Понятие занятости, ее формы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы, на основе анализа теоретического материала и действующего законодательства, во-первых, исследовать отдельные теоретические и практические вопросы занятости в целом (в частности дать общую характеристику отношений занятости), и во-вторых, изучить положение в сфере государственной политики занятости белорусского населения, чтобы выявить и разработать предложения по его совершенствованию.
Реализация поставленных целей потребовала решения следующих задач:
− изучить и обобщить методологические подходы к исследованию, дать комплексный научный анализ теоретико-правовых вопросов, связанных с понятием таких категорий, как занятость и рынок труда;
− проанализировать занятость и рынок труда в Республике Беларусь;
− охарактеризовать основные элементы политики белорусского государства в области занятости;
− рассмотреть организационно-правововые основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь;
− выявить проблемы в сфере регулирования рассматриваемых отношений, сформулировать и научно обосновать предложения по совершенствованию занятости населения в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 5
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды 5
1.2 Сущность государственного регулирования рынка труда 8
2 ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ : СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ 11
2.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе 11
2.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь 15
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 27
3.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости 15
3.2 Организационно-правового основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь 20
3.3 Развитие белорусской государственной кадровой политики 27
3.4 Основные направления совершенствования развития рынка труда 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_MGEI_-_kopia.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

Проводимые социально-экономические  преобразования в современной Беларуси (становление рыночных отношений, расширение многообразия существующих форм собственности и хозяйствования, изменение места и роли государства в экономической жизни, смена приоритетов и методов государственного регулирования экономики) обусловили принятие существенных дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в связи с чем, многие более ранние исследования в определенной степени утрачивают свою актуальность.

Проблемы занятости и трудоустройства  должны быть в центре внимания любого современного гражданского общества и  социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, для этого требуется формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям. В условиях экономического кризиса, сокращения числа рабочих мест, снижения спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда поиск работы становится все более трудной задачей.

Актуальность темы исследования обусловлена  также тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому меры государственной политики, направленные на решение проблем с занятостью должны состоять не только в улучшении функционирования рынка труда в целом, но и в поддержке граждан с особыми потребностями.

Кроме того меры по обеспечению занятости  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы имеют огромное значение, поскольку даже частичное включение этих граждан в число занятых, дает возможность им самим обеспечивать себя материально, соответственно уменьшаются и материальные затраты на них, как на иждивенцев общества.

Таким образом, влияние отношений  занятости практически на все  стороны жизни общества, их практическая значимость предопределили выбор темы курсового исследования и обусловили его цели и основные задачи.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы, на основе анализа теоретического материала и действующего законодательства, во-первых, исследовать отдельные теоретические и практические вопросы занятости в целом (в частности дать общую характеристику отношений занятости), и во-вторых, изучить положение в сфере государственной политики занятости белорусского населения, чтобы выявить и разработать предложения по его совершенствованию.

Реализация поставленных целей  потребовала решения следующих  задач:

  • изучить и обобщить методологические подходы к исследованию, дать комплексный научный анализ теоретико-правовых вопросов, связанных с понятием таких категорий, как занятость и рынок труда;
  • проанализировать занятость и рынок труда в Республике Беларусь;
  • охарактеризовать основные элементы политики белорусского государства в области занятости;
  • рассмотреть организационно-правововые основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь;
  • выявить проблемы в сфере регулирования рассматриваемых отношений, сформулировать и научно обосновать предложения по совершенствованию занятости населения в Беларуси.

Методологической основой  исследования являются методы общенаучного и частно-научного познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, диалектический и системно-структурный и др.

Основой практического  исследования послужили Конвенции  и Рекомендации Международной организации труда, Конституция Республики Беларусь, законы и иные нормативно правовые акты Республики Беларусь и нормативно-правовые акты субъектов Республики Беларусь в области занятости и трудоустройства, а также нормотворческая и правоприменительная деятельность службы по труду и занятости.

В основе информационной базы работы лежат статистические данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, и заключения. К ней прилагается список нормативных  правовых актов и использованной литературы.

 

1 Роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства

1.1 Понятие занятости, ее формы  и виды

Как экономическая категория  занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Она показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая доход [6, c. 30]. Общественно полезным признается труд не только на государственных предприятиях, но и в личном подсобном, крестьянском и другом трудовом хозяйстве, садоводстве, огородничестве, индивидуальная и другая хозяйственная деятельность, базирующаяся на праве свободного распоряжения своей способностью к труду и праве собственности на средства производства для выполнения этих работ.

К числу занятых относятся [7, c. 627]:

  • граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);
  • граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;
  • граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
  • военнослужащие, проходящие службу в армии, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
  • работающие граждане других государств, временно пребывающие на территории нашей страны и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных посольств и миссий;
  • учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
  • занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.

В занятости как экономическом  явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный).

По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

По роду деятельности всех занятых можно классифицировать на три большие группы: занятые в экономике; военнослужащие (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике можно разделить на следующие группы: наемные работники; работодатели; самозанятые (лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующие наемную силу на постоянной основе).

Среди форм занятости населения выделяют полную, эффективную, рациональную и др.

Полную занятость следует рассматривать не как поголовную, а такую, при которой предложение рабочей силы соответствует спросу на нее. Полная занятость связана с созданием материально-технических и социально-экономических условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность участвовать в общественно полезном труде в государственном, частном, кооперативном секторах, личном подсобном хозяйстве, кустарно-ремесленных промыслах и прочих видах индивидуальной трудовой деятельности.

Эффективная занятость предполагает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени добиться наибольшего прироста материальных и духовных благ, и следовательно, эффективного использования в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной  занятости решаются две задачи: создается  достаточное количество рабочих мест и обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая - интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости - задача хозяйственных единиц, полной - функция государства.

Оптимальное сочетание  полной и эффективной занятости  определяет рациональную занятость. Ее критериями служат: оптимальная структура народного хозяйства, необходимое количество производимых благ и услуг, повышение качества жизни, уровень производственного использования достижений НТП, доля информационного типа занятости. Последний показатель характеризует удельный вес работников, занятых производством, обработкой и хранением информации на базе использования компьютерных технологий.

В целях более глубокого  изучения процессов занятости используют такие понятия, как виды и формы занятости.

Виды  занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости, имеющую определенную внутреннюю организацию.

Виды занятости выделяют по следующим признакам [7, c. 629]:

1)  по характеру  деятельности (степени охвата различных  сфер деятельности):  работа на предприятиях всех видов (государственных, кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных организациях, учреждениях и т.д.;   работа за рубежом, на совместных предприятиях;   исполнение государственных и общественных обязанностей;   служба в армии;   индивидуальная трудовая деятельность;   занятость в личном подсобном хозяйстве.

В качестве альтернативы признаются следующие виды занятости: учеба в общеобразовательных школах, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, другие виды очного обучения; ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, уход за больными, инвалидами, престарелыми; иные виды деятельности, установленные законодательством;

2)  по принадлежности  занятых к определенному классу  или социальному слою - рабочие, инженерно-технические работники и служащие, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы);

3) по межотраслевым  и внутриотраслевым пропорциям  в распределении трудовых ресурсов - между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.); внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т.д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности: хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);

4)  по территориальному  разрезу (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т.д.);

5)  по уровню урбанизации  (соотношение между численностью  трудовых ресурсов города и села);

6)  по профессионально-квалификационному  уровню (распределение работников по профессиональным группам или квалификационным признакам, уровню образования, стажу работы, степени механизации труда и т.д.);

7)  по половозрастному  признаку (соотношение мужчин и  женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности и т.п.);

8)  по формам организации  труда (индивидуальная и коллективная);

9)  по видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности).

1.2 Сущность государственного регулирования  рынка труда

Организация труда и  заработной платы в условиях рыночной экономики существенно зависит от функционирования рынка труда. Его воздействие может быть не только положительным, но и негативным. Рынок труда усиливает расслоение общества, не обеспечивает социальную защиту; ослабляет восприимчивость к инновациям и научным исследованиям; вызывает стремление к монополизации и поглощению крупными предприятиями мелких и средних; не в полной мере обеспечивает оптимизацию структурных сдвигов в народном хозяйстве; не решает долгосрочных проблем развития производственной и социальной инфраструктуры; не всегда содействует реализации функций государства.

Все перечисленные негативные последствия рынка труда отрицательно сказываются на уровне организации труда и заработной платы. Поэтому рыночный механизм регулирования рынка труда на основе взаимодействия спроса, предложения и заработной платы дополняется государственным регулированием. Государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов [6, c. 411]. Государственное регулирование экономики направлено на стабилизацию производства (налоговая и инвестиционная политика), финансирование научно-технических программ, дотирование нерыночных секторов экономики (обороны, транспорта, образования, науки, здравоохранения), поддержку конкуренции (политика демонополизации), стабилизацию денежной системы (финансовая политика), преодоление чрезмерной имущественной и социальной дифференциации населения.

Информация о работе Понятие занятости, ее формы и виды