Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для одного человека или группы людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Целью написания работы является изучение теории потребительского поведения. Задача: объяснить сущность теории потребительского поведения и характерные черты потребительского поведения в современных российских условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 2
1. Кривая безразличия и бюджетная линия ………………………………..3
2.Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений ………...9
3.Характерные черты потребительского поведения
в российской экономике …………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………..17
Контрольные тестовые задания …………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 214.05 Кб (Скачать файл)

Изучение  потребительского поведения стало  одним из важных направлений социологических  исследований, обладающих своей методологической базой и инструментарием. Социологический  подход к исследованию потребительского поведения исходит не только из анализа  потребителем цены и полезности товара или услуги, но и учитывает влияние  статусных позиций личности, ее самоидентификацию  в социально-классовой структуре, культурные и ценностные установки  и базируется на принципах историзма. Потребительское поведение исследуется  как в теоретическом, так и  в прикладном направлениях. Последнее  особенно востребовано в современных  условиях развития рыночной экономики  и имеет большую практическую значимость.

    Все аналитики свидетельствуют о постепенном улучшении жизни населения в период с 2009 . Хотя многие отмечают, что многие люди гораздо легче определяют снижение своего уровня жизни, чем его повышение. Тут надо иметь в виду и психологические моменты - люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует о том, что ситуация улучшается - увеличение доходов и финансового положения отражается на уровне и качестве потребления товаров и услуг. Уровень жизни в последние годы все больше устраивает большинство жителей России. ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5 процента против 4,2 процента в 2011 году. Такая оценка содержится в прогнозе социально-экономического развития на 2012-2014 годы, подготовленном Минэкономразвития РФ. 
В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента. Оценки роста ВВП на 2012-2013 годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на 2011-2013 годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает «Интерфакс». Среднегодовая цена на нефть в прогнозе на 2012-2014 годы заложена на уровне 93 долларов, 95 долларов, 97,3 доллара по сравнению с 105 долларами в 2011 году. Цена на нефть, по оценке Минэкономразвития, будет выше 100 долларов и в 2012-2014 годах, но базовый прогноз основан на более низкой, консервативной оценке. 
Среднегодовой курс доллара будет стабилен и составит 27,9 рубля за 1 доллар в 2012-2013 годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению с 28,4 рубля в 2011 году.  
Рост промпроизводства на 2012-2014 годы заложен в прогнозе на уровне 3,5, 4 и 4,2 процента соответственно (в 2011 году - 5,4 процента), рост оборота розничной торговли - 4,5, 5,3 и 6 процентов (3,8 процента), рост реальных доходов населения - 4, 4,4 и 5 процентов (3,8 процента). 
Экспорт в 2012 году снизится с 503,8 млрд. долларов в 2011 году до 494,4 млрд. долларов, в 2013 году вырастет до 512,3 млрд. долларов, в 2014 году - до 536,5 млрд. долларов. Импорт при этом будет поступательно расти - с 308,7 млрд. долларов в 2011 году до 352,4 млрд. долларов, 396 млрд. долларов и 444,6 млрд. долларов в 2012-2014 годах соответственно. 
Прогноз по инфляции оставлен без изменений: 5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013 году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению с 7-7,5 процента в 2011 году.

Рассмотрим отличия рынка  начального периода и сегодняшнего насыщенного рынка в России.

       Незначительное  предложение, в целом характерное  для начального рынка, сменилось  многообразным и весьма насыщенным  предложением на современном  этапе.

Свойства  предлагаемых товаров на современном  этапе рынка нередко меняются чаще, чем в этом есть потребность  у потребителей. Производители находятся  в постоянном поиске изменений, улучшений. Множество денег тратится на научные  изыскания и эксперименты. Гонка  за новшествами столь велика, что  нередко предложения производителя  значительно опережают потребности  людей. Потребитель просто уже не успевает за изменениями, которые предлагает производитель, некоторые изменения  являются невостребованными.

Если  на начальном этапе развития рынка  в России потребительские мотивы / процедуры покупки только формируются и в целом они сравнительно немногочисленны, то на этапе насыщенного рынка мотивы / процедуры покупки очень многообразны и постоянно трансформируются. Это очень важно. Поведение современных потребителей более многофакторно, нежели раньше. В свою очередь, производители увеличивают разнообразие методов влияния на потребителей, что делает процесс покупки еще более сложным. В частности, налицо тенденция усиления роли импульсивных покупок и влияния на потребителя в момент покупки.

Возрастает  требовательность (уровень требований) потребителей к продукту. Можно сказать, что если на начальном этапе рынка  потребитель соблюдает меру требовательности к продукту, по мере развития рынка, требования к продукту все больше увеличиваются и нередко зашкаливают. Господствует консюмеризм. Принципиально  важным становится изучение образа идеального продукта, идеального брэнда. Затем - под  выявленные характеристики - создаются  новые продукты.

И, наконец, одна из самых важных тенденций. Происходит смещение акцентов в предметах  интереса маркетинга - с покупки  на потребление.

Постиндустриальное  общество нередко именуется потребительским  обществом. Один из авторов известной  монографии «Гарантированный Доход», Эрих Фромм в свое время утверждал, что современный человек наделен  «неудовлетворенным голодом ко все  большему и большему количеству товаров». С одной стороны, по Фромму, это  состояние потребительской культуры современного общества искусственно создается  конкурирующими между собой производителями; с другой же, - отражает специфически потребительское качество социального  бытия модернистского субъекта. Аналитическое  сравнение потребительского запроса  с чувством физиологического голода быстро распространилось в академической  среди и о «потребительской ненасытности»  принято говорить как об одной  из мистерий ХХ века.

