Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК Японии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в Японии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………........2
1 Понятие, структура и сущность ТНК………………………………………………………...........4
1.1 Понятие и типы транснациональных корпораций…...………………………………………4
1.2 Причины возникновения ТНК…………………………………………………………………5
1.3 Источники конкурентной борьбы………………………………………………………….....7
1.4 Положительные последствия деятельности ТНК…………………………...……………....11
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК……………………………………………......12
2 Транснациональные корпорации Японии…………………………………………………............17
2.1 Финансово-промышленные группы(ФПГ) Японии и их структура.……………………....17
2.2 Географически отраслевая структура японских ТНК…………………………………........22
2.3 Методы транснализации японской экономики …………………………………...……......30
Заключение………………………………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

Присутствие японских финансовых ТНК в мире активно растет. «Токио Марин» попала в рейтинг ЮНКТАД лишь в 2009 г., хотя в Японии компания является второй в сфере финансов и страхования. Выход на международные рынки «Токио Марин» зиждется на активной позиции компании на рынке СиП как части ключевой стратегии транснационализации компании:

– в 2008 г. компания поглотила американскую страховую компанию «Филадельфия Консолидейтед» и английскую «Килн» (доходы от страхового бизнеса на международном уровне в 2009 г. возросли более чем в 3,5 раза);

– в 2012 г. планирует  поглотить американскую страховую компанию «Дэлфи Файнэншл Груп»19;

– на рынках БРИКС компания претендует на американскую долю (36%) бразильской страховой компании «Сул Америка»;

– в 2011 г. «Токио Марин» приобрела 50% «Первой Гавайской Страховой Компании» (FICOH)20;

– на конец 2011 г. компания «Токио Марин» обладала разветвленной сетью дочерних компаний, представленных в 39 странах мира21.

«Токио Марин» объявила своей средне– и долгосрочной целью выход на мировой рынок: «С целью становления глобальной страховой компанией топ-класса мы стремимся расширить свою международную деятельность»,– заявляет президент компании. Причем транснационализация рассматривается им «в качестве катализатора для среднесрочного и долгосрочного роста».

Таким образом, японские банки, пользуясь сложившимися обстоятельствами, активно транснационализируют свою деятельность, догоняя зарубежных конкурентов, путем слияния и поглощения зарубежных конкурентов, что позволяет в кратчайшие сроки выходить на международный уровень.

Японские  ТНК проявляют интерес к зарубежным рынкам общественных благ. Японский бизнес инвестирует сферы здравоохранения и образования. Мотивацией транснационализации японского бизнеса служит:

– во–первых, рост спроса в странах АТР на образование и здравоохранение: в 2010 г. Расходы на образование и здравоохранение в развивающихся странах АТР превысили расходы Японии более чем в два раза;

– во–вторых, конкурентное преимущество японских компаний в виде высоких технологий и накопленного опыта, например в сфере ухода за пожилым населением.

С проблемой  старения населения уже столкнулась  Республика Корея, и в скором времени  столкнутся КНР и другие страны Азии. По прогнозам ООН, к 2050 г. население  Китая и Республики Корея соответственно на 25,6 и 32,8% будет пожилым. Также АСЕАН  и Индия столкнутся с этой проблемой  к 2040 и 2070 гг. соответственно. По этой причине японские компании, оперирующие в данной сфере, активно выходят на международный уровень. Причем, помимо производителей медицинского оборудования, с ориентацией на пожилых клиентов начали транснационализацию производители продуктов питании и мобильных телефонов, компании сферы услуг (доставка продуктов, оплата счетов, обеспечение быта, домоуправление).

Японские  ТНК активно инвестируют в экобизнес. По опросу Джетро22, 88,7% японских компаний ожидают рост в сфере экобизнеса и лишь 2,1% опрошенных компаний не намерены инвестировать в экологию. Они полагают перспективы неясными. Около 40% компаний планируют инвестировать в экобизнес в ближайшее время23.

ТНК «Сумитомо  Корпорейшн» участвует в энергетических проектах развивающихся стран, планируя в течение следующих нескольких лет инвестировать свыше 10 млрд долл. в строительство электростанций и электросетей. В частности, 1,35 млрд долл. будет потрачено на строительство геотермальных электростанций на вулкане Раджабаса в провинции Лампунг и на вулкане Муара Лабох в провинции Западная Суматра. Острова Ява и Суматра будут соединяться линией электропередачи общей стоимостью в 1 млрд долл. Кроме того, планируется построить угольную электростанцию в городе Индрамаю провинции Западная Суматра.

Новой тенденцией транснационализации бизнеса в  мире является увеличение доли добывающей промышленности. В начале ХХ в. на эту отрасль приходилась самая большая доля ТНК, но с середины 1970–х гг. удельный вес нефтегазовых и горнорудных ТНК неуклонно снижался, в то время как доля обрабатывающих ТНК росла. Но в результате повышения цен на минеральное сырье доля добывающих ТНК стала возрастать, хотя она и остается значительно ниже показателей сектора услуг и обрабатывающей промышленности.

В Японии тенденция  транснационализации добывающей промышленности активизировалась в условиях кризиса. В 2008 г. ПЗИ отрасли составили 8%, а  к 2010 г. достигли 15%. Здесь нельзя не упомянуть об активном участии японских ТНК в реализации сахалинских  нефтегазовых проектов: их доля в проекте  «Сахалин–1» составляет 30%, «Сахалин–2» – 22,5%24.

Следующей тенденцией развития транснационального бизнеса  в мире является рост инвестирования в сельскохозяйственный сектор. Главными факторами транснационализации первичного сектора являются доступность земли и воды в определенных районах, быстрый рост спроса и увеличения импорта продовольственных культур в различных странах. Дополнительными факторами транснационализации сельскохозяйственных компаний являются реализуемые в мире инициативы в области биотоплива, приводящие к наплыву инвестиций в развивающиеся страны для участия в выращивании сахарного тростника, зерновых и масличных культур. Эти тенденции переплетаются с быстрым ростом цен на продовольствие и последующим образованием нехватки таких товаров.

Японские  ТНК также проявляют заинтересованность в сельскохозяйственном секторе: в  общем объеме японских ПЗИ объем  инвестиций в сельское хозяйство  незначителен и не превышает 1%, однако рост очень динамичен, и в 2010 г. составил 1480%, увеличившись с 10 млн долл. в 2009 г. До 145 млн долл.25

Географическая  и отраслевая переориентация японских ТНК свидетельствует о том, что  японский бизнес действует в русле  общемировых тенденций, стремясь догнать  ТНК развитых стран в степени и масштабе транснациональности, отраслевой диверсификации, конкурентоспособности на мировой арене.

2.3 Методы транснационализации японской экономики

Приведенные ранее примеры наглядно демонстрируют, что основной стратегией проникновения  на новые рынки японских ТНК стала  стратегия слияния и поглощения. В 2008 г. Японские ТНК потратили на международном рынке СиП 67,6 млрд долл., годовой прирост составил 164,1%. Одновременно ТНК западных стран выступали на рынке СиП в качестве продавцов, а не поку пателей. Подобный всплеск активности на рынке СиП стал возможен благодаря накопленным финансовым ресурсам во время подъема японской экономики в 2002–2007 гг.

На момент начала мирового финансово–экономического кризиса японские ТНК обладали ликвидностью, позволившей им приобрести ценные зарубежные активы в условиях повышения курса  иены и падения фондовых индексов. Главной целью японских компаний является упрочение позиций компании на рынках, где они уже представлены, и экспансия на новые рынки, в основном динамично развивающихся экономик. В 2010 г. сохраняется положительная динамика приобретения японскими ТНК зарубежных активов: после спада в 2009 г. их прирост в 2010 г. составил 165%.

Новым методом  транснационализации деятельности и выхода на новые рынки стало  заключение государственно–частных партнерств с целью участия в инфраструктурных и экологических проектах. Во время кризиса государства с целью оживления экономики активно инвестируют в сектор общественных благ. Например, в 2009 г. 10% (16 млрд долл.) от суммы пакета антикризисных мер японского правительства были направлены в экологию; Барак Обама выдвинул инициативу выделить 150 млрд долл. на десятилетний план проекта обновляемой энергии; в Китае 5,3% пакета антикризисных мер приходилось на сферу экологии. ТНК других развитых стран, США и Европы, имеют большой опыт участия в подобных проектах. Конкуренция между компаниями развитых стран и местными компаниями очень высока. Например, в 2009 г. в Китае в более 80% проектов в сфере водоснабжения и канализации26 правительство отдало местным компаниям. Схожая ситуация в Индии: по данным министерства финансов Индии, в 2009 г. участие иностранных компаний в проектах составило лишь 7% от общего количества проектов и 1% от общего количества инвестиций.

Конкурентные  преимущества японских ТНК – высокие  технологии и уровень менеджмента. Существует практика продажи менеджмент–пакетов, в которые входят бизнес-планирование, схемы фандрайзинга, долгосрочные схемы аутсорсинга и пр. Их продажа предполагает долгосрочное участие компании в проекте.

Основными мотивами участия в государственно–частных партнерствах является возможность  выхода на рынки развивающихся стран, преодоление проблем нехватки знаний национальных особенностей и отсутствия налаженных связей с частными компаниями принимающей страны, гарантии в получении  прибылей, возможность налаживания  новых контактов, обретение новой  клиентской базы. Подобные проблемы являются наиболее острыми для японских ТНК, поэтому такой способ выхода на зарубежные рынки очень актуален.

Примером  участия японских ТНК в инфраструктурных проектах может служить проект развития транспортной сети и коммуникаций в  Индии. Японская ТНК «Иен лоанс» участвует  в создании грузового коридора между  важными финасово–промышленными центрами – городами Мумбаи и Дели путем  разработки скоростного грузового  поезда. Кроме того, бывший премьер-министр  Хатояма достиг договоренности об участии  японских компаний в создании экогородов в декабре 2009 г.

Традиционно японские ТНК активны в сфере  НИОКР, однако в условиях глобальной транснационализации экономики попытки действовать в одиночку едва ли могут увенчаться успехом. Некоторые японские высокотехнологичные ТНК не выдерживают конкуренции с зарубежными партнерами. Например, японские производители ЖК и плазменных телевизоров проигрывают в конкурентной борьбе: компания «Панасоник» заявила, что по итогам III квартала 2011 г. Понесла убытки в размере 2,6 млрд долл., по прогнозам, годовые убытки компании должны были превысить 10,2 млрд долл. Компания «Сони» понесла убытки в размере 2,1 млрд долл. «Сони» прогнозировала, что убытки по итогам 2011 г. могут достигнуть 2,9 млрд долл. Продажи телевизоров компании «Шарп» за указанный период упали почти в два раза. Компания ожидала рекордных убытков за 2011 г. – на уровне 3,8 млрд долл. Компания «Тосиба» сообщила об убытках в размере 139 млн долл.27

Основной  причиной подобных неудач является низкий уровень транснационализации сферы  НИОКР. Многочисленные исследования о  необходимости транснационализации  НИОКР подтверждают гипотезу о том, что передача инновационных технологий филиалам уменьшает предельную прибыль, что заметно снижает конкурентоспособность компании на мировой арене. Это во многом объясняется экономической политикой принимающих стран, стимулирующих инновационную модернизацию национальных экономик, ограничивая внутрифирменную передачу технологий путем налогообложения28, а также другими прямыми и косвенными рычагами воздействия. Транснационализация НИОКР, напротив, позитивно сказывается на конкурентоспособности компании.

Экономисты  выделяют два вида транснационализации  сферы НИОКР:

1) адаптация  произведенной продукции к потребностям  принимающей страны («адаптационные  НИИ»);

2) доступ к  новым знаниям и технологиям («инновационные НИИ»). Исследования показывают, что транснационализация затронула в основном «адаптационные НИИ» (68% в 1999 г.), однако в последнее десятилетие очевиден рост ПЗИ и в инновационные НИИ (32%50). Исследование 2005 г. с участием японских ТНК показало, что лишь 1% японских зарубежных НИИ являются инновационными. Это означает, что японские ТНК выносят НИИ за рубеж лишь с целью адаптации своей продукции к потребностям зарубежного рынка. Речь идет, например, о дизайне или о сменных частях, но не о разработке инновационных новых технологий.

Рост инновационных  японских НИИ прослеживается в США  в связи с высоким уровнем  индекса локальной технологической  силы (index of local technological strength), высоким технологическим уровнем страны, наличием высококвалифицированных научных сотрудников, географической близостью (в отличие от Европы).

ТНК Японии стремятся преодолевать свое отставание в транснационализации научно–исследовательской деятельности по сравнению с развитыми странами Запада для поддержания конкурентоспособности на мировом рынке. 20,4% ТНК промышленного сектора уже приступили к транснационализации научно–исследовательской деятельности, а 60% демонстрируют сильную заинтересованность и признают необходимость транснационализации НИОКР в рамках концепции «Открытые инновации». Эта концепция была разработана в Великобритании и раскрывается как «обмен знаниями с целью ускорения темпов инновационных разработок внутри страны и увеличения масштабов использования инноваций со стороны партнеров». По данным ОЭСР, лишь 1% японских ТНК официально согласились с данной концепцией. К примеру, компания «Нидэк Корпорэйшн», лидер по производству моторов для жестких дисков, в 2012 г. открывает крупнейший НИИ в г. Далянь, Китай, где будут трудиться 500 научных сотрудников.

Японские  ТНК стремятся заключать альянсы  с целью инноваций с японскими  и зарубежными партнерами, научно–исследовательскими  центрами и государственными структурами. Но пока что они заметно отстают  от своих зарубежных партнеров по количеству таких соглашений: в докризисный  период лишь 1% японских компаний имели  совместные инновационные разработки с зарубежными партнерами29. Японские ТНК намерены увеличить долю партнерства с зарубежными конкурентами в области НИОКР. По прогнозам Джетро, 36,1% опрошенных компаний планируют проводить совместные исследования в области инноваций с зарубежными компаниями, 27,1% компаний уже их проводят. Интересен также тот факт, что японские ТНК планируют не только сотрудничать с зарубежными партнерами, оперирующими в аналогичном секторе (25,8% опрошенных), но и с ТНК других секторов (9%), зарубежными университетами и научно–исследовательскими центрами (13,5%).

Информация о работе Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций