Прибыль и рентабельность,пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Введение 
 

  Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия.    Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – «зарабатывание прибыли».

  В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия? Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже не специалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

  Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Тема  прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

  Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность и роль прибыли в торговле

  Основополагающим требованием в условии рыночной экономики является безубыточность хозяйственной деятельности предприятия и обеспечение в определенных размерах рентабельности функционирующего капитала. Показателем, характеризующим конечный финансовый результат деятельности предприятия, выступает  прибыль (убыток). 

  В  современных условия роль прибыли в хозяйственном механизме велика, так как полученная прибыль является основным источником производственного и социального развития любого предприятия.

  Различные  общественно-исторические условия  развития стран послужили созданию  различных теорий, понятий, трактовок  прибыли. 

  В экономической  литературе рассматриваются несколько  теорий прибыли:

  • теория классиков политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо);
  • теория производительности капитала (Сей, Дж.Б.Кларк);
  • теория «воздержания», «ожидания», «риска» (М. Сениор);теории трактующие прибыль как трудовой доход (Дж.Милль, Бастиа);
  • марксистская теория прибыли и др.

  В общем  смысле все авторы  сходятся  в том, что прибыль представляет  собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащее в выручке от продажи.

  Неотъемлемой чертой рыночных отношений является экономическая свобода предприятий, которая  предполагает свободное ценообразование на товары в зависимости от спроса и предложения, заинтересованность предприятий в повышении эффективности своей деятельности. В условиях конкуренции наиболее устойчивыми становятся высокорентабельные предприятия, которые могут при необходимости быстро расширять объемы деятельности, маневрировать ценами. Высокие финансовые результаты деятельности оказывают позитивное влияние на финансовое состояние предприятия, что положительно сказывается на его отношениях с банками и партнерами. Прибыльная деятельность является обязательным требование для предприятий всех отраслей, экономической необходимостью и непременным условием функционирования в рыночных условиях. Стремление к росту прибыли является основой рыночного хозяйствования. 
  Во многом содействует получению фирмой прибыли талант предпринимателя. 
Прибыль отражает конечные результаты работы предприятия, характеризует экономический эффект хозяйственной деятельности. В прибыли находят отражение все стороны деятельности предприятия: объем и структура оборота, величина основных и оборотных средств, производительность труда работников, организация торгового обслуживания, финансовое состояние и др. Следует отметить: конечный финансовый результат деятельности предприятия может быть и отрицательным (убыток), что оказывает негативное влияние на дельнейшее его развитие, финансовую устойчивость и конкурентоспособность.

  Значение прибыли проявляется во многих аспектах:

  • является главным источником финансовых результатов.

От величины прибыли зависит размер средств, капитальным вложения, социальные нужды  коллектива и на другие цели;

  • служит критерием эффективности ведение хозяйства;
  • является экономическим рычагом стимулирования интересов собственников и участников хозяйственной деятельности (владельцев капитала и наемных работников), так как в условиях рыночных отношений максимальная свобода сочетается с полной ответственностью предприятий за результаты своей деятельности ( предприятия работают на принципе самофинансирования). В этих условиях прибыль создает экономическую заинтересованность работников в улучшении различных сторон деятельности;
  • выступает источником образования доходов бюджетов различных уровней, так как часть прибыли поступает в бюджет через налоги. При этом в соответствии с налоговой политикой, проводимой государством, могут меняться состав прибыли, ставки налога на прибыль, налоговый льготы.

  Высокая роль и особая значимость прибыли в развитии предприятий предопределяет необходимость действенного механизма управления прибылью.

  Под управление прибылью понимается процесс выработки и принятия управленческих решений по основным аспектам ее формирования, распределения и использования. Управление прибылью нацелено на повышение рентабельности и эффективности деятельности предприятия, укрепление его финансового состояния, обеспечение конкурентоспособности.

  Процесс  управления прибылью включает  управление формированием прибыли  и управление распределением  и использованием прибыли. У  правление формированием прибыли  связано с управлением доходами, затратами, ресурсами. Управление  распределением и использованием  прибыли подчинено задачами развития  и связано с управлением налогами  и другими обязательными платежами  из прибыли и оптимизацией  распределения прибыли по отдельным  направлениям (фонд накопления и  фонд потребления).

  В обобщенном  виде прибыль представляет собой  разность между всеми доходами  и всеми расходами предприятия. 

  Для управления  прибылью необходимо выделение  различных ее видов. В соответствии с НК РФ, законодательными актами различают балансовую (бухгалтерскую), налогооблагаемую, чистую прибыль.

 Балансовая (бухгалтерская) прибыль определяется  как разность между общей суммой  доходов и общей суммой расходов. Она  отражается в бухгалтерском учете на счете 99 « Прибыль и убытки». На конец каждого месяца и квартала этот финансовый результат отражается в бухгалтерском балансе. В отчете о прибылях и убытках эта прибыль называется прибылью от налогообложения.      Сумма прибыли до налогообложения складывается из отдельных элементов: прибыли от продаж (от реализации), операционной прибыли, внереализационной прибыли.

  Прибыль  от продаж представляет собой  разность между доходами и  расходами по обычным видам  деятельности, т. е. между выручкой  от продажи товаров ( за минусом  НДС), себестоимостью проданных товаров  и коммерческими расходами ( т.  е. расходами по реализации  товаров). Иначе говоря, прибыль от  продаж – это разность между  суммой торговых надбавок ( наценок  предприятий питания) и суммой  издержек обращения (издержек  производства и обращения предприятий  питания).

  При определении  операционной прибыли и внереализационной  прибыли учитываются операционные  и внереализованный доходы и  расходы. Операционная прибыль  представляет собой разность  между операционными доходами  и операционными расходами. Внереализационная  прибыль -  это разность между  внереализационными доходами и  внереализационными расходами.

  Налогооблагаемая  прибыль отражает сумму прибыли,  подлежащую налогообложению ( с  которой уплачивается налог на  прибыль). Исчисление налогооблагаемой  прибыли производится на основе  данных налогового учета в  соответствии с положениями действующего  налогового законодательства (гл.25 «Налог на прибыль организаций»  НК РФ).

  Сумма налогооблагаемой  прибыли может быть больше  балансовой за счет наличия  штрафов, пеней и других санкций,  которые перечисляется в бюджет  и государственные внебюджетные  фонды за нарушение налогового  и другого законодательства. Она  может быть выше также за  счет некоторых расходов, размер  которых, включаемый в состав  текущих затрат, в целях налогообложения  ограничен ( представительские расходы,  расходы на рекламу и др.)

  Сумма налогооблагаемой  прибыли может быть меньше  балансовой при наличии льгот  по налогообложению.

  Чистая прибыль  – это прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия после  утраты налогов и отчислений, осуществляемых за счет прибыли(  налога на прибыль, налога на  имущество, местных налогов). Именно чистая прибыль имеет для предприятия наиболее важное значение и используется им на разные нужды. 
  Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории собственности в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли, в том числе торговой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Источники формирования  и направленность  использования прибыли  в торговле

  Особая значимость прибыли в развитии предприятий предопредели и необходимость создания действенного механизма управления ей.

  Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам их формирования, распределения и использования.

  Основным источником формирования прибыли предприятия является выручки от реализации продукции.

  Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

  Выручка от реализации — важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ и услуг. В результате реализации происходит смена форм стоимости с товарной на денежную и смена собственников. Полученная в результате реализации выручка позволяет предприятию обеспечивать оборотными средствами процесс воспроизводства, выполнять обязательства перед государственным бюджетом, внебюджетными фондами, перед другими предприятиями, а также работающими на предприятии.

  На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

в сфере производства — объем производства, ассортимент  продукции и услуг, ритмичность  выпуска и др.; 

в сфере обращения  — переходящие остатки готовой  продукции, ритмичность отгрузки, порядок  оформления документов, соблюдение договорных условий, уровень цен и др.;

не зависящие  от деятельности предприятия — своевременность  оплаты за отгруженную продукцию, работа транспорта по перевозке готовой  продукции и др.

Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции  являются:

-  план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;

-   данные  о поступлении готовой продукции  на склад предприятия нарастающим  итогом;

Информация о работе Прибыль и рентабельность,пути их увеличения