Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3
1.1 Классификация макроэкономической политики 3
1.2 Политика «твердого» курса и её особенности. 8
1.3 Произвольная макроэкономическая политика 11
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13
2.1. Особенность макроэкономической политики России. 13
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Сам курсач.docx

— 169.87 Кб (Скачать файл)

Примером активной политики в рамках названного курса Центрального банка  может быть следующее равенство:

,

где   – темп роста денежной массы;

 – фактический уровень безработицы  в текущем и прошлом году (соответственно).

В обоих случаях твердым курсом Центрального банка является, в терминах модели IS–LM, сдвиг кривой LM вправо, так как Центральный банк стремится  стабилизировать с помощью расширения денежного предложения находящуюся  в спаде экономику. Но величина этого  сдвига кривой LM вправо при пассивной  политике всегда одинакова, а при  активной – увеличение зависимости  от глубины спада.

Возможные “твердые курсы” бюджетно-налоговой  политики правительства могут включать:

а) государственный бюджет, который  балансируется ежегодно;

б) государственный бюджет, балансируемый  в более долгом периоде на циклической  и функциональной основе.

Возможные “твёрдые курсы” денежно–кредитной  политики Центрального банка включает:

а) поддержание стабильного темпа  изменения денежной массы;

б) стабилизацию рыночной ставки процента;

в) стабилизацию номинального ВНП.

Опыт макроэкономического регулирования  в индустриальных странах свидетельствует, что “игра по правилам” имеет  неоспоримые преимущества перед  произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая  политика снижает риск принятия  некомпетентных решений. Некомпетентность  в экономической политике может  быть связана не столько с  некомпетентностью конкретных официальных  лиц, сколько, во–первых, некомпетентное  решение правительства может  возникнуть стихийно, как результат  столкновения противоречивых интересов  различных социальных групп; во–вторых,  несовершенство информации является  “питательной почвой” для действий  дилетантов, предлагающих заманчивые, но мало реалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических проблем. При твердых курсах политики правительства и Центрального банка снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или “популярных” программ.

2) Политика твердого курса снижает  влияние политического бизнес–цикла  на динамику уровней занятости,  объема выпуска и инфляции. Политические  деятели, осуществляющие меры  фискальной и монетарной политики, стараются сделать так, чтобы  к моменту выборов сложились  благоприятные в социальном смысле  условия, которые обеспечили бы  переизбрание лидеров данной  партии на следующий срок. В  этих целях можно сначала простимулировать  увеличение занятости, а потом  снизить инфляцию в результате  более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов  относительно высокую занятость  при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно  добиться и с помощью противоположной  комбинации мер – сначала провести  жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безработицы,  а затем стимулирующую политику  по увеличению занятости и  доходов. Таким образом, маневрирование  уровнями занятости и инфляции  оказывается нацеленным не столько  на обеспечение устойчивого экономического  роста, сколько на обеспечение  политической победы на очередных  выборах. В итоге политический  процесс сам по себе превращается  в один из факторов циклических  колебаний экономики.

Твердые курсы политики правительства  и Центрального банка позволяют  относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном  периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3) “Игра по правилам” способствует  укреплению доверия экономических  агентов к политике правительства  и Центрального банка. Проблема  недоверия связана не столько  с недоверием к отдельным официальным  лицам, сколько с возможными  отказами правительства и Центрального  банка от своих обещаний по  проведению тех или иных экономических мер. Например, при произвольной макроэкономической политике правительство может объявить о льготном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, правительство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета. Другой пример: в целях стимулирования инноваций правительство выдает изобретателям новых видов продукции патенты, предоставляющие им монопольное право использования ее в течение ряда лет и получения монопольной прибыли. Но после того, как изобретения уже сделаны, правительство может аннулировать патенты, чтобы сделать продукцию более доступной для потребителя.

В каждом из этих случаев экономические  агенты знают, что правительство  может нарушить свои обещания. Поэтому  они страхуются от “обмана” – не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика  в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями.

Политика твердого курса, которая  не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов  больше доверия, делает ожидания более  рациональными и создает в  целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей  экономического роста.

1.3 Произвольная макроэкономическая политика 

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика “свободы действий”  или “свободы инициативы”) означает, что правительство и Центральный  банк дают оценку экономических проблем  в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого  термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной  фискальной политики. “Свобода действий”  означает отсутствие каких–либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и Центрального банка по изменению государственных расходов, налогов и денежной массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии.

2.1. Особенность макроэкономической  политики России.

Россия в настоящее  время страна с переходной экономикой, и исходя из этого она имеет  все особенности политики при  такой экономики. Трудно сказать, какая  теоретическая концепция лежит  в основе макроэкономической политики России. Состояние экономики страны зависит от состояния нефтегазового  сектора и цен на нефть.4

Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. В начале перехода к рынку  несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления  кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве  основного  инструмента  денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.

 Основной целью денежно-кредитного регулирования стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Россию относят к странам, на которую распространяется ресурсное  проклятье и голландская болезнь, особенностями которой является: укрепление  реального  валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение  заработной платы.

Проблема заключается  в том, что вследствие сырьевого  характера российской экономики  динамика рубля в значительной степени  зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть  значительные  колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны  мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.

Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных  явлений  в  мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.5

В этой ситуации решающее воздействие  на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного  регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного  курса. За счет продажи иностранной  валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший  рост цен на нефть на мировом рынке  на фоне успешного управления плавающим  валютным курсом способствовали повышению  привлекательности  вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.

В  условиях  кризиса  заметно  возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов  относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.

В следующий трехлетний период с 2009 года главной целью единой государственной  денежно-кредитной  политики  остается  снижение  инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Краткосрочной целью является минимизация негативного  влияния  мирового  финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.6

Таблица 1.

Состояние бюджета РФ.

Год

Доходная часть

Расходная часть 

Вид бюджета

2000

7972009

855073,0

дефицитный

2001

1193482,9

1193482,9

профицитный

2002

2125718,2

1947386,3

дефицитный

2003

2417791,8

2345641,4

дефицитный

2004

2742850,4

2659447,0

дефицитный

2005

3326041,1

3047929,3

профицитный

2006

6170484,6

4431076,8

профицитный

2007

5463500

6531400

дефицитный

2008

6644447,4

6463479,9

профицитный

2009

10927137,7

9024654,9

профицитный

2010

6950010

9886920,9

дефицитный

2011

8844530

10935660

дефицитный

2012

11779855

12656443,9

дефицитный


 

В фискальной политики России существует ряд проблем. С одной  стороны государство стремиться уменьшить зависимость гос бюджета  от нефтегазового сектора. С другой, государство вынуждено проводить  фискальную экспансию, как показано в таблице 1, так как экономика находится в стадии спада после кризиса. Это приводит к увеличению налогов.  Налоговое бремя,  которое установило государство, является явно чрезмерным и не позволяет производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный пресс повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали стагнировать. В результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, значительный налоговый пресс, стимулируя уклонение от уплаты и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. бюджет на 2010 год предусматривал дефицит в размере 6.8% от ВВП при условии, что цена на нефть Urals составит как минимум 58 долларов за баррель. Однако нефть торговалась на уровне 79 долларов за баррель, что позволило сократить дефицит бюджета до 3.9% от ВВП. 7

2.2 Особенность макроэкономической политики Японии.

Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после  США и ФРГ в международной  торговле. На её долю приходится 6,3% импорта  и 8,9% мирового экспорта (2009 г.). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте – топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония также занимает первое место в мире по размерам золото – валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл. (2008 г.), что составляет 11,7% мировых инвестиций.

После мирового кризиса в 2008 году, а так же катастрофических последствий землетрясения и цунами, создавших угрозу радиоактивного заражения региона, масштабы которых еще предстоит оценить по мере выяснения новых обстоятельств, Япония стоит на пороге четвертого экономического кризиса. В стране наблюдается высокая безработица и спад производства, растет государственный долг. Если использовать теоретические аргументы, то они подтверждают тот факт, при котором внутреннюю и внешнюю экономику не следует рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку мощные рыночные силы наносят удар в самые уязвимые места, примером этому служит проблема беспрецедентного инвестирования за рубежом и хроническое недоинвестирование внутри страны с понижающими стимулами к внутреннему инвестированию не только со стороны крупного японского бизнеса, но и иностранных инвесторов, и со снижающейся способностью японского населения к внутреннему потреблению. Сегодня Японии, как воздух, нужны новые экономические цели взамен тех, которые поддерживали ее прогресс в прежней экономике, отдающей предпочтение активному инвестированию за рубежом и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и более справедливому социальному распределению национального дохода. По словам Н. Кана: экономическая стагнация длится уже двадцать лет, уровень безработицы постоянно растет, число самоубийств и одиночных смертей возрастает, а меры по борьбе с падением рождаемости и старением общества принимаются медленными темпами. В Японии возросла острота проблемы социальной отчужденности. Это формирует фон, на котором процветают болезнь и нищета, а также самоубийства, число которых в настоящее время превышает 30 тысяч в год. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующей учета возрастающего числа проблемных факторов. В конечном итоге система экономических взаимосвязей усложняется, а процессы, происходящие внутри национальной экономики, испытывают на себе воздействие результатов внешнеэкономической деятельности.  

Информация о работе Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика