Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть основные концепции внешнеторговой политики, методы ее регулирования, а также рассмотреть современную ситуацию, которая образовалась в результате вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Цель потребовала достижения следующих задач:
раскрытие понятий «протекционизм» и «фритредерство»
тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики

Содержание

Введение
Глава 1. Концепции внешнеторговой политики
1.1 Протекционизм
1.2 Фритредерство
Глава 2. Основные методы регулирования внешнеторговой политики
2.1 Тарифные методы регулирования
2.2 Нетарифные методы регулирования
2.3 Межгосударственное регулирование внешнеторговой деятельности
Глава 3. Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.1 Специфика товарной структуры импорта и экспорта России
3.2 Участие России во Всемирной Торговой Организации
3.3 Изменение внешнеторгового оборота России в результате вступления в ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Если к концу 1948 года в  ГАТТ состояло всего 22 члена, то к началу 1994 года членами ГАТТ являлись 130 стран, на долю которых приходилось 90% мирового объема торговли.

ГАТТ включает 38 статей, а  также ряд других документов, постепенно принимаемых в ходе международных  переговоров. В этих статьях раскрываются основные принципы организации. Среди  них: режим наибольшего благоприятствования  и недискриминация стран в  торговле; использование главным  образом тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; постепенное снижение таможенных тарифов; предоставление преференций развивающимся странам (как исключение из режима наибольшего благоприятствования); разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

В то же время ГАТТ предусматривало и возможности для ряда нетарифных мер регулирования, включая лицензирование и ведение (в оговоренных случаях) количественных ограничений экспорта и импорта, антидемпинговых и компенсационных пошлин и импортных депозитов; не исключало при определенных условиях (в том числе и по соображениям национальной и международной безопасности) и прямые запреты на ввоз и вывоз товаров.

Помимо ежегодных сессий Совета ГАТТ, важнейшие вопросы международной  торговли решались в ходе многолетних переговоров, получивших название "раундов". В общей сложности состоялось восемь таких раундов.

Так, в результате шестого  раунда, названного именем президента Кеннеди (1962-1967), было осуществлено крупное  снижение таможенных пошлин, введены  преференции для развивающихся  стран, разработан первый международный  антидемпинговый кодекс. В ходе Токийского раунда (1973-1979) принят ряд соглашений по нетарифному регулированию мировой  торговли, в том числе кодекс по субсидиям и компенсационным  пошлинам, новый текст антидемпингового кодекса, кодекс по государственным  заказам, конвенция по упрощению  и гармонизации таможенных процедур, соглашения по вопросам стандартизации и сертификации продукции.

Восьмой (Уругвайский) раунд  продолжался с 1986 до конца 1994 года. Главным  его итогом выступает дальнейшая либерализация мировой торговли. Прежде всего, это касается торговли сельскохозяйственной продукцией, где достигнуто соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (особенно в странах Европейского Союза) и снижении импортных пошлин.

С 1 января 1995 года ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО включает в  себя принципы ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Таким образом, в ходе Уругвайского раунда сфера межгосударственного  регулирования внешней торговли была расширена и в настоящее  время также охватывает защиту инвестиций, международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью.11

Вывод по главе II:

Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической  деятельности, защищают национального  производителя от конкуренции со стороны более дешевой импортной  продукции. Однако с учетом сложившейся  ситуации в мире, роль межгосударственного регулирования внешнеторговой политики начинает набирать обороты. В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию. В следующей главе проведем анализ и выделим основные проблемы и перспективы, которые можно ожидать в дальнейшем.

 

 

Глава 3. Россия и ВТО: проблемы и перспективы

 

3.1 Специфика товарной структуры импорта и экспорта в России

 

С 2006 по 2008 года наблюдался непрерывный  рост всех показателей. Существенному  росту экспорта товаров способствовала благоприятная ценовая конъюнктура  на внешних рынках, а именно цены на нефть. Значительному росту импорта  товаров способствовало повышение  внутреннего спроса на товары зарубежного  производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов  населения. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением  физических объемов ввозимой продукции. Объёмы экспорта и импорта в 2011 году были самыми большими за последние 6 лет  и составляли 522 и 323,8 млрд. долл. соответственно (таблица 1).

 

Таблица 1. Внешняя торговля РФ в 2006-2011гг., млрд. долл. (по методологии платёжного баланса)12

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Оборот внешней торговли

468,5

577,8

763,3

495,1

648,8

845,8

Экспорт

303,9

354,4

471,5

303,3

400,1

522,0

Импорт

164,6

233,4

291,8

191,8

248,7

323,8

Сальдо торгового баланса

139,3

131,0

179,7

111,5

151,4

198,2


 

Стоимостной объем импорта  увеличился за счет роста закупок  механического оборудования, средств  наземного транспорта, инструментов и аппаратов оптических, электрооборудования. Увеличился физический объем ввоза  легковых автомобилей. Резкое увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано  ростом средних экспортных цен в  основном на нефть, нефтепродукты и  природный газ.

Важным показателем в  оценке внешней торговли страны является её географическая структура, которая  представляет собой систему распределения  товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному, либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и  дальнее зарубежье.

В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 – 2011 гг. выглядит следующим  образом (таблица 2).

