Понятие планирования на автотранспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить теоретически основы планирования хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО «Северавтотранс», проанализировать современный уровень деятельности данного предприятия, выявить резервы планирования хозяйственной деятельности предприятия, обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить литературные источники;
- показать, как планируется основная деятельность предприятия, и классифицировать показатели этой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….…3
Понятие планирования на автотранспортном предприятии……………….5
Хозяйственная деятельность автотранспортного предприятия на примере ООО «Северавтотранс»……………………………………………..……..…8
Общая характеристика предприятия…………………………….....…....…8
2.2. Планирование хозяйственнойдеятельности………………………....……11
2.3 Разработка вариантов производства и реализации услуг предприятия в
краткосрочном периоде…………………………………………….……….....20
2.4. Вывод………………………………………………………….………...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...……………………………………………………………...…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…......…28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая планирование атп.docx

— 77.91 Кб (Скачать файл)

- внедрение новых технологий, достижений науки и техники, осуществление мероприятий по техническому перевооружению, модернизации, комплексной механизации и автоматизации производства, обеспечивающих повышение его эффективности;

- разработку и выполнение мероприятий по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических, материально-технических ресурсов, их сохранности и сокращению запасов;

- выполнение программы социального развития коллектива, выполнение условий коллективного договора;

- защиту сведений, составляющих коммерческую и конфиденциальную информацию, а также сведений мобилизационного характера, гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Виды коммерческой деятельности ООО “Северавтотранс“: осуществление всех видов работ с применением технологического, специального транспорта на объектах добычи газа, нефти и конденсата; осуществление всех видов технологических и хозяйственных перевозок грузов автомобильным транспортом; перевозка вахтового персонала и работников к месту работы и обратно в соответствии с режимом работы; осуществление некоторых видов технического осмотра и текущего ремонта автотранспортных средств.

Основные принципы деятельности ООО “Северавтотранс“: перевозка грузов осуществляются на основании договоров; заявки на перевозку груза предоставляются грузоотправителями; загрузка автомобилей может быть выполнена силами и средствами грузоотправителей, а разгрузка — силами и средствами грузополучателей; транспортно-экспедиционные операции возлагаются на ООО “Северавтотранс“.

Показатели эффективности организации транспортных услуг: объем грузоперевозок; объем пассажироперевозок;  общая сумма затрат, себестоимость перевозки 1 тонны груза; себестоимость перевозки 1 пассажира; себестоимость 1 км пробега; общая сумма выручки; общая сумма прибыли, удельная прибыль на 1 тонну; удельные затраты на 1 рубль доходов; общая рентабельность.

Показатели эффективности деятельности: использование трудовых ресурсов; использование основных производственных фондов, оборотных средств и капитальных вложений; использование материальных ресурсов; качество перевозок.

2.2. Планирование хозяйственной деятельности.

Для автотранспорта показатели экономической эффективности производства объединены в следующие основные группы: обобщающие показатели экономической эффективности, показатели эффективности использования трудовых ресурсов, показатели эффективности использования основных производственных фондов и капитальных вложений, показатели использования материальных ресурсов и транспортных средств, показатели качества перевозок грузов и пассажиров.

Для оценки эффективности транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ необходимо проанализировать динамику показателей эффективности деятельности.

Показатели экономической эффективности деятельности ООО “Северавтотранс“ представлены  таблице (приложение № 1).

Общие показатели эффективности транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ в 2011 году снизились. Причиной явился рост затрат, который опережал рост объемов перевозки грузов и пассажиров. В результате этого увеличилась себестоимость перевозок. Грузооборот увеличился лишь на 1,3%, пассажирооборот – на 3%, выручка возросла на 14,1% или на 8941 тыс. руб.; в то же время затраты выросли на 16,1%, что повлекло рост себестоимости грузоперевозок на 12,9%, пассажироперевозок – на 15,1%. Рост затрат обусловлен в первую очередь расширением парка автомобилей на 4 единицы, ростом численности на 25 чел, а также ростом цен на производственные ресурсы и несоблюдением норм их расхода. Общая сумма прибыли увеличилась на 8,6% или на 1442,7 тыс.руб., что значительно ниже роста выручки. Удельные затраты на рубль выручки увеличились. В результате рентабельность транспортных услуг ООО «Северавтотранс» сократилась на 2,3%.

Показатели использования трудового потенциала предприятия несколько увеличились. Так выработка работников увеличилась на 9,5 тыс.руб./чел. или на 11,5%. Сократилась фондовооруженность труда на 2,8%. Причинами негативных тенденций стал значительный прирост численности – на 25 чел. и значительно меньший прирост основных производственных фондов.

Несмотря на незначительный прирост ОПФ (на 0,3%), эффективность их использования увеличилась – возросли грузоперевозки на 1,1%, грузоподъемность на 13,9%, суточная производительность возросла на 1,3% по грузовому парку и 3% по пассажирскому. Фондоемкость продукции снизилась на 12,1%, а фондоотдача увеличилась на 13,7%. Возросла оборачиваемость оборотных средств на 0,21 оборот. Наблюдается снижение капитальных вложений.

Эффективность использования материальных ресурсов снизилась по всем показателям. Причиной является значительный прирост материальных затрат на 14,1%. В результате удельные расходы материальных ресурсов на единицу подвижного состава увеличились.

Показатели эффективности использования рабочего времени характеризуют организацию транспортных услуг во времени. В 2010 году увеличилось непроизводительное время. Основная доля приходится на внеплановые простои в процессе погрузки-разгрузки, в результате смены маршрутов. Увеличилось время простоя для разогрева двигателей в зимнее время, ожидания документов.

