Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:15, курсовая работа
Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК Японии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в Японии.
Введение…………………………………………………………………………………………........2
1 Понятие, структура и сущность ТНК………………………………………………………...........4
1.1 Понятие и типы транснациональных корпораций…...………………………………………4
1.2 Причины возникновения ТНК…………………………………………………………………5
1.3 Источники конкурентной борьбы………………………………………………………….....7
1.4 Положительные последствия деятельности ТНК…………………………...……………....11
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК……………………………………………......12
2 Транснациональные корпорации Японии…………………………………………………............17
2.1 Финансово-промышленные группы(ФПГ) Японии и их структура.……………………....17
2.2 Географически отраслевая структура японских ТНК…………………………………........22
2.3 Методы транснализации японской экономики …………………………………...……......30
Заключение………………………………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………………………………37
Вывоз капитала выступает одной из главных форм интернационализации капитала национальных корпораций. По мере вывоза капитала хозяйствующие субъекты превращаются в совокупность корпораций, действующих в различных странах мира. Интернационализация производства прибавочной стоимости представляет существенную форму проявления интернационализации капитала международной корпорации.
Специфика экспансии ТНК
заключается в организации
Некоторые известные исследователи
ТНК не только признают всепроникающее
влияние ТНК на экономику и
политику государств, но и объявляют
его величайшим благом. При этом
данная точка зрения основывается на
том, что менеджеры ТНК лишены
«узконациональных
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.
Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.
Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:
Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям:
1) Новые или изменившиеся запросы покупателей.
2) Появление нового сегмента в отрасли.
Изменение стоимости или
наличия компонентов
Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.
Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие «ранние пташки» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. «Ранние пташки» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.
Общеизвестно, что важнейшим фактором успешного функционирования фирмы является своевременная реализация произведенной продукции. Вопрос, найдет ли продукт своего потребителя на рынке или нет, волновал производителя всегда. С течением времени происходило изменение основных ориентиров в деятельности фирм. В начале XX в., например, крупные промышленные компании связывали свой успех на рынке главным образом с ростом производства и его эффективностью, с теми конкурентными преимуществами, которые достигались низкими издержками производства. Экономические трудности 1920-1930-х годов породили новую «сбытовую ориентацию» фирм, при которой больше внимания стало уделяться реализации произведенной продукции, созданию и поддержанию достаточно эффективного спроса (при сохранении приоритета производственных условии). В 1950 - 1960-х годах на смену сбытовой приходит система «рыночной ориентации», или ориентации на потребителя, получившая название маркетинга. Современная система маркетинга выдвигает на первый план задачи по комплексному изучению рынка. Одним из важнейших принципов маркетинга становится сегментация рынка, т.е. ориентация выпускаемой продукции не на рынок в целом, а на определенную группу потребителей, на удовлетворение их вкусов и запросов.
В рамках маркетинга выполняют свою роль и цены. В теории маркетинга существует понятие совокупного продукта, включающее кроме самого продукта такие важные для потребителя сопутствующие элементы, как предоставление определенных гарантий, услуг по установке, обслуживанию в процессе эксплуатации. Цена для потребителя в таком случае представляется лишь как одна из составляющих совокупной стоимости продукта. Особое значение это имеет для экспортных рынков, где качество и надежность часто более существенны, чем цены. С этой точки зрения увязка различных компонентов маркетинга особенно важна. Она позволяет приравнять так называемые неценовые формы конкуренции (по уровню качества, условиям поставки, предоставляемым гарантиям и т.д.) к ценовым, поскольку и те и другие в сумме определяют стоимость продукта для потребителя. Неценовые формы широко применяются в условиях зрелого и насыщенного рынка, а также на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Ценовая конкуренция (т.е. конкуренция путем снижения цен) интенсивно применяется в период становления и быстрого развития рынка, когда еще остро стоит вопрос о его разделе между производителями. Такое положение в настоящее время наиболее характерно для многих рынков высокотехнологичной продукции4.
Новым важным аспектом политики
цен применительно к ТНК
1.4 Положительные последствия
Осознавая выгоды принимающих стран от деятельности ТНК, международные организации прямо предлагают развивающимся странам привлекать ТНК для осуществления технической модернизации, а правительства этих стран, в свою очередь, активно борются за привлечение ТНК в свою экономику, конкурируя друг с другом. В качестве примера можно назвать опыт американской компании «Дженерал моторс», которая выбирала, где ей построить крупный завод по выпуску автомашин и запчастей – на Филиппинах или в Таиланде. По мнению специалистов, Таиланд имел преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако победили Филиппины, предложив «Дженерал моторс» ряд льгот, включая налоговые и таможенные, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.
Большую выгоду от деятельности ТНК получают и те страны, из которых международные фирмы вывозят капитал.
Поскольку транснационализация повышает и среднюю прибыль, и надежность ее получения, то держатели акций ТНК могут рассчитывать на высокие и устойчивые доходы. Высококвалифицированные работники, служащие на предприятиях ТНК, пользуются выгодами от формирования мирового рынка труда, переезжая из страны в страну и не боясь остаться без работы.
Самое
главное, в результате деятельности
ТНК осуществляется импорт институтов
тех «правил игры» (норм трудового
и антимонопольного законодательства,
принципов налогообложения, практик
заключения контрактов и т.д.), которые
сформировались в развитых странах.
ТНК объективно усиливают влияние
стран, вывозящих капитал, на страны,
их ввозящие. Например, фирмы Германии
в 1990-е подчинили почти весь чешский
бизнес, в результате чего, по мнению
некоторых экспертов, Германия установила
над экономикой Чехии гораздо
более эффективный контроль, чем
в 1938–1944, когда Чехословакия была захвачена
фашистской Германией. Схожим образом
экономика Мексики и многих иных
стран Латинской Америки
Активная производственная, инвестиционная и торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить две функции, которые имеют большое значение для всего мирового хозяйства:
–стимулирование экономической интеграции;
–
международное регулирование
ТНК
содействуют экономической
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК
Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.
Основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:
–
возможность навязывания
– захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;
–
возрастание рисков в развитии инвестиционного
и производственного процессов;
– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.
Многие
национальные правительства (особенно,
в странах третьего мира) заинтересованы
в повышении экономической
Транснационализация
деятельности снижает экономические
риски для корпораций, но повышает
их для принимающих стран. Дело в
том, что транснациональные
В
1970–1980-е на уровне ООН предпринимались
попытки выработать кодекс поведения
транснациональных корпораций, который
поставил бы их действия в определенные
рамки. Эти попытки встретили
сопротивление ТНК, и в 1992 переговоры
по выработке кодекса поведения
транснациональных корпораций были
прекращены. Впрочем, в 2002 36 крупнейших
ТНК все же подписали заявление
о «корпоративном гражданстве», содержащем
признание необходимости
Политика развивающихся стран по отношению к ТНК направлена на максимально возможное согласование притока иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК.
Информация о работе Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций