Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:47, контрольная работа
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не
только получение прибыли любой ценой, но и управление современным
экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в
переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали
переработку и самих отходов от основной деятельности.
Природопользование – это одно из самых сложных объект
Введение……………………………………………………………………….3
I Цели и задачи управления природопользованием…………………………..4
1.1 Цели и организационные основы управления природопользованием..4
1.2 Основные направления развития управления природопользованием…7
II Методы, используемые в процессе управления природопользованием…..9
III Особенности формирования информационной базы для управления процессами
в эколого-экономических системах……………………………13
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20
находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов.
Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих
решений на всех уровнях управления природопользованием.
Эффективность
системы управления
определяется состоянием контроля и нормирования использования природных
ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования
и стимулирования природопользования.
В управлении природопользованием используют различные методы
воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и
население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-
правовые, организационные,
социально-психологические и
управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны
применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов
управления.
Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и
издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и
управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих
работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию
и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной
среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно
воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и
население данного района.
Особое место в системе рационального природопользования занимают
организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и
реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений,
загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных
технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы
обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание
технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию
управления на основе достижения науки и техники.
Социально-психологические
методы управления
средств социального и психологического воздействия на коллективы
предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района
с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека,
снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей
и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных
ландшафтов, заповедных зон и т.п.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в
широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий,
фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:
. обеспечивать рациональное
и комплексное использование
других ресурсов;
. охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
При использовании экономических методов отпадает необходимость
принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению
потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению
нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в
атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы
экономического стимулирования
рационального
Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с
эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый
трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении
требований
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и
рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации
управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-
математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем
управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих
решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия
промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные
модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние
различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить
коррективы и предложения по предупреждению последствий.
Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным
нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за
воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих
веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию
загрязнения.
Средства, взимаемые
с предприятий и
окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов,
направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
Органической
частью системы
природопользованием является ведение постоянного статистического учета в
области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.
Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также
через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных
ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о
количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их
правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно
действующему законодательству в РК ведутся кадастры природных ресурсов -
земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.
За последние годы в Казахстане произошли коренные перестройки в
структуре управленческого природоохранного аппарата. В 1988 г. в
соответствии с Постановлением бывших ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7
января 1988г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» в
республике был создан Государственный комитет Каз ССР по охране природы
(Госкомприрода). В его состав входили в то время пять управлений: экономики
и организации
экологических знаний и внешних связей, контрольно-инспекционного управления
и главной экологической экспертизы. В 1992 г. в соответствии с указом
Президента РК от 7 февраля 1992 года «О совершенствовании организации и
деятельности органов государственного управления РК в условиях
экономической реформы», а также Постановления Кабинета Министров в
республике на базе Государственного Комитета по охране природы было
образовано Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан, куда
вошли также Комитет лесного хозяйства, главное управление по охране рыбных
запасов и контролю за природопользованием на рыбохозяйственных водоемах,
Главное управление по охране животного мира и Государственное научно-
производственное объединение промышленной экологии «Казмеханобр».
III Особенности формирования
информационной базы для
в эколого-экономических
Для понимания
сущности управления эколого-
том числе и процессами в эколого-экономических системах, необходимо
системно-статистически рассмотреть сам объект управления в целом, регион
или безотходный территориально-
протекают взаимосвязанные процессы: создание продукта труда при
существующих технологии, технике управления и развитие безотходного ТПК
основных производств и производства промежуточного продукта, а также
расширение возможностей технологии и техники, совершенствование управления
РЭЭС.
Системно-статистический подход базируется на анализе, берущем начало от
метода исследования операций. Он предусматривает установление целей и
сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения
компонентов или подсистем, т.е. позволяет четко сформулировать основную
цель задачи. В результате использования системного подхода к исследованию
проблемы и системно-статистического анализа антропогенного воздействия
определяются глобальные пути решения задач для получения наивысшего
эффекта.
Как любое современное производство народного хозяйства, производство
промежуточного продукта, получаемого при подготовке сырья к использованию
или при санитарной очистке отходов производства, является сложным объектом,
системно-статистическое исследование, которого включает технико-
экономические, организационно-
аспекты научного прогнозирования, оптимизации, программно-целевого
автоматизированного управления.
Синтез региональных систем охраны окружающей среды и разработка
комплексных концепций требуют сосредоточения внимания на необходимости
системно-статистического подхода к решению важнейших проблем. Это
обеспечивает включение в процесс исследования экономико-организационных,
творческих, теоретических и экспериментальных элементов.
Системно-статистический подход позволяет решать проблему повышения
достоверности передачи и переработки информации, открывает перспективы
оптимизации таких важных параметров сложной системы, как помехоустойчивость
и надежность, распределение информационной избыточности при передаче и
переработке информации. Авторы некоторых современных работ по теории
информации используют задачи без достаточного системного анализа их на
достоверность информации, предполагая абсолютную надежность системы, а в
работах по исследованию надежности предполагается другая идеализированная
ситуация: отказы и сбои в аппаратуре безотносительно к экономическим и
информационным процессам, в ней протекающим. Однако реальная ситуация
существенно сложнее: недостоверная информация передается и обрабатывается в
неабсолютно надежных системах, что наносит определенный экономический ущерб
народному хозяйству. Выявление причин ущерба из-за недостоверности
перерабатываемой информации и ненадежности РЭЭС в настоящее время
становится актуальным.
Современные темпы развития народного хозяйства, специализация отраслей
промышленности и производств и их укрупнение в безотходные ТПК повлекли за
собой существенный рост экономико-организационных и технико-экономических
взаимосвязей, усложнение задач управления, вызванное значительным
увеличением объема подлежащей обработке информации, функциональным
разделением управленческого труда, изменением форм взаимного влияния между
отраслевыми управляющими и санитарно-эпидемиологическими организациями в
любом экономическом регионе. Возникшие неувязки приводили к расширению
штата управленческого персонала, занимающегося обработкой, передачей и
анализом технико-
решение вопроса оказалось эффективным лишь на определенном этапе развития
народного хозяйства, а в дальнейшем это не стало давать сколько-нибудь
ощутимого экономического эффекта. Вовлекаемое в процесс управления новое
лицо не только участвует в переработке информации, но и само становится ее
источником, следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено в
цепи сбора, обработки и передачи технико-экономической информации. А значит
снижается надежность всей цепи управления экономикой природопользования и
появляется неадекватность затрат полученным результатам управления. К тому
же при делении информации между большим числом управленческого персонала
уменьшается вероятность принятия им наилучших решений.
В период дифференциации управленческих функций и усложнения
управленческого труда возник новый класс задач организационно-
управленческого и экономико-организационного характера, решением которых в
целях оптимального функционирования организованных эколого-экономических
систем является комплекс научных методов исследования операций и средств
вычислительной техники. Новые научные методы прогнозирования, программно-