Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа
Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.
Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Улан-Удэнский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Экономическая теория |
Тема |
Выбор моделей макроэкономической политики |
Фамилия студента |
Белоусов |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Сергеевич |
№ контракта |
06112100301001 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источник
Приложения
1 Модели макроэкономической
1.1 Кейнсианская модель: соединение
рыночного механизма и
Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регу¬лируемого капитализма», разработанная Дж. М. Кейнсом, стала формироваться еще в З0-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регули¬рования США и Англии.
Для того, чтобы наиболее полно понять суть и направ¬ленность положений теории Дж. М. Кейнса, следует вспом¬нить исторические условия, в которых появилась эта тео¬рия. Основная работа Кейнса по этой проблеме - «Общая теория занятости, процента и денег» - вышла в свет в 1936 г . К. этому времени экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кри¬зис. Отсюда появилась практическая потребность в поиске средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потря¬сений, общественное воспроизводство.
В кейнсианской модели
Поскольку инвестиции - один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.
Кейнс придавал большое значение инвестициям
как такой независимой
Подвергнув критике закон Ж.- Б. Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, Кейнс впол¬не логично предположил, что для обеспечения поступа¬тельного развития необходимо стимулировать спрос, воз¬действовать на факторы, определяющие формирование эф¬фективного спроса и прирост национального дохода.
От чего же зависит эффективный спрос и каким образом его можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса является личное потребление. Последнее зависит прежде всего от уровня занятости и поэтому безработица является одним из фак¬торов, препятствующих формированию эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости? Неоклассическая экономическая теория считает, что за¬нятость зависит от двух факторов: предельной производи¬тельности труда (определяющей спрос на труд) и предель¬ной тягости труда, измеряемой реальной заработной пла¬той (определяющей предложение труда). При прочих рав¬ных условиях, уровень занятости зависит от позиции рабо¬чих по отношению к реальной заработной плате. Ее поло¬жение ведет к росту занятости и наоборот.
Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход
Следует отметить, что Дж. М. Кейнс своеобразно интер¬претировал имеющую место в действительности законо¬мерность. Она заключается в том, что по мере роста наци¬онального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирова¬ния базовых отраслей промышленности. Причем, как от¬мечал Кейнс, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреб¬лению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.
Итак, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инве¬стиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов - ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - кредитно-денежные и бюджет¬но-финансовые.
1.2 Роль кредитно-денежной
и бюджетно-финансовой
Увеличение нормы прибыли и спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции придерживалась классическая теория. Со¬кращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работни¬ков к другим субъектам рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределе¬ние уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит предельную эффективность капиталовложений. Кроме того, снижение цен и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.
Этот путь, именуемый политикой гибкой заработной платы, представляет собой способ изменения количества денег, выраженного в единицах денежной заработной пла¬ты. Его практическая реализация в рыночной экономике в демократическом обществе весьма проблематична. Только в авторитарном обществе заработная плата декретируется сверху. В рыночной экономической системе единообраз¬ное декретирование и тем более снижение денежной зара¬ботной платы невозможно. Поэтапное снижение заработ¬ной платы со стороны отдельных предпринимателей сталкивается с борьбой профсоюзов. Кроме того, результатом
политики гибкой заработной платы стала бы «крайняя неустойчивость цен, возможно, настолько значительная, что всякие деловые расчеты оказались бы совершенно бессмысленными». А это в конечном счете отрицательно скажется и на инвестиционном спросе.
Кроме того, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как денеж¬ные вклады в банке станут менее выгодными.
Однако всех этих мер может быть недостаточно для создания эффективного спроса и полной занятости. В целях увеличения спроса и занятости Кейнс предлагал проводить активную бюджетно-финансовую политику.
Реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределения национального дохода в пользу государства путем роста налоговых ставок. Изъятые через налоговую систему денежные средства, которые в ином случае могли бы использоваться в виде сбережений в банках, государство должно направить на расширение ин¬вестиционного спроса и увеличение занятости.
Помимо непосредственно
Бюджетное расширение спроса выступает
одним из решающих факторов рассасывания
безработицы и помимо решения
экономических проблем
Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирова¬ния, отметим, что ее главными чертами являются:
во-первых, высокая доля национального дохода, пере¬распределяемая через госбюджет, от 34,2% в Японии и 37,6% в США до 50% и выше в странах Западной Европы. Причем эта доля имела тенденцию к росту;
во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государствен¬ных и смешанных предприятий;
в-третьих, широкое использование
бюджетно-финансо¬вых и
Модель государственного регулирования, предложенная Дж. М. Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания в течение бо¬лее чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разра¬ботанный Кейнсом инструментарий государственного ре¬гулирования вписывался в русло объективных тенденций послевоенного хозяйственного развития.
Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производи¬тельности труда и улучшению эффективности производст¬ва. Высокие темпы роста национального дохода, создавшие материальную основу для его перераспределения без ущер¬ба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. усло¬вия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безра¬ботица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инф¬ляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.
Кроме того, кейнсианская модель государственного
ре¬гулирования не вписывалась и
в требования, диктуемые НТР. В
условиях НТР возникла настоятельная
потребность в усилении гибкости,
быстрой приспособляемости
Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламен¬тирующих деятельность частного бизнеса.
Экономический кризис 1979-81 гг. стал не
просто очередным циклическим
регулирования и сложилась но¬вая, неоконсервативная модель государственного регулирования.
1.3 Неоконсервативная модель
В 70-е г. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-
финансовым и др. Отсюда возникла
потребность не только в преодолении
циклических кризисных
Теоретической основой этой модели
послужили концепции
Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули¬рование воспроизводства путем формирования эффектив¬ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:
Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики