Предмет, задачи и объекты краеведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:29, доклад

Краткое описание

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.

Вложенные файлы: 1 файл

Kraevedenie.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, задачи и  объекты краеведения

 По определению, краеведение—  это такая дисциплина, которая  всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведение  использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических,  исторических, этнографических и  т.д.

 Под малой территорией  подразумевается административный  район, сельсовет, колхоз, небольшой  город, сельское поселение и  т. п. При этом все изучаемые  факты, явления и процессы прослеживаются  в данном крае в комплексе,  т. е. во всех их причинно-следственных  связях.

 Малая территория наиболее  доступна для непосредственных  личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого  рода материалов. На этой территории  явственнее сказывается зависимость  исследуемых явлений от чисто  местных, постоянно меняющихся  условий, и поэтому имеется  возможность детальнее выяснить  особенности природы, а также  жизни и деятельности населения.  Наоборот, исследование более крупных  географических районов сглаживает  влияние, местных различий и  приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в  географическое или даже страноведческое.  С этим связана и другая  особенность краеведения: исследование  должно дать не только картину  на какой-то момент, но и проследить  динамику за более или менее  продолжительное время. В анализе  такой динамики убедительно проявляется  взаимозависимость всех компонентов  изучаемого природного и культурного  микроландшафта, и вместе с тем  открывается путь к прогнозу  возможных или ожидаемых изменений  в связи с перспективами более  крупного района (область, группа  областей), в состав которого входит  исследуемый микрорайон.

Когда говорится  о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:

1)изучение природы и  всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы,  растительность, животный мир) в  их взаимной связи, взаимообусловленности  и взаимодействии; естественные  процессы в жизни природы, некоторые  из них частично обусловлены  человеческой деятельностью (карстовые  процессы, оползни, рост речных  долин, изменение русла рек,  рост оврагов, эрозия почв и  т. д.);

2) Историческое прошлое  и демография (этнография города  и селения, топонимика и т.  д.);

3)  Экономическая жизнь,  связь между природной средой  и хозяйством, связь между отдельными  сторонами хозяйства, хозяйственное  строительство и т. д.;

4) Культурная и духовная  жизнь, и творческая деятельность  населения (народное искусство,  фольклор, архитектура, художественные  промыслы).

 Краеведение имеет  две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается  история общества, в природоведческом  – история природы. 
2.Принципы Краеведения 

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению и использованию в  учебном процессе знаний о своем  крае. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и  включают руководящие идеи, законы и закономерности.

К важнейшим из них относятся такие  принципы, как научность, систематичность  и последовательность, комплексность,  региональность, массовость и историзм.

 

Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Академик А.С. Барков писал, что когда мы говорим о научном краеведении, мы имеем в виду научный подход к изучаемым явлениям. Явления должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их взаимной связи, не статически, а в развитии. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности  непосредственно связан принцип систематичности и последовательности.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь  и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с  таковыми на других территориях нашей  страны.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное изучение направлено на привлечение к краеведческой работе большого числа людей разных профессий. Таким образом, при изучении края необходимо рассматривать природу и все стороны жизни края (историю, население, экономику, культуру) во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

Плановое  изучение края в первую очередь должно быть связано с современностью, конкретными  практическими задачами хозяйственного и культурного строительства  края. А.В. Луначарский еще на I Всероссийской краеведческой конференции (декабрь 1921 г.) отмечал, что, прежде всего надо обратить внимание на те вопросы краеведения, которые тесно связаны с хозяйством.

В процессе краеведческих исследований важно следовать принципу региональности, базирующемуся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий. Это позволяет дифференцированно подходить к планированию хозяйственных мероприятий. Без учета особенностей истории, природы, экономики, культуры данного района не может быть краеведения вообще.

Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип историзма предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

 

3. Основные направления краеведения.

Общее краеведение  охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое  краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению  больше, чем любому другому, свойствен  комплексный подход, что обязывает  географов играть ведущую роль в  изучении края.

Сущность  краеведения заключается в комплексном  изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают  во взаимосвязи и развитии, т.е. с  исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как  часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных  районов страны. В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты  с историей, природой и социально-хозяйственным  комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также  уникальные его объекты, явления  и процессы. Раскрываются также особенности  состава населения (половые, возрастные, национальные, религиозные), размещения и расселения, а также состояние  хозяйства края в целом и отдельных  его отраслей, рассматриваются населенные пункты, в которых сосредоточена  хозяйственная и культурная жизнь  края, отдельные предприятия и  учреждения (фабрики, заводы, сельскохозяйственные предприятия, порты, железнодорожные  станции, научные учреждения, учебные  заведения, учреждения культуры и здравоохранения).

При изучении природы, населения и хозяйства  края необходим комплексный подход, обеспечивающий выявление внутренних и внешних связей и зависимостей. В результате этих взаимосвязей возникают  качественно новые целостные  системы – природно-социально-хозяйственные, управляемые человеком. Учет природных, социальных и хозяйственных взаимосвязей в пределах конкретных территорий позволяет  проводить природно-хозяйственное  районирование. Таким образом, очень  важно в краеведческих исследованиях  уделять внимание не изолированному изучению природы, населения и хозяйства  края, а в единой системе на примере  природно-социально-хозяйственных  систем различных размеров (населенный пункт, гидромелиоративный объект, рекреационная  зона и др.). В качестве объектов исследования могут выступать природно-территориальные  комплексы (ПТК) различного хозяйственного использования (промышленность, сельское хозяйство, рекреация и др.).

Направления краеведения

Историческое  краеведение изучает прошлое  края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории  края.

По  хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.

Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные  с историческими событиями, с  деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного  творчества.

Памятники истории можно разделить на 2 большие  группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные  с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)

В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск  новых, еще неизвестных. Цель краеведов  – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них  для потомков.

К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:

Ø   познавательный – приобретение знаний о крае;

Ø   преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;

Ø   ценностно-ориентационный – осознание  и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;

Ø   коммуникативный – развивает  навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.

Природоведческое  краеведение помогает увидеть и  оценить красоту природы, формирует  навыки экологической культуры. Оно  изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие  природу края, и уникальные объекты.

Определенная  территория изучается по следующему плану:

1. Географическое  положение

2. Рельеф

3. Климат

4. Гидроресурсы

5. Почвы

6. Растительный  и животный миры

Экономическое краеведение. Основными объектами  экономического краеведения являются:

Ø   хозяйство края в целом, отдельные  отрасли, предприятия;

Ø   население края;

Ø   населенные пункты.

Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского  хозяйства, жилищного и коммунального  хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.

Изучение  экономики края требует исторического  подхода, так как важно знать  не только современное состояние  Население края характеризуется  численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической  структурой, расселением.

Населенные  пункты делятся на городские и  сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения  состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности  истории, экономико-географического  положения, природных условий и  т.п.) поселения как составной  части края.

Искусствоведческое  краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному  населению.

Объекты искусствоведческого краеведения  можно разделить на две группы:

Ø   подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;

Ø   памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства  или отраженные в их произведениях.

Искусствоведческое  краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и  как источник знаний о самом искусстве.

Произведения  архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные  для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы  и техника, назначения сооружений, причины  возникновения и связь с историческими  условиями.

Информация о работе Предмет, задачи и объекты краеведения