Природопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не
только получение прибыли любой ценой, но и управление современным
экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в
переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали
переработку и самих отходов от основной деятельности.
Природопользование – это одно из самых сложных объект

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I Цели и задачи управления природопользованием…………………………..4
1.1 Цели и организационные основы управления природопользованием..4
1.2 Основные направления развития управления природопользованием…7
II Методы, используемые в процессе управления природопользованием…..9
III Особенности формирования информационной базы для управления процессами
в эколого-экономических системах……………………………13
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

природопользование.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

находится на стыке взаимодействия  естественных  и  общественных  процессов.

Отсюда  -  чрезвычайно  важная  роль  научного  обоснования   управленческих

решений на всех уровнях  управления природопользованием.

    Эффективность  системы управления природопользованием   в  решающей  мере

определяется состоянием  контроля  и  нормирования  использования  природных

ресурсов. Необходимо разработать  комплексную систему контроля,  нормирования

и стимулирования природопользования.

    В   управлении   природопользованием   используют   различные    методы

воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных  работников  и

население страны. Среди них наиболее широко распространены  административно-

правовые, организационные, социально-психологические и экономические  методы

управления.  Все  эти  методы  в   управлении   природопользованием   должны

применяться комплексно, в  системе,  при  приоритете  экономических  методов

управления.

    Административно-правовые  методы управления заключаются  в  разработке  и

издании  правовых  и административных  актов,  регулирующих  организацию и

управление в  сфере  природопользования,  права  и  обязанности  руководящих

работников, должностных  лиц и населения страны по  экономному  использованию

и воспроизводству природных  ресурсов и обеспечению  равновесия  в  природной

среде. Административные  акты  имеют  обязательную  силу  и  непосредственно

воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных  работников  и

население данного района.

    Особое  место   в  системе  рационального   природопользования   занимают

организационные  методы,  охватывающие  процессы  подготовки,   принятие   и

реализацию решений, направленных на предотвращение и  ликвидацию  нарушений,

загрязнений  окружающей  среды,  организацию  малоотходных   и   безотходных

технологий при  использовании  природных  ресурсов.  Организационные  методы

обеспечивают  распределение  функций   в   сфере   управления,   поддержание

технологической  дисциплины,  контроля,  обобщения   опыта,   рационализацию

управления на основе достижения науки и техники.

    Социально-психологические  методы управления представляют  собой  систему

средств   социального   и   психологического   воздействия   на   коллективы

предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного  района

с целью обеспечения  благоприятных  погодных  условий  проживания  человека,

снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности  жизни  людей

и  способности  их  к  труду,  сохранение  эстетической  ценности  природных

ландшафтов, заповедных зон  и т.п.

    Экономические   методы  управления  природопользованием   заключаются   в

широком использовании  системы цен,  тарифов,  платежей,  штрафов,  премий,

фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

    Система цен,  тарифов, платежей и штрафов  призвана:

. обеспечивать  рациональное  и  комплексное  использование   минеральных  и

  других ресурсов;

. охрану и воспроизводство  окружающей природной среды.

    При  использовании   экономических   методов   отпадает   необходимость

принуждения  коллективов  и  отдельных  работников  предприятий  к  снижению

потерь полезных  ископаемых  при  добыче  и  переработке,  к  восстановлению

нарушенных  земель,  очистке  сбрасываемых  в  водоемы  вод  и  выбросов   в

атмосферу.   Эти   задачи   решаются   на   основе   использования   системы

экономического стимулирования рационального природопользования.

    Конечные результаты  работы предприятий  должны  быть  тесно  увязаны  с

эффективностью проводимых  ими  природоохранных  мероприятий,  чтобы  каждый

трудовой коллектив, и  каждый  работник  были  заинтересованы  в  соблюдении

требований природоохранительного  законодательства.

