Понятие валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имея экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме. Целью работы является изучить основы валютный контроля и валютного регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие валютного контроля
2. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации
3. Основы валютного регулирования и валютного контроля
4. Органы и агенты валютного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

валютный контроль.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 

1. Понятие валютного контроля 

2. Развитие валютного законодательства  в Российской Федерации 

3. Основы валютного регулирования  и валютного контроля 

4. Органы и агенты валютного  контроля 

Заключение 

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

 

Валютный контроль - составная часть  валютной политики государства в  области организации контроля и  надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических  операций:

 

- контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;- контроль за валютными операциями;

 

- контроль за выполнением резидентами  обязательств перед государством  в иностранной валюте.В современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением.

 

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные  валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических  связей российских предприятий с  зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования  валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имея экономическую природу (в его  основе лежат объективно обусловленные  экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме. Целью работы является изучить основы валютный контроля и валютного регулирования. Для достижения цели решались следующие задачи:

 

- изучить развитие валютного  контроля в Российской Федерации;- изучить цели и основные направления  валютного контроля.

 

1. Понятие валютного контроля

 

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической  политики стран. Конечная цель валютного  регулирования в странах с  внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного  регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые, прежде всего, связаны с  основными макроэкономическими  показателями. Среди данных характеристик  наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров  и услуг на мировом рынке, недостаточная  эффективность инвестиций, высокая  инфляция, высокий уровень долгового  бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности. Щеголева Н.Г. Валютный рынок и валютные операции. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2007. - с.29В той или иной степени все перечисленное присуще российской экономике, и переход к конвертируемости предполагает последовательный процесс доведения фундаментальных экономических показателей до приемлемого уровня. В конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики взятым обязательствам по конвертируемости неизбежно наступает насильственное разрешение накопленных противоречий в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации.

 

Последнее утверждение относится  и к наиболее развитым экономикам.Нестабильность валютных курсов, усугубляющая возможности проявления кризисов, исторически обусловила развитие различных теорий валютного курса, которые пытались определить факторы, оказывающие существенное влияние на его изменение, и разработать меры по его регулированию. Это теории: паритета покупательной способности, регулируемой валюты, ключевой валюты, валютной стабильности на базе фиксированных паритетов и курсов, плавающих валютных курсов, оптимальных валютных зон, нормативная теория валютного курса и др. Каждый из перечисленных подходов в отдельности не учитывает всех факторов, оказывающих влияние на валютный курс, однако в целом они дают представление о возможных направлениях валютной политики, которые могут быть более или менее адекватны условиям определенной финансовой ситуации.

 

Многие развитые страны пришли к  либерализации валютного регулирования, свободному курсообразованию эволюционным путем лишь в 80-е годы, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений для движения капитала. В 1997 г. было подписано Шенгенское соглашение, согласно которому 13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании и Ирландии) установили наиболее льготный режим во внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими правилами контроль за экспортно-импортными операциями осуществляют уполномоченные посредники (центральные банки, министерства финансов, девизные (валютные) банки), которые действуют по рекомендациям соответствующих министерств (экономики, иностранных дел и финансов, промышленности, торговли и т.д.). В некоторых странах были созданы специальные учреждения (в Италии -- Итальянское бюро валютных операций, в Швейцарии - Федеральный совет, в Швеции -- Национальный совет, в Бельгии и Люксембурге -- Бельгийско-Люксембургская административная комиссия и т.д.), которые контролировали операции в сфере внешней торговли.Так, обязательная продажа выручки от экспорта товаров существует в Ирландии, Швеции, где валютная выручка должна быть предложена для продажи одному из уполномоченных банков. В Бельгии, Швейцарии, Португалии валютные поступления от экспорта могут использоваться на любые цели и даже оставаться за рубежом.

 

Для стран Восточной Европы также  характерны данные процессы. Например, если выручка от экспорта поступает  в свободно конвертируемых валютах, как это имеет место в Венгрии, полученная выручка должна быть сдана  в уполномоченные коммерческие банки  и пересчитана в национальную валюту (форинты) в течение восьми дней с даты поступления иностранной валюты. И, наоборот, если в Венгрии экспортная выручка получена нерезидентами в венгерской национальной валюте, она может размещаться на специальных внешнеторговых счетах в уполномоченных банках и не конвертироваться в национальную валюту. Эта выручка может использоваться для оплаты покупаемых в других странах товаров и услуг или для осуществления операционных расходов иностранных фирм.Экспортеры в отдельных случаях должны репатриировать валютные поступления в течение определенного установленного срока, например, в Болгарии - одного месяца, а в Польше - двух месяцев. Она может быть также продана на межбанковском валютном рынке.

 

Распоряжаться остатками средств  по счетам резиденты могут свободно по своему усмотрению (Румыния). В других странах (Венгрия) ограничения во времени  репатриации экспортных поступлений  с момента отгрузки товаров отсутствуют. Но в этом случае предприятия, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны представлять в национальный банк страны отчеты, отражающие неоплаченные требования по данным экспортным операциям.Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна, американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк Филиппин может объявить приемлемыми.

 

В некоторых странах (Сингапур) заблокированы  финансовые активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в Израиль, Югославию  и в те страны, на торговлю с которыми наложено эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд категорий  экспортных товаров подпадает под  лицензирование и квотирование и  другие нетарифные ограничения в  США, Канаде, Норвегии и странах ЕС.Характеризуя импортные операции стран Юго-Восточной Азии, следует отметить, что действующий механизм контроля является достаточно жестким, что, в частности, можно рассматривать в качестве одного из мероприятий протекционистской политики. В то же время некоторые страны, например, Сингапур, участвуют в соглашении об общих действительных преференциальных тарифах для Зоны свободной торговли стран.

 

2. Развитие валютного законодательства  в Российской Федерации

 

Валютное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения за последние годы. Если до 1986 г. валютная монополия государства  в СССР сопровождалась практическим отсутствием каких-либо законодательных  актов, то с 1986 г. и по настоящее время  ситуация коренным образом изменилась.

 

Децентрализация внешнеэкономической  деятельности вовлекла туда тысячи новых  субъектов. В начале (1987-1988) произошел  бурный рост совместного предпринимательства  на территории страны. Затем последовала  реформа банковской системы, в результате чего вновь появившиеся независимые  от государства коммерческие банки  получили право открытия и ведения  валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. На этом этапе  развития внешнеэкономической деятельности отсутствовал специальный орган  валютного регулирования, а источником валютного законодательства служили  решения Совета Министров СССР, а  также издаваемые в развитие нормативные  акты министерств и ведомств. С  течением времени стала понятна  необходимость специального законодательного регулирования валютных операций, придания функций органов валютного регулирования  одному или нескольким из органов  государственного управления.

 

Главным документом, в котором были показаны все важнейшие стороны  валютных отношений субъектов внешнеэкономической  деятельности, стало разработанное  Госбанком СССР в соответствии с  его компетенцией как основного  органа валютного регулирования  письмо от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные  положения о регулировании валютных операций на территории СССР». Этот документ и другие нормативные акты Госбанка СССР, разработанные на основе этого  письма, заложили цивилизованную основу валютного регулирования Щеголева Н.Г. Валютный рынок и валютные операции. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2007. - с.31..С вступлением в силу в ноябре 1992 года Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

 

В законе впервые провозглашено  гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены  основные положения порядка осуществления  валютных операций резидентами и  нерезидентами. Законом были намечены основные цели и направления валютного  контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения  об отчетности по валютным операциям  и ответственности за нарушение  валютного законодательства. Данный Закон действовал на протяжении почти  двенадцати лет и по праву мог  быть назван одним из долгожителей в российском законодательстве. Несмотря на перемены в валютной политике России в сторону либерализации, происходившие  в период действия этого закона, в него вносились незначительные по объему изменения.С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок, который ранее находился в зачаточном состоянии.

 

Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в  стране явилось важным направлением в работе ЦБ РФ в области валютного  регулирования. С начала 1991 года по начало 1993 года были созданы и получили лицензии Банка России на организацию  и проведение операций по купле-продаже  иностранной валюты шесть специализированных бирж. Были сняты многие ограничения  с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими  лицами через уполномоченные банки. В настоящее время каждый субъект  хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного  рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой.В результате распада СССР и получения Россией суверенитета государство было вынуждено вести самостоятельную экономическую политику. И вполне естественно, что правительство Российской Федерации обеспокоено как удешевлением национальной валюты, так и все большей «долларизацией» экономики. С другой стороны, нестабильная до конца 1990-х годов политическая обстановка в России, все усиливающаяся стагнация и налоговое бремя побудила российских экспортеров оставлять всю выручку от своей внешнеэкономической деятельности за рубежом.

 

Следовательно, с одной стороны  было сделано немало полезных шагов, направленных на ограничение обращения  иностранной валюты на территории Российской Федерации. С другой стороны, не имея достаточно прочного политического  тыла для проведения разумной программы  валютного регулирования, правительство  выбрало самый прямой путь - валютные ограничения и запреты. В рамках этого изменялось и валютное законодательство.Рассматривая валютный контроль в системе регулирования Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной момент экономического развития страны.

 

Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического положения  страны должна адекватно меняться и  правовая база, определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и соответствующие изменения  в сторону смягчения или отмены применяемых государством административных мер, в том числе мер валютного  контроля.Вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» заложил серьезные либерально - экономические основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля.

 

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего  валютного рынка Российской Федерации  как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.Законом определяются основные принципы валютного регулирование и валютного контроля в Российской Федерации:

 

1. приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;2. исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

 

3. единство внешней и внутренней  политики Российской Федерации;4. единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

 

5. обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций. Щеголева Н.Г. Валютный рынок  и валютные операции. / Московская  финансово-промышленная академия. - М., 2007. - с. 34.В целях либерализации  валютного законодательства и  создания максимально благоприятных  условий для осуществления внешнеэкономической  деятельности и привлечения иностранного  капитала в Российскую Федерацию  в основе подхода к регулированию  порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип «разрешено все, что не запрещено». Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

Информация о работе Понятие валютного контроля