Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:10, автореферат
Цель работы: исследовать сущность и современные проблемы приватизации в современной России.
Задачи:
- рассмотреть понятие и цели приватизации в России;
- изучить современны проблемы приватизации.
Введение ……………………………………………………………………..4
Понятие и основные цели приватизации в России ……………………5
2. Современные проблемы приватизации в РФ…... ……………………18
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………...24
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..4
2. Современные проблемы приватизации в РФ…... ……………………18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Прошло уже более 20 лет с начала атаки на социальное устройство Российской Федерации путем навязанной обществу и внедренной методом политического государственного кризиса схемы приватизации государственного имущества, ставшей, по сути, ускоренной распродажей производственных активов российской экономики за бесценок. Распространенный лозунг 90-х годов прошлого века «государственное - значит, ничье!» стал аналогом другого известного в российской истории лозунга «грабь награбленное!» и призывал общество к революции.
Несмотря на то что приватизация благодаря предвыборным спорам кандидатов в президенты Российской Федерации в начале 2012 года была едва ли не самой популярной темой обсуждения, этот процесс не стал более простым и понятным и заслуживает серьезного и системного исследования.
Сложность темы приватизации обусловлена рядом причин. Первая - чрезвычайная политизированность вопросов приватизации, мешающая взвешенному экономическому подходу к их рассмотрению. Приватизация в России с самого начала была задумана и осуществлена как политическая, а не как экономическая задача. Изменение социально-экономического устройства государства со сменой социалистической экономики, управляемой административно-командными методами, на рыночную требовало соответствующего изменения отношений собственности.
Цель работы: исследовать сущность и современные проблемы приватизации в современной России.
Задачи:
- рассмотреть понятие и цели приватизации в России;
- изучить современны проблемы приватизации.
1. Понятие и основные цели приватизации в России
Приватизация (от лат. Privatus – частный, впервые данный термин появился в 1983 году, в словаре “Webasters New Collediate Dictionary”) - это один из краеугольных камней проводимой в стране экономической реформы. В юридической энциклопедии дается следующее понятие приватизации: «это передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, организаций транспорта, связи, культурных ценностей и т. д), за плату или безвозмездно в частную собственность»1.
Другими словами - приватизация государственного имущества - это есть отчуждение имущества предприятий и организаций, находящихся в общегосударственной и коммунальной собственности, в пользу граждан и юридических лиц, которое заключается в передаче гражданам и юридическим лицам государственного имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.2
Итак, в современной научной литературе понятие «приватизация» определяется как передача принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т. п. в частную собственность.
Приватизация трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций). Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества3. Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).
Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
Окончательно сформулированное выражение цели приватизации нашли в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 22844. Главными целями программы, действующей и сегодня, правда, в значительно урезанном виде, в момент ее принятия были определены:
- формирование широкого
слоя частных собственников
- вовлечение в процесс
приватизации максимально
За прошедшие более чем 20 лет оценка роли и места приватизации в системе задач государственного управления практически не изменилась. Приватизация государственного имущества продолжает оставаться политической задачей, к которой оказываются неприменимыми рациональные экономические подходы, расчеты и обоснования.
Одной из причин, усложняющих научный анализ экономических проблем приватизации, является отсутствие в течение всего периода приватизации адекватной нормативной базы, достаточно ясно и однозначно регулирующей правила, порядок и процедуры приватизации на разных ее этапах. Несмотря на постоянное многолетнее декларирование требования о соблюдении при приватизации принципа обеспечения выполнения функций и полномочий государства, до сих пор отсутствуют объективные представления об основаниях и критериях отнесения того или иного государственного имущества (имущественных комплексов предприятий) к числу подлежащего приватизации или, наоборот, не подлежащего приватизации, приватизация которого нецелесообразна с точки зрения интересов государства и решаемых в экономике государственных задач.
Приватизация российского государственного имущества находится в завершающей стадии. Однако до сих пор не разработаны ни теория функций государства, ни теория приватизации. Отсутствуют научное понимание и глубокое осознание закономерностей, связанных с существованием и функционированием современного государства и экономическим обеспечением выполнения государством своих функций и полномочий. Скорее всего, экономическая наука бесповоротно теряет шанс сделать свои открытия в этом направлении исследований. Российская приватизация останется уделом исторической науки, представители которой с разной степенью беспристрастности будут излагать основные ее этапы, выводя исторические закономерности и аналогии уже тогда, когда ничего нельзя будет изменить. Но пока приватизация российских государственных активов не завершена, остаются вопросы для исследований экономистов. При этом понять российскую приватизацию, не заглянув в ее истоки, невозможно.
Качественное изменение приватизационных механизмов явилось причиной политического конституционного кризиса 1992 - 1993 годов, когда противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти закончилось прямым вооруженным кровопролитным столкновением 3 - 4 октября 1993 года. Главной причиной противостояния стал порядок приватизации государственного имущества.
В соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 года N 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», принятым Верховным Советом РСФСР, приватизация в Российской Федерации должна была проводиться на основе открытия именных приватизационных счетов (книжек), являющихся государственными свидетельствами о праве их владельцев на долю в безвозмездно распределяемой государственной и муниципальной собственности, а также о праве на использование приватизационного вклада в соответствии с законодательством РСФСР о приватизации. Предполагалась выдача приватизационных книжек (с использованием бланков сберегательных книжек специального образца Сберегательного банка РСФСР), в которых должны были указываться:
- фамилия, имя, отчество и местожительство владельца;
- сведения о документе,
удостоверяющем личность
- место, дата выдачи книжки и сведения о должностном лице, выдавшем книжку;
- размер вклада и срок его использования.
При этом приватизационные вклады должны были использоваться гражданами РСФСР на всей территории страны для приобретения у государства и местных советов народных депутатов государственных и муниципальных предприятий, долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, а также для приобретения других объектов государственной и муниципальной собственности, подлежащих приватизации, в течение трех лет с момента принятия решения о перечислении государством вклада на приватизационный счет гражданина. Законом был предусмотрен переход права использования приватизационного вклада к другим субъектам в порядке наследования или завещания.
Таким образом, в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 года N 1529-1 приватизация государственного имущества в Российской Федерации должна была осуществляться через систему именных приватизационных счетов, с которыми никаких сделок, кроме предусмотренных названным Законом, нельзя было совершать. То есть исключался оборот приватизационных счетов (вкладов) за пределами сферы приватизации государственного имущества. В этой ситуации было гарантировано более или менее равномерное и взвешенное распределение национальных богатств России, подлежащих приватизации, между гражданами страны. Дальнейший оборот ценных бумаг (акций создаваемых при приватизации акционерных обществ), хоть и позволял перераспределять собственность, однако медленно и по справедливой (рыночной) цене.
В таких условиях крупных частных капиталов за счет продажи по бросовым ценам государственных активов создать было невозможно. Задача мгновенного создания класса крупных собственников оказывалась нерешаемой. Передел социалистического государства в государство с рыночной экономикой при такой регулируемой и контролируемой государством приватизации не выходил за рамки экономической задачи, решение которой могло растянуться на десятилетия. Однако, по мнению сторонников Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, требовалось быстрое и революционное изменение социального строя.
Никакая революция не происходит без кровопролития. Изменение отношений собственности и характера социального строя и в этот раз потребовало кровопролития. Политический кризис 1992 - 1993 годов, вылившийся в расстрел 3 - 4 октября 1993 года здания Верховного Совета РСФСР из танковых орудий и закончившийся гибелью мирных граждан России, - словно зеркальное отражение событий октября 1917 года.
Политический кризис подбирался медленно и назревал исподволь. Анализируя нормативные акты того времени, можно отчетливо наблюдать противостояние Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации в вопросах приватизации государственного имущества, попытки в течение 1991 - 1992 годов исправить и подкорректировать положения принятых законов изданиями указов и, на первый взгляд, незаметно, но принципиально изменить при этом общую схему приватизации.
Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утвердил Основные положения Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, в соответствии с которыми объявлялась обязательная приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющих на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также предприятий и объектов, недостаточная эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития страны и формирование рынка. Общий объем поступления средств от обязательной приватизации в 1992 году был определен в сумме 92 миллиарда рублей.
Обязательность приватизации государственных активов требовала либерально снисходительного отношения к цене продаваемого имущества. Основными положениями Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год было установлено, что определение начальной цены при продаже предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества должно было осуществляться только в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество России). Надо отметить, что в доступных базах нормативных документов названные Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации в настоящее время отсутствуют, о применявшихся тогда подходах к оценке приватизируемого имущества можно судить по планам приватизации. Утверждавшиеся Госкомимуществом России планы приватизации крупнейших предприятий исходили из цены, устанавливаемой на основании остаточной стоимости приватизируемых объектов, несмотря на чрезвычайно высокие темпы инфляции в 1990-х годах. Интересы покупателей государственного имущества тщательно оберегались: цены, по которым они приобретали объекты государственных предприятий, не только были значительно ниже реальной стоимости приватизируемых активов, но и не зависели от капризов инфляции.