Организация качества перевозок в 2011 году улучшилась. Снизилось количество претензий на 25%, ДТП на 45,3% и потерь от брака на 20,5%, улучшился показатель использования грузовой площади на 1%.

Рассмотренные выше показатели характеризуют в основном эффективность перевозок в целом. Характеристика уровня организации деятельности производственных подразделений ООО “Северавтотранс“ производится на основании ряда коэффициентов (таблица 1).

 

 

 

 

Таблица  1.

Уровень организации деятельности ООО “Северавтотранс“:

Показатель

2010г.

2011г.

Отклонение

Коэффициент специализации

0,65

0,71

0,06

Коэффициент непрерывности производственного процесса

0,84

0,83

-0,01

Показатель ритмичности транспортных услуг

0,54

0,58

0,04

Коэффициент технической готовности парка автомобилей

0,84

0,83

-0,01

Коэффициент выпуска автомобилей

0,86

0,86

0

Коэффициент использования автомобилей

0,97

0,95

-0,02

Коэффициент использования грузоподъемности

0,78

0,74

-0,04

Коэффициент использования пробега

0,89

0,89

0

Коэффициент обеспеченности производства трудовыми ресурсами

1,02

1,01

-0,01

Коэффициент использования фонда рабочего времени

0,98

0,95

-0,03


 

Показатели эффективности организации транспортных услуг ООО “Северавтотранс“ подтверждают недостатки, выявленные в процессе анализа показателей эффективности перевозок в целом. Коэффициент специализации за последний год увеличился, что свидетельствует о росте специализированной продукции для нефтегазовой отрасли в общем объеме услуг предприятия.

В отчетном году коэффициент непрерывности производственного процесса сократился 0,01, что является прямым следствием невыполнения плана по перевозкам.

Показатель ритмичности транспортных услуг улучшился в отчетном периоде, причиной улучшения является увеличение объема услуг, оказываемых постоянным клиентам по договору, то есть сократилось число непредвиденных перевозок.

Коэффициенты использования автомобильного парка ООО “Северавтотранс“ свидетельствуют о снижении эффективности использования автомобилей. Частично причиной этого стало увеличение мелкогрузных заказов, в результате чего снизились показатели использования грузоподъемности, пробега.

Анализ причин увеличения непроизводительного времени свидетельствует о снижении технической готовности парка автомобилей, выпуска автомобилей на линию, это же подтверждают и рассчитанные коэффициенты.

Одним из показателей эффективности работы предприятия является показатель выполнения производственной программы.

Выполнение производственной программы ООО “Северавтотранс“ в 2011г.  приведены в приложение № 2.

Производственная программа ООО “Северавтотранс“ в большинстве показателей не выполнена, чем частично объясняется снижение эффективности использования ресурсов предприятия в 2011г. по сравнению с 2010г.

План по обновлению автомобильного парка не выполнен по всем видам транспорта: количество грузового транспорта на 2 ед. ниже планового уровня, пассажирского – на 3 ед., специализированного – на 1 ед.

Соответственно план по грузовым перевозкам не выполнен. В отчетном периоде совершено на 0,9% ездок и на 15% тонн меньше запланированного уровня. Однако протяженность перевозок оказалась выше плановой, за счет чего производственная программа по тонно-км перевыполнена на 0,8%, что свидетельствует о неэффективной организации перевозок и низкой эффективности использования ОПФ. Это же подтверждают отчетные показатели использования грузоподъемности, пробега и готовности автомобилей.

В отчетном периоде наблюдается наличие внеплановых пассажироперевозок, за счет чего перевыполнены показатели по перевозке пассажиров на 2,1%, по пассажиро-км на 2,5%, по количеству рейсов на 8 рейсов. В то же время наблюдается нехватка автомобилей, что является недостатком материально-технического снабжения. Перевыполнены также показатели по протяженности маршрутов и суточным пробегам на 14,3%, что свидетельствует о смене маршрутов либо о неэффективной их организации. Последнее влечет за собой сверхнормативные расходы материальных ресурсов.

По спецтехнике наблюдается превышение времени нахождения транспорта в наряде на 16,7%, в то же время наблюдается сокращение количества рейсов на объекты обслуживания на 0,3%. Причинами являются снижение готовности техники, низкая квалификация работников, непроизводительные простои.

План по ТО и ремонтам перевыполнен на 3,9% и 7,4% соответственно, трудоемкость ТО и ремонтов также увеличилась по сравнению с планом, что свидетельствует об устаревании техники и медленном ее обновлении.

Таким образом, анализ эффективности работы ООО “Северавтотранс“ показал, что основные недостатки связаны с недоиспользованием производственных мощностей автопарка, недоиспользованием фонда рабочего времени работников, то есть с производственными простоями, а также с наличием сверхплановых расходов материальных ресурсов и нехваткой техники. Одной из причин снижения показателей деятельности предприятия является недостаточный уровень обновления техники и низкий уровень ее готовности к выходу на линию, что является прямым следствием отсутствия специализированного высокооснащенного центра по ремонту подвижного состава.

Формулирование перспектив развития предприятия должно опираться на некоторое целостное представление о том, какие изменения происходят в окружающей среде организации, как организация может к ним адаптироваться либо противостоять. Формулирование перспектив развития следует за этапом анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

В экономической литературе наиболее распространенными стратегиями развития бизнеса являются: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, сокращение. Данные стратегии отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находится в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Стратегия интегрированного роста предполагает расширение фирмы путем добавления новых организационных структур.

Стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если фирма дольше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Стратегия концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами этой стратегии являются: стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

Информация о работе Понятие планирования на автотранспортном предприятии