    Все возрастающую  роль в обеспечении охраны  окружающей природной среды и

рациональном использовании  природных ресурсов  играют  методы  оптимизации

управленческих решений. Они основаны  на  широком  использовании  экономико-

математических   методов,   сетевых   моделей,   автоматизированных   систем

управления  и  ЭВМ  в  разработке,  оптимизации  и  принятии  управленческих

решений. С их помощью  разрабатывают модели охраны природы  в  зоне  действия

промышленных предприятий,  регионов  страны  и  водных  бассейнов.  Подобные

модели  позволяют  наблюдать   будущие   ситуации,   анализировать   влияние

различных  проектов  и  решений  на  состояние  природной   среды,   вносить

коррективы и предложения  по предупреждению последствий.

    Предприятия вносят плату за природные  ресурсы  согласно  установленным

нормативам,  которые  предусматривают  плату  за   право   пользования,   за

воспроизводство  и  охрану  природных  ресурсов,  за  выбросы   загрязняющих

веществ и т.п. При превышении  предельно  допустимых  выбросов  загрязняющих

веществ, платежи взимают  в кратном размере, исходя из затрат  на  ликвидацию

загрязнения.

    Средства,  взимаемые   с  предприятий  и  организаций   за   загрязнение

окружающей  среды  и  нерациональное   использование   природных   ресурсов,

направляются на выполнение природоохранных мероприятий.

    Органической  частью системы государственного  контроля  за  рациональным

природопользованием является ведение  постоянного  статистического  учета  в

области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.

    Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также

через  систему  кадастрового  учета.  Государственные   кадастры   природных

ресурсов представляют  собой  свод  достоверных  и  необходимых  сведений  о

количественном  и  качественном  состоянии  соответствующих   ресурсов,   их

правовом   статусе   и    народнохозяйственном    использовании.    Согласно

действующему законодательству в РК ведутся  кадастры  природных  ресурсов  -

земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.

    За  последние   годы  в  Казахстане  произошли   коренные  перестройки  в

структуре  управленческого  природоохранного   аппарата.   В   1988   г.   в

соответствии с Постановлением бывших ЦК КПСС и Совета Министров СССР  от  7

января 1988г. «О коренной  перестройке  дела  охраны  природы  в  стране»  в

республике был создан Государственный комитет  Каз  ССР по  охране  природы

(Госкомприрода). В его состав входили в то время пять управлений:  экономики

и организации природопользования, научно-технического прогресса,  пропаганды

экологических знаний и внешних  связей, контрольно-инспекционного  управления

и главной экологической  экспертизы.  В  1992  г.  в  соответствии  с  указом

Президента РК от 7 февраля 1992  года  «О  совершенствовании  организации  и

деятельности   органов   государственного   управления   РК    в    условиях

экономической  реформы»,  а  также  Постановления   Кабинета   Министров   в

республике  на  базе  Государственного  Комитета  по  охране  природы   было

образовано Министерство экологии и биоресурсов  Республики  Казахстан,  куда

вошли также Комитет лесного  хозяйства, главное управление по  охране  рыбных

запасов и контролю за  природопользованием на  рыбохозяйственных  водоемах,

Главное управление  по  охране  животного  мира  и  Государственное  научно-

производственное объединение  промышленной экологии «Казмеханобр».

 

 

 

III Особенности формирования  информационной базы для управления  процессами

                      в эколого-экономических системах

    Для понимания  сущности управления эколого-экономическими  процессами,  в

том  числе  и  процессами  в  эколого-экономических   системах,   необходимо

системно-статистически рассмотреть сам объект  управления  в целом,  регион

или безотходный территориально-производственный комплекс  (ТПК),  в  котором

протекают   взаимосвязанные   процессы:   создание   продукта   труда    при

существующих технологии, технике управления  и развитие  безотходного  ТПК

основных  производств  и  производства  промежуточного  продукта,  а   также

расширение возможностей технологии и техники,  совершенствование  управления

РЭЭС.

