Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:57, доклад
Краткое описание
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. (ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ от 15.05.2002 № 23) Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 156 наименований товаров и услуг.[источник не указан 496 дней]
Все элементы
системы, связанной с установлением
БПМ, определяются уровнем развития
производительных сил общества. Государство
в законодательном порядке устанавливает
бюджет прожиточного минимума и минимальную
заработную плату. Теоретически их величины
должны быть равноценны, именно в этом
и состоит экономический смысл расчета
БПМ как базы для установления минимальной
заработной платы, которая, в свою очередь,
является точкой отсчета для тарифной
системы оплаты труда. Однако в действительности
в настоящее время минимальная заработная
плата в Российской Федерации существенно
ниже величины прожиточного минимума,
что можно лишь объяснить (но не оправдать)
трудностями, с которыми столкнулась экономика
страны в период перехода к рыночным отношениям.
О соотношении
денежных доходов населения с
величиной прожиточного минимума и
численности малоимущего населения
в целом по Российской Федерации
во II квартале 2002 года.
В соответствии
с постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 августа
2002г. № 627 "Об установлении величины
прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим
группам населения в целом
по Российской Федерации за II квартал
2002 года" Госкомстат России произвел
оценку соотношения денежных доходов
населения с величиной прожиточного минимума
и численности малоимущего населения
в целом по Российской Федерации.
1) Расчеты
проведены с использованием результатов федерального
государственного статистического обследования
бюджетов домашних хозяйств, проводимого
ежеквартально органами государственной
статистики во всех субъектах Российской
Федерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств.
Краткие пояснения.
Согласно
Федеральному закону от 24 октября 1997г.
№ 134-ФЗ "О прожиточном минимуме
в Российской Федерации" прожиточный
минимум представляет собой стоимостную
оценку потребительской корзины (установлена
Федеральным законом от 20 ноября
1999г. № 201-ФЗ "О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации"), включающей
минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума в целом
по Российской Федерации определяется
ежеквартально и устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Расчеты величины
прожиточного минимума в целом по
Российской Федерации производятся
на основе данных Госкомстата России
об уровне потребительских цен на
товары и услуги, формирующие потребительскую корзину,
а также о расходах по обязательным платежам
и сборам в соответствии с Методикой исчисления
величины прожиточного минимума в целом
по Российской Федерации (утверждена постановлением
Минтруда России и Госкомстата России
от 28 апреля 2000г. № 36/34 с изменениями и
дополнениями от 12 марта 2001г. № 24/19). Наблюдение
за уровнем потребительских цен для исчисления
величины прожиточного минимума в целом
по Российской Федерации осуществляется
органами государственной статистики
во всех субъектах Российской Федерации
по Перечню товаров (услуг) - представителей
(всего 156 позиций), приведенному в указанной
Методике.
Основные
выводы.
Как показывают
результаты экспертизы, практика формирования
проектов потребительской корзины
в субъектах Российской Федерации выявила ряд
вопросов, требующих решения в ближайшей
перспективе. Работа по совершенствованию
потребительской корзины в целом по Российской
Федерации, в частности, должна предусматривать:
1. уточнение
наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки
отдельных позиций минимального набора
при неизменности его химического состава
и энергетической ценности для основных
групп населения. Опыт подготовки региональных
потребительских корзин выявил необходимость
проведения научных исследований по уточнению
территорий ряда субъектов Российской
Федерации с учетом факторов, влияющих
на потребление продуктов питания;
2. разработку
вопросов формирования наборов
непродовольственных товаров для
детей различных возрастных категорий,
учитывая дифференциацию гардероба
детей в зависимости от пола, особенно
в старшей детской возрастной группе.
Требует расширения в минимальных наборах
непродовольственных товаров ассортимент
теплого белья в регионах с холодным и
резко континентальным климатом;
3. уточнение
действующего порядка расчета
минимального набора непродовольственных
товаров общесемейного пользования
в целом по России и в
отдельных регионах;
4. совершенствование
подходов к распределению территории
Российской Федерации по факторам,
влияющим на пользование жилищно-коммунальными
услугами исходя из климатических условий
и особенностей структуры потребления
конкретного субъекта Российской Федерации
с учетом действующих нормативов потребления
услуг жилищно-коммунального хозяйства;
5. определение порядка расчета нормативов
пользования транспортом для пенсионеров
и детей в условиях отмены льгот и развития
в регионах коммерческих видов транспорта.
Разработка
вопросов совершенствования потребительской
корзины и методических рекомендаций
по ее определению в целом по Российской
Федерации и в субъектах Российской Федерации
предполагает проведение комплекса исследовательских
работ по следующим направлениям:
- совершенствование
методологического подхода и
порядка формирования минимального
набора продуктов питания на основе
обследований фактического объема потребления
в малоимущих семьях с учетом объективных
различий в потреблении, определяемых
природно-климатическими условиями и
национальными традициями;
- проведение
обследований с целью уточнения порядка формирования минимального
набора непродовольственных товаров для
основных социально-демографических групп
населения на основе изучения уровня обеспеченности,
минимальной обновляемости непродовольственными
товарами малоимущих семей;
- изучение
вопросов формирования минимального
набора услуг с увязкой с основными направлениями
реформирования системы социальной защиты
населения. Проведение исследований, связанных
с формированием объема транспортных
услуг, обусловленных расширением платности
транспортных услуг для пенсионеров.
Экспертиза
проектов потребительской корзины
для основных социально-демографических
групп населения в субъектах
Российской Федерации предполагает
принятие на региональном уровне нормативных
правовых актов для установления
потребительской корзины и утверждения
величины прожиточного минимума в целях
оценки уровня жизни населения при разработке
и реализации социальных программ, оказания
государственной социальной помощи малоимущим
гражданам и осуществления других мер
социальной защиты.
После законодательного
принятия потребительских корзин, начиная
с IV квартала 2001 года прожиточный минимум
населения в субъектах Российской
Федерации будет определяться по
единой методологии, что позволит объективно
проанализировать влияние структуры
потребительских корзин субъектов
Российской Федерации на структуру потребительской
корзины в целом по Российской Федерации,
учитывая фактические изменения объемов
и структуры потребления малообеспеченных
групп населения.
На основе
обобщения опыта экспертизы проектов потребительской
корзины, подготовленных субъектами Российской
Федерации предусматривается усовершенствовать
процедуру проведения экспертизы, улучшить
взаимодействие с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
Список литературы
Генкин Б.М. Основы экономики
и социологии труда. СПб, 1994.
Рофе А.И., Ерохина Р.И.
и др. Экономика труда. М.:1995.
Рофе А.И. Экономика
и социология труда. М.: 1996.
Слезингер Г.Э. Труд в условиях
рыночной экономики. М.: 1996.
Социология труда: учебник./Под
ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во МГУ,
1993.
Хоскинг А. Курс предпринимательства.
М.: Международные отношения,
1993.
Экономика и социология
труда. УрГЭУ, 1997.
Экономика труда: Учебник
для вузов / Жуков ЛИ., Погосян
Р.Г.
Екимов Г.Ю., Золотухин
О.И., Пинцов С.И. Стимулирование труда
и
производства в условиях рыночных отношений.
СПб.: Изд-во СПБУЭФ,
1992.
Зайцев Г.Г., Файбушевич
С.И. Управление кадрами на предприятии.
СПб.:
Изд-во университета экономики и финансов,
1992.
Макконел К., Брю С. Экономка:
принципы, проблемы и политика. В 2-х
т./Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
Организация оплаты труда
при переходе к рынку: Рекомендации
Института труда Минтруда РФ // Человек
и труд, 1994, №7.