Ненасытная  жажда к неким объектам или  пристрастие к специфическим  психосоматическим возбудителям (скажем, к золоту, приключениям, алкоголю и  наркотикам) свойственно всем историческим культурам. Однако везде раньше мы имели  дело со специализированными типами «артефактной приверженности». Потребительская  же ненасытность носит предельно  общий характер и означает, по сути, ненасытность любых и всех одновременно потребностей. Никакие из них нельзя определить как базовые, нельзя в  принципе допустить саму возможность  насыщения в чем-то одном за счет притупления потребительского интереса к другому. И даже когда происходит насыщение общества в чем-то, то незамедлительно  ему на смену приходят другие потребности, которые функционально и культурно  отыгрывают ту же роль потребительской  притягательности и наполнителя  жизни значимыми культурными  целями.

Таково  состояние культуры общества «простой»  современности, и оно с потребительской  магией современного человека, как  кажется, вполне «свыклось». В социальной же науке все чаще появляются работы, в которых потребительская природа  современного человека превозносится  над всеми остальными составляющими  его культуры. Социологически ориентированные  историки утверждают сегодня, что именно с потребительской революции  начинается современный экономический  и коммерческий этос (а не наоборот), и что именно потребительская  культура нового времени обеспечила интеллектуальное и нравственное становление  личности современного типа. Очевидно, что быть современным (то есть модернизированным) во многом означало быть носителем  современного потребительского духа - такова, безусловно, самая общая  интенция, которую несложно извлечь  из текстов социальной теории последней  четверти века.

Социологические наблюдения за судьбой модернизации стран «второго» и «третьего» миров в период после второй мировой  войны показали, что независимо от каких-либо культурных, географических или даже политических факторов - словом, повсюду - мы сталкиваемся в той или  иной форме с потребительской  революции. Благодаря этому, возможно, не трудно обнаружить так много общего в культуре стран «переходного»  типа.

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Теория потребительского поведения исследует  совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек  формирует и реализует свой набор  потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих  потребностей. Данная теория связана  с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного  количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности  при возрастании количества блага).

Графически  система предпочтений потребителя  изображается с помощью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой  такой набор из двух товаров, что  потребителю безразлично, какой  из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает  понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Выбор индивида формируется не только под  влиянием предпочтений, он ограничен  бюджетом. Логично, что для каждого  потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это  изображается с помощью бюджетной  линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю  при данном бюджете комбинации двух благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Вводный курс по экономической теории.

   Учебник для лицеев. –  http://bibliotekar.ru/biznes-38/30/htm

  1. Микроэкономика: учебник для бакалавров /

Под ред. Г.А. Родиной,   С.В. Тарасовой. М.: Изд-во ЮРАЙТ.2012

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /

    под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КноРус, 2005

  1. Потребительское поведение теория. - 

         http://histoy-x.ru/02/15/170_011.htm

  1. Поведение потребителей, Федько Н.Г., Федько В.П., Феникс, 2001
  1. Федеральная служба государственной статистики.

          Российский  статистический ежегодник: 

          Статистический  сборник /   Росстат. – М.: Росстат.

  1. Экономическая теория: учебник /

Под ред. Доктора экономических  наук, профессора И.П. Николаевой. М.: Юнити, 2008

8. Экономическая теория: Учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец.

    М.: Изд-во ЭКСМО, МИРБИС, 2008

9. Экономикс. Макконелл к.р., Брю С.Л. – М.: ИНФРА-М, 2005

10. Экономика. – Самуэльсон П. – М.:МГП «Алгон: ВНИИСИ, 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания

  1. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в :
    1. Уровне цен на товары и услуги.
    1. Норме прибыли.
    2. Ставках налогообложения.
    3. Продолжительности рабочего времени.
  1. Выберите из следующих утверждений правильное:

1. Бухгалтерские издержки + экономические  издержки = явные издержки.

2. Экономическая прибыль – бухгалтерская  прибыль = явные издержки.

3.  Бухгалтерская прибыль - неявные  издержки = экономическая прибыль.

4. Экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль.

5. Явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки

 

Задача

На совершенно конкурентном рынке  функционируют 1500 фирм. У каждой фирмы  предельные издержки производства 5 единиц продукта в месяц составляют 2 долл., 6 единиц – 3 долл., 7 единиц – 5долл. Если рыночная цена продукта равна 2 долл., то сколько единиц товара составит рыночный объем выпуска продукта?

Решение.

Условия равновесия совершенно конкурентной фирмы является равенство предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR), совпадающие с ценой (Р)

 

Цена (Р)

Q, шт.

Валовый доход

Общие издержки (ТС)

Предельные издержки (МС)

Общая прибыль

2

5

10

2

2

8

2

6

12

5

3

7

2

7

14

7

5

4


 

 

Ответ: Рыночный объем выпуска продукта в месяц составит 5ед.*1500фирм = 7500ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характерные черты потребительского поведения в российской экономике

Данные Российского статистического ежегодника:

Структура использования  денежных доходов населения, млрд.руб.

 

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные расходы и сбережения

17290,1

21311,5

25244,0

28708,4

32100,9

В том числе

         

Покупка товаров и оплата услуг

11927,6

14831,4

18715,8

20045,8

22441,2

Обязательные платежи и взносы

1813,0

2503,9

3094,8

3003,8

3158,1

Приобретение недвижимости

572,3

834,0

1194,7

838,8

1076,7

Прирост финансовых активов

2977,2

3142,2

2238,7

4821,0

5424,9

 Из него прирост денег  на руках населения

583,9

819,0

85,1

101,5

634,7

Информация о работе Потребительское поведение