научных прогнозов, планов, программ и мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов;

разработка нормативов качества окружающей среды и показателей воздействия на окружающую среду.

17. Управление деятельностью в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:

содержание территориальных органов и организаций, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля, оказание образовательных услуг в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обеспечение проведения мониторинга и аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды;

осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, использующихся в заготовительных целях;

создание, содержание и обеспечение функционирования государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заказниками;

повышение квалификации и переподготовка специалистов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, геологического изучения недр, гидрометеорологии;

создание сети общественных инспекторов охраны природы и обеспечение ее функционирования.

18. Благоустройство, озеленение, улучшение состояния территорий населенных пунктов, парков, лесопарков, скверов, бульваров, набережных и других объектов озеленения:

одерновка откосов, вытоптанных мест и площадей, устройство цветников, ваз-цветников с применением контейнерного озеленения;

посадка кустарников в живых изгородях, групповая и одиночная посадка;

снос аварийных, сухостойных и потерявших декоративный вид деревьев, уход за деревьями и кустарниками, включая все виды работ по обрезке и формовке;

озеленение свободных от застройки территорий.

 

 

 

 

3.3 Предложения  по совершенствованию государственной  политики охраны окружающей среды

 

 

Я считаю, что совершенствовать государственную политику охраны окружающей среды можно путем развития следующих направлений: 1) экологическая информация и образование и 2) международное сотрудничество.

Конституционным правом граждан Беларуси является получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, степени ее загрязнения, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению.

Для реализации этого права в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в 2007 г. внесены изменения и дополнения по вопросам экологической информации, которые включают определение понятий «экологическая информация», в том числе «экологическая информация общего назначения» и «специализированная экологическая информация», «обладатель экологической информации», «предоставление экологической информации» и «распространение экологической информации».

обладатели экологической информации предоставляют и (или) распространяют информацию, которая формируется в результате:

– проведения мониторинга окружающей среды;

– измерений в области охраны окружающей среды;

– разработки и реализации территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

– выдачи специальных разрешений (лицензий), иных разрешений и документов, на основании которых осуществляется природопользование, а также проведения экологической экспертизы, экологического аудита и экологической сертификации;

– оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности;

– ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;

– осуществления контроля в области охраны окружающей среды;

– нормирования в области охраны окружающей среды.

Законом также определен порядок доступа к экологической информации. Доступ к специализированной экологической информации нужно обеспечивать  посредством ее предоставления государственным организациям, иным юридическим лицам, не являющимся государственными органами, и гражданам на основании соответствующего договора, заключенного с обладателем экологической информации, за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре. Однако размер платы за представленную информацию не должен  превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.

Экологическая информация не может быть предоставлена или распространена в случае, если:

– информация в соответствии с законодательством отнесена к государственным секретам, разглашение которых приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования и ведения административного процесса;

– разглашение информации причинит вред окружающей среде или создаст угрозу его причинения;

– в других случаях, предусмотренных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, прав юридических лиц.

Вместе с тем не допускается ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде:

– о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов;

– сбросах в водный объект химических веществ и их смесей, предметов или отходов; о внесении химических веществ в почву, приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;

Информация о работе Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения