Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть суть темы «Потребительский рынок России». Цель работы обуславливает ее задачи: дать определение потребительскому рынку и рассмотреть систему его показателей, выявить состояние потребительского рынка России в 2006 году, провести исследование, на примере потребления россиянами таких товаров как пиво и чай.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…..3
1. Теоретические аспекты изучения потребительского рынка
1.1Понятие потребительского рынка……………………………………..5
1.2Система показателей потребительского рынка………………….…....8
2. Состояние потребительского рынка России .................................…13
3.Исследование товарного рынка, на примере потребления россиянами пива и чая ………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..32
Показатели социально-
Обобщающие показатели
социально-экономической и
Приведенная система показателей потребительского рынка базируется на категориях и законах экономической теории, что обеспечивает ее научную обоснованность и надежность.
В 2006 г. произошли положительные сдвиги в развитии торговли. Состояние потребительского рынка оставалось стабильным и характеризовалось высоким уровнем товарной насыщенности.
На протяжении всего периода отмечался устойчивый прирост оборота розничной торговли, и к концу 2006 г., по оперативным данным, он составил 2240 млрд. руб., или 108,5% в товарной массе по сравнению с 2005 г. Положительная динамика характерна для большинства субъектов Российской Федерации.4
Отмечалась положительная динамика в уровне доходов населения, являющимся основным фактором роста платежеспособного спроса на товары. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, по предварительным данным составивший около 10%, позитивно сказался и на структуре платежеспособного спроса. Наблюдалась тенденция улучшения макроструктуры оборота, проявляющаяся в повышении удельного веса продажи непродовольственных товаров. В обороте розничной торговли доля приобретения населением непродовольственных товаров на 2% превысила уровень 2005 г. (удельный вес продажи непродовольственных товаров в 2005 г. составлял 51,9%).
Обозначилась тенденция оттока покупателей с вещевых, смешанных и продовольственных рынков в торговую сеть, о чем свидетельствуют опережающие темпы реализации товаров торгующими организациями.
Экономический кризис оказал, в известной степени, положительное влияние на развитие отечественной промышленности, выпускающей товары народного потребления.
Предприятия отечественной промышленности стали увеличивать выпуск конкурентоспособных товаров, что дало определенный толчок к формированию рынка отечественных товаров. В результате потребительский рынок пополнился многими новыми товарами в расширенном ассортименте по количеству, видам и потребительским свойствам.
Успешно развивалась легкая и пищевая промышленность. По предварительным данным, прирост производства изделий легкой промышленности за 2006 г. составил свыше 30%, прирост производства в пищевой промышленности — не менее 12%.
Развитие отечественной пищевой и легкой промышленности — это то направление, которое способно придать устойчивую динамику всему экономическому росту, поскольку оно опирается на внутренний спрос и в меньшей степени зависит от внешних факторов. К тому же развитие этих отраслей повышает экономическую безопасность страны.
Однако основные проблемы продовольственного рынка оставались достаточно острыми. При увеличении выпуска продукции предприятиями мясной и молочной промышленности, значительном расширении ассортимента, улучшении качества товаров данных отраслей, в 2006 г., как, впрочем, и на протяжении последнего десятилетия, большой проблемой явилась недостаточная сырьевая база для производства мясо- и молокопродуктов, или, другими словами, состояние сельского хозяйства пока еще не позволяет говорить о полном удовлетворении потребностей населения в основных продуктах питания за счет отечественных товарных ресурсов. Зависимость продовольственного рынка от импорта еще довольно существенна.
По-прежнему продолжает
сокращаться потребление
Изменился рацион питания населения. Усилилась дифференциация в расходах на покупку различных видов продуктов питания среди населения с различным уровнем материального достатка.
Скажем о состоянии рынка алкогольной продукции. Меры, принятые в последние два года по усилению роли государства в регулировании и контроле в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (квотирование производства спирта этилового, введение моратория на его импорт, лицензирование производства и оборота этой продукции и т.д.), направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей и пополнение средств федерального и региональных бюджетов.
Продолжает улучшаться
структура потребления
Однако проблема нелегального производства алкогольной продукции остается еще острой.
Что касается рынка непродовольственных товаров, то ситуация здесь выглядит более благополучно и носит сбалансированный характер. Положительные тенденции роста производства непродовольственных товаров сложились практически во всех территориях. В то же время следует отметить, что рост производства большинства непродовольственных товаров лишь компенсировал резкое сокращение объемов их выпуска в предыдущий период.
И хотя на рынке непродовольственных товаров уже происходят позитивные изменения под воздействием серьезной конкуренции между российскими товаропроизводителями и импортерами аналогичной продукции, все же основной составляющей покупательского спроса продолжал оставаться ценовой фактор.
Учитывая, что цена на отечественную продукцию в 1,5—2 раза ниже, чем на аналогичные импортные товары, наблюдается увеличение спроса населения на товары отечественных производителей (стиральные машины, морозильники, пылесосы, трикотажные изделия, ткани, обувь и др.). В результате можно ожидать дальнейшего снижения доли импортных поставок, хотя по отдельным позициям импорт будет занимать устойчивое положение на рынке (радиоэлектроника, фототовары и др.).5
Нельзя забывать, что благоприятные условия, созданные кризисом, не вечны и постепенно исчерпываются. Стабилизация рубля при росте цен на внутреннем рынке улучшает положение импортеров. Цены на отечественные и импортные товары постепенно сближаются.
Наступает время реального рынка и реальной конкуренции на равных. На рынке должны быть и импортные, и российские товары, и у потребителя должен быть выбор. В таких условиях наши товары должны быть современными и качественными.
Наметилась тенденция к
Что касается качества промышленных товаров, то положение с ним гораздо хуже, чем с продуктами питания. Количество забракованной продукции по основным видам товаров превышает здесь 40%. Так, в прошедшем году не было допущено к реализации от проверенного количества от 43 до 70% тканей, текстильной галантереи, меха и меховых изделий, кожаной обуви, мебели и др. К большому сожалению, приходится констатировать, что количество забракованных промышленных товаров по сравнению с 2005 г. увеличилось более чем на 17%. Основными же причинами снятия с реализации указанных товаров являются промышленные дефекты, что свидетельствует о безответственном отношении производителей к качеству выпускаемой продукции и низком уровне производственного контроля на предприятиях.
Несколько слов о качестве импортных товаров. Результаты проводимых проверок показывают, что в страну завозится продукция главным образом низкого качества. Так, по данным Госторгинспекции в прошедшем году было забраковано от проверенного количества до 45% импортных продуктов питания, и эта цифра практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Особое беспокойство вызывает качество мясных, рыбных и молочных консервов, сливочного и растительного масла, процент забраковки которых остается достаточно высоким на протяжении ряда лет.
Такое же положение и с качеством импортных промышленных товаров. Особенно много нареканий со стороны потребителей вызывает качество обуви, мебели, меха и меховых изделий и ряда других товаров.
В текущем году было проведено 11 федеральных оптовых выставок-ярмарок по закупке и продаже товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, «Галантерея», «Хозтовары и мебель», «Культспорттовары» и другие.
Выставочно-ярмарочная деятельность стимулирует выпуск конкуренто-способной отечественной продукции. В рамках Национальной программы поддержки российских предприятий предусмотрены выставки (конкурсы) отечественных товаров, услуг и технологий, в числе которых «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», «Лучшие товары и услуги на рынках России», «Покупайте российское» и другие.
Развитие этой деятельности нашло
активную поддержку и в регионах.
В 45 территориях организованы и работают
более 65 постоянно действующих
Однако проблемами сегодняшней выставочно-ярмарочной деятельности являются низкий уровень информационного обеспечения, многочисленность этих мероприятий, дублирование их тематики и участников.
Сегодня вполне своевременно ставятся вопросы о сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощении процедур регистрации юридических лиц и согласовании инвестиционной документации, облегчении системы административных требований к участникам хозяйственной деятельности, а также сокращении числа органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности хозяйствующих субъектов, упорядочении деятельности контрольных и надзорных органов.
К настоящему времени
завершен первый этап работы по формированию
системы сертификации услуг торговли
и общественного питания. В сфере
общественного питания
В 2007 г. с учетом предполагаемых темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения уровня реальных располагаемых денежных доходов населения и социального обеспечения, совершенствования инфраструктуры возможно увеличение торгового оборота до 5%.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания и основные непродовольственные товары будет удовлетворяться в полной мере.
В краткосрочном периоде потребительский рынок будет развиваться в соответствии с Планом действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2006—2007 гг., главной целью которого является повышение уровня жизни населения.
3.Исследование товарного рынка, на примере потребления россиянами пива и чая
1. Пиво
В марте 2006 года компанией РОМИР был проведен очередной опрос, посвященный изучению отношения россиян к пиву. В ходе исследования были опрошены 1500 человек в 94 населенных пунктах 40 субъектов РФ по всероссийской репрезентативной выборке. Опрашивались люди старше 18 лет. Выборка была случайной, опрос проводился методом личного интервью. Согласно результатам этот исследования, около 40% взрослого населения вообще не употребляют пиво. Почти треть — пьет пиво изредка, не чаще чем 1—2 раза в месяц. 15% — употребляет этот напиток время от времени (раз в 1—2 недели). 15% наших сограждан являются регулярными потребителями пива, они пьют пиво раз в неделю и чаще. 7