Понятие мирового рынка технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - всестороннее изучение рынка технологий и деятельности его участников.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить понятие и структуру мирового рынка технологий;
Рассмотреть особенности технологической политики, ее цели и задачи;
Проанализировать «Жизненный цикл» технологий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Определение, структура мирового рынка технологий. 4
1.2 Особенности технологической политики, ее цели и задачи 5
1.3 «Жизненный цикл» технологий 11
2. Международная передача технологий. 14
2. 1. Правовые формы защиты технологий. 14
2.2 Формы международной передачи технологии, ее цена. 16
2.3 Экономическая целесообразность импорта и экспорта технологий 22
3. Анализ рынка ИТ 26
Прогноз на 2012-2013 годa 26
PAC 26
IDC 29
Gartner 30
Forrester 35
2012 год 35
Январь 2012 года 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 141.18 Кб (Скачать файл)

Если международная передача технологии рассматривается более широко и включает торговлю технологически емкими товарами, то подход к оценке ее размеров иной. Для оценки объемов технологии, которая передается через торговлю высокотехнологичными товарами, применяется разработанная ЮНКТАД классификация технологи ческой емкости торговли.

Технологическая емкость торговли (ТЕТ) ( R & D intensity of trade ) — доля затрат на исследования и разра ботки в объеме производства и торгов ли товарами отдельных отраслей.

Коэффициент технологической  ем кости торговли (ТЕТ) может быть рас считан для различных отраслей производства и отдельных товаров различных стран мира. Затем вычисляется средний показатель. Все товары и отрасли, чьи ТЕТ находятся выше среднего для данной страны, группы стран или отрасли уровня, считаются высокотехнологически - емкими. Если ТЕТ располагается ря дом со средним значением, товары считаются среднетехнологически емкими. Если же ТЕТ значительно ниже средне го уровня, то товар и торговля им считаются низкотехнологически емкими.

Кроме того, для оценки технологи  ческой емкости торговли используется Стандартная международная торговая классификация ( Standard International Trade Classification — SITC ). Торговля товарами подгруппы 7, которая включает самолеты и их части, офисное оборудование и компьютеры, считается технологически емкой. Иногда в тех же целях используется определение капитальных товаров (машины и оборудование), торговля которыми считается технологически емкой. Как видно, все данные о международном движении технологии носят весьма приблизительный или оценочный характер.

Итак, новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами — патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком. Механизмом международной передачи технологии являются соглашения о продаже патентов, лицензий, «ноу-хау» и оказании инжиниринговых услуг. Наиболее важной формой передачи технологии в чистом виде выступают лицензионные соглашения, которые устанавливают вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии. Лицензионные платежи — вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование предмета соглашения — принимают форму роялти, паушального платежа, участия в прибыли и участия в собственности. Технологическая емкость торговли в целом оценивается по доле затрат на исследования и разработки в объеме производства и торговли товара ми отдельных отраслей.

Пример:

Лидером в экспорте лицензий являются развитые страны — члены  ОЭСР — США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстро развивающиеся страны Юго-Восточной  Азии являются главными импортерами  лицензий. В странах ОЭСР:

  • высокотехнологически емкой считается торговля аэрокосмическим оборудованием (22,7% затрат на исследования и разработки в общем объеме производства), офисным оборудованием и компьютерами (17,5%), электроникой и ее компонентами (10,4%), лекарствами (8,7%), приборами (4,8%), электрооборудованием (4,4%);
  • среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7%), химикатами (2,3%), прочими промышленными товарами (1,8%), неэлектрическим оборудованием (1,6%), резиной и пластмассами (1,2%), цветными металлами (1,0%);
  • низкотехнологически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9%), продуктами питания, напитками и табаком (0,8%), судами (0,6%), нефтью (0,6%), черными металлами (0,6%), изделиями из металла (0,4%), бумагой и обоями (0,3%), деревом и мебелью (0,3%), текстилем, одеждой и обувью (0,2%).

При этом средняя ТЕТ для  высокотехнологичных товаров составляет 11,4%, средне-технологичных — 1,7 и  низкотехнологичных — 0,5%.

Источник: Международная  экономика, Киреев. 2009 год, Экспортная стратегия компаний Запада. РЭЖ, № 8 2009.

2.3 Экономическая целесообразность импорта и экспорта технологий

Экономическая целесообразность импорта технологий

Импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении  с самостоятельными разработками в  этой области. Масштабные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определенны. Поэтому часто  проще купить, чем сделать самому.

Приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать  в короткие сроки свое техническое  отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается  на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем  не менее, покупки на технологическом  рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

Приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.

Практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

Экономическая целесообразность импорта  технологий в том, что он есть:

· доступ к новшествам высокого технического уровня;

· средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;

· средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения  национального капитала и рабочей  силы;

· условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых  по лицензиям, в валютном экспорте превышает  долю национальных изделий.

Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход  на данный рынок и участие в  технологическом обмене сглаживают технологические различия между  странами и позволяют ускорить процесс  экономического и социального развития отдельных государств.

В современных условиях обмен технологически сложной продукцией стал основой  международной торговли: ее удельный вес по сравнению с концом 30-х  гг. вырос в 4 раза и к концу 90-х  гг. достиг 40% мирового экспорта.

Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных  форм науки и техники, с одной  стороны, и различных каналов  передачи технологий, с другой, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких  его сегментов, как:

· рынок патентов и лицензий;

· рынок наукоемкой технологической  продукции;

· рынок высокотехнологичного капитала;

· рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль на всех сегментах  мирового рынка технологий в последнее  десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых  приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на развитые страны приходится около 90% мирового рынка  технологий.

Экономическая целесообразность экспорта технологий

На пути международного перемещения  технологий стоит меньше барьеров и  ограничений по сравнению с движением  товаров и капиталов. Поэтому  внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью  новой технологии или с помощью  иностранных инвестиций. Другими  словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма  борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и  иные барьеры.

Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим  зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть  даже и отечественным. Объясняется  это тем, что многонациональная  компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование  новых технологий, исключается возможность  утечки производственных секретов и  превращения покупателя в серьезного конкурента.

Реализация технологий за рубеж  часто сопровождается дополнительными  поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт.

Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный  партнер. Такое встречное или  перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки  и техники. Обычно такие фирмы  функционируют в отраслях с часто  меняющейся технологией и выпускающих  много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).

Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что  он есть:

· средство увеличения дохода: при  отсутствии условий реализации новой  технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;

· форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом  трудно организовать в достаточных  количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с  товаром, ранее выпускавшимся по лицензии;

· способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют  проблемы транспортировки и сбыта  продукции, таможенные барьеры;

· средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;

· способ установления контроля над  зарубежной фирмой через такие условия  лицензионного соглашения, как объем  выпуска товаров покупателем  лицензии, участие его в прибылях, контроль за техническими условиями  производства и др.;

· способ обеспечения доступа к  другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;

· возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя.

Источник: Назаров В.А., Хомянин Г.А. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Часть 1. М., Московский коммерческий университет, 2009.

3. Анализ рынка ИТ

Прогноз на 2012-2013 годa

PAC

*Госсектор в Еврозоне спешно  освоит ИТ-бюджеты 

Ситуация в коммерческом секторе  Центрально-Восточноевропейского региона  остается в стадии «подождем –  посмотрим» – пишут в начале мая 2012 года представители исследовательской  компании Pierre Audoin Consultants (PAC) в официальном блоге. Большинство крупных компаний в этих странах имеют иностранных собственников, и в свете растущей централизации ИТ на уровне штаб-квартир решения локального менеджмента практически не имеют силы. Это хорошо заметно на примере наиболее высокодоходных банковской и телекоммуникационной вертикалей. Спрос на ИТ в Центральной и Восточной Европе мог компенсировать сегмент SMB, однако небольшие компании здесь зачастую менее развиты по сравнению с Западной Европой и к тому же вынуждены работать в непростых экономических условиях.

Возникает закономерный вопрос, какие  сегменты оставляют перспективы  для роста локальным поставщикам  и системным интеграторам? Самым  крупным потребителем ПО и ИТ-сервисов в регионе остается госсектор. Программы  электронного правительства (e-government) присутствуют на всех без исключения рынках, однако находятся на различных стадиях реализации. Все финансируются из фондов ЕС и преследуют цель существенной экономии бюджетов за счет сокращения бумажного документооборота.

Впрочем, с наступлением кризиса  многие страны Центральной и Восточной  Европы проигнорировали этот факт и  не спешили с реализацией проектов e-government. Не помогло даже наличие  доступных для реализации программ фондов ЕС, выделенных на период 2007-2013 гг. Но срок близится к завершению, и  теоретически это может послужить  катализатором освоения фондов. В  противном случае существует большая  вероятность, что объемы средств  на 2014-2020 гг. пропорционально сократятся уровню их потребления в предыдущем периоде.

По крайней мере, к такой точке  зрения склоняются аналитики PAC. Если ее разделяют ИТ-департаменты государственных  учреждений Центрально-Восточноевропейских  стран, в ближайшие 18-20 месяцев следует  ожидать резкого повышения интереса к начатым ранее программам e-government.

ИТ-расходы восстанавливаются 

Аналитики свидетельствуют, что мировые  ИТ-расходы восстанавливаются, правда, это утверждение справедливо  не для всех секторов и стран. Например, хотя сегменты ПО и ИТ-сервисов в 2011 году восстановились практически на всех рынках, в плане конкретных стран существует большая разница  в их развитии, а в 2012 году для  ИТ-индустрии сохранится ряд прошлогодних вызовов, говорится в исследовании компании Pierre Audoin Consultants (PAC).

Информация о работе Понятие мирового рынка технологий