    Системно-статистический  подход базируется на анализе,  берущем начало от

метода  исследования  операций.  Он  предусматривает  установление  целей  и

сосредоточение  внимания  на  построении  целого  в  отличие  от  построения

компонентов или подсистем,  т.е.  позволяет  четко  сформулировать  основную

цель задачи. В результате использования системного  подхода  к  исследованию

проблемы  и  системно-статистического  анализа  антропогенного   воздействия

определяются  глобальные  пути  решения  задач  для   получения   наивысшего

эффекта.

    Как любое современное  производство  народного  хозяйства,  производство

промежуточного продукта, получаемого при подготовке  сырья  к  использованию

или при санитарной очистке  отходов производства, является сложным  объектом,

системно-статистическое    исследование,    которого    включает    технико-

экономические,  организационно-социологические,  кибернетические  и   другие

аспекты   научного   прогнозирования,    оптимизации,    программно-целевого

автоматизированного управления.

    Синтез  региональных  систем  охраны  окружающей  среды   и   разработка

комплексных  концепций  требуют  сосредоточения  внимания  на  необходимости

системно-статистического  подхода   к   решению   важнейших   проблем.   Это

обеспечивает включение  в  процесс  исследования  экономико-организационных,

творческих, теоретических  и экспериментальных элементов.

    Системно-статистический  подход  позволяет  решать  проблему  повышения

достоверности  передачи  и  переработки  информации,  открывает  перспективы

оптимизации таких важных параметров сложной системы, как  помехоустойчивость

и надежность,  распределение  информационной  избыточности  при  передаче  и

переработке  информации.  Авторы  некоторых  современных  работ  по   теории

информации используют задачи  без  достаточного  системного  анализа  их  на

достоверность информации, предполагая абсолютную  надежность  системы,  а  в

работах по исследованию надежности  предполагается  другая  идеализированная

ситуация: отказы и сбои  в  аппаратуре  безотносительно  к  экономическим  и

информационным  процессам,  в  ней  протекающим.  Однако  реальная  ситуация

существенно сложнее: недостоверная  информация передается и обрабатывается  в

неабсолютно надежных системах, что наносит определенный экономический ущерб

народному  хозяйству.  Выявление   причин   ущерба   из-за   недостоверности

перерабатываемой  информации  и  ненадежности   РЭЭС   в   настоящее   время

становится актуальным.

    Современные темпы  развития народного хозяйства,  специализация  отраслей

промышленности и производств  и их укрупнение в безотходные ТПК повлекли  за

собой существенный рост  экономико-организационных  и технико-экономических

взаимосвязей,   усложнение   задач   управления,   вызванное    значительным

увеличением   объема   подлежащей   обработке   информации,   функциональным

разделением управленческого  труда, изменением форм взаимного  влияния  между

отраслевыми управляющими  и  санитарно-эпидемиологическими  организациями  в

любом экономическом регионе.  Возникшие неувязки  приводили к расширению

штата  управленческого  персонала,  занимающегося  обработкой,  передачей  и

анализом технико-экономической  и  эколого-экономической  информации.  Такое

решение вопроса оказалось  эффективным лишь на  определенном  этапе  развития

народного хозяйства, а в  дальнейшем  это  не  стало  давать  сколько-нибудь

ощутимого экономического эффекта. Вовлекаемое  в  процесс  управления  новое

лицо не только участвует  в переработке информации, но и  само  становится  ее

источником, следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено  в

цепи сбора, обработки  и передачи технико-экономической  информации. А  значит

снижается надежность всей цепи управления  экономикой  природопользования  и

появляется неадекватность затрат полученным результатам управления.  К  тому

же при делении информации между большим числом  управленческого персонала

уменьшается вероятность  принятия им наилучших решений.

    В   период   дифференциации   управленческих   функций   и   усложнения

управленческого   труда   возник   новый   класс    задач    организационно-

управленческого и экономико-организационного характера, решением  которых  в

целях  оптимального  функционирования  организованных  эколого-экономических

систем является комплекс научных методов  исследования  операций  и  средств

вычислительной техники. Новые научные  методы  прогнозирования,  программно-

Информация о работе Природопользование