 

Таблица 2. Географическая структура внешней торговли России, млрд. долл. (по методологии платежного баланса)13

 

2006

2007

2008

2009

2010

Страны СНГ

Оборот торговли

67,8

85,6

110,0

72,2

97,8

Экспорт

43,3

53,8

71,1

48,1

62,6

Импорт

24,5

31,8

38,9

24,1

35,2

Страны дальнего зарубежья

Оборот торговли

400,7

492,2

653,3

422,9

551,0

Экспорт

260,6

300,6

400,4

255,2

337,5

Импорт

140,1

191,6

252,9

167,7

213,5


 

Во внешней торговле России абсолютно преобладают страны дальнего зарубежья, на которые приходится 85% оборота торговли РФ. Страны СНГ  занимают устойчивое 2 место среди  внешнеторговых партнёров России. Их удельный вес в обороте торговли в 2011г. составлял 15%.

В отношении торговли, как  со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья с 2006-2007гг. наблюдается  постепенный рост оборота торговли, в 2008 г. – резкий скачок, в большинстве за счёт экспорта. Однако в 2009 г. товарооборот падает, что связано с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов. После кризиса восстанавливается стремительный рост показателей.

Со всеми основными  торговыми партнерами России оборот торговли увеличивается.

Одной из важнейших характеристик  внешней торговли является её товарная структура, т.е. соотношение между  удельным весом экспорта и импорта  различных товарных групп.

Главной статьёй экспорта являются товары группы «Минеральные продукты», которые включают главным  образом топливно-энергетические ресурсы.

На минеральные продукты приходится более 70% общего российского  экспорта. Поставки энергетических товаров  из РФ покрывают 80% потребностей Украины, полностью стран Балтии, свыше 50% Центральной Европы, до 20% - западноевропейских стран. С каждым годом экспорт  минеральных ресурсов растёт, лишь в 2009 г. с наступлением экономического кризиса снизился. В 2011г. бьёт рекорды докризисного уровня. В настоящее время в России начинают предпринимать попытки перехода на инновационный тип развития, но пока ещё сохраняется экспортно-сырьевая ориентация.

 

3.2 Участие России во Всемирной Торговой Организации

 

21 июля президент РФ  Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Этим протоколом оформляется членство РФ в ВТО. Данный ратификационный закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля.

23 июля российское правительство  уведомило секретариат ВТО о  завершении Россией всех внутригосударственных  процедур, необходимых для вступления  в ВТО. В соответствии с правилами  организации вступление РФ в  ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый  день после передачи указанного  уведомления.

Таким образом, протокол о  присоединении РФ к ВТО вступил  в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.

Рассмотрим плюсы вступления России в ВТО14:

1) принятый в цивилизованном  мире инновационный путь экономического  развития невозможен без приобщения  к высоким технологиям. Их стандарты  задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен,  сколько технический прогресс. Находясь  вне системы, Россия обрекает  себя на самоизоляцию, техническую  отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях.

Притом, что национальная безопасность все более зависит  от безопасности технологической. Она  же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.

2) со вступлением в  ВТО повышается инвестиционная  привлекательность страны за  счет введения в национальное  законодательство общепринятых  норм внешнеэкономического регулирования.

3) ВТО выступает в роли  верховного арбитра в многочисленных  международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически  избавит нас от американской  поправки Джексона-Вэника, с 1974 года  ограничивавшей номенклатуру импорта  в нашу страну – из-за тогдашних  проблем с еврейской эмиграцией.

4) ВТО защищает права  на интеллектуальную собственность,  в частности, регулирует острую  для России проблему “утечки  мозгов”.

5) адаптация страны к  нормам ВТО предполагает уступки  ей со стороны международного  сообщества – в виде удовлетворения  ряда встречных требований по  “чувствительным” позициям экспорта.

В противовес «плюсам» выдвигаются  следующие «минусы» от вступления России в ВТО:

1) на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда.

2) защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.

3) членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности.

При “открытых дверях”, а это – один из главных принципов  ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных  компаний к конкурсам на государственные  закупки, в конечном счете, обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения.

В наибольшей степени это  затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей.

4) интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

5) ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом – известным лоббистом интересов США. “Внедряясь” в “американоцентричную” мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.15

 

3.3 Изменение внешнеторгового оборота России в результате вступления в ВТО

 

Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении  объем внешнеторговой деятельности страны, группы стран, равный суммарному объему экспорта и импорта за год  или иной фиксированный период времени.16

Официальное присоединение  России к ВТО открывает новый этап в развитии ее внешней торговли и экономики в целом. В ходе этого этапа нашей стране предстоит выполнить принятые на себя обязательства, а государству и бизнесу – адаптироваться к деятельности в рамках норм и правил многосторонней торговой системы. Он вряд ли будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научиться работать в соответствии с принципами открытой и справедливой торговли, исповедуемыми многосторонней торговой системой.

За время, прошедшее  после присоединения к ВТО, средневзвешенная ставка импортной пошлины по всем товарам снизилась до 9,68%, или на 0,61 п.п. по сравнению с ее величиной на момент завершения переговоров, когда она составляла 10,29%. Анализ оперативных данных ФТС показывает, что в результате проведенного снижения пошлин взрывного роста импорта не произошло. Более того, темп прироста его стоимостного объема резко упал по сравнению с предшествующим периодом. В 2012 г., треть которого приходится на месяцы, прошедшие после присоединения к ВТО, отечественный импорт увеличился очень незначительно - всего на 2,2%. Таких низких темпов прироста импорта не было за всю новейшую историю России. В предыдущие два года импорт рос чрезвычайно стремительно - на 36,8% в 2010 г. и на 33,5% в 2011 г.17

Информация о работе Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли