Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, реферат
Цель данного реферата или доклада рассмотреть причины, вследствие которых государство поддерживает средства массовой информации. В самой теме звучат такие понятия, как государство и средства массовой информации. Чтобы понять, какая существует взаимосвязь между этими понятиями, прежде всего, надо определиться, что такое государство и что представляют собой средства массовой информации. Определений достаточно много, в зависимости, с какой стороны рассматривать государство, но суть остается единой.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 3
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 9
3.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СМИ. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Одним из отрицательных методов воздействия средств массовой информации на сознание граждан является – пропаганда, в частности, дезинформация или информация, являющаяся откровенной ложью, которая используется зачастую в момент принятия какого-нибудь важного решения. Этот метод, несмотря на то, что неприкрыто груб, довольно эффективен, хоть и не слишком часто используется в современных СМИ. [9, c.136]
Другой не менее эффективный метод воздействия на общественное мнение – это подгонка какого-то неизвестного явления под стабильную общую формулу или стереотип. Информация в этом случае, должна подаваться и восприниматься так, чтобы человек или общество принимали ее безоговорочно и без усилий, без критического анализа и внутренней борьбы, полагая, что это один-единственный возможный и верный путь восприятия действительности.
С помощью стереотипов легко и просто манипулировать сознанием человека, приучить общество мыслить стереотипами, создавая героев, которым человек захочет подражать или поступки, которые становится делом чести повторить.
Из вышесказанного напрашивается вывод:
В такой ситуации государство не может быть сторонним наблюдателем, а просто обязано искать компромиссные пути взаимодействия со средствами массовой информации.
Признавая огромную значимость средств массовой информации на современном этапе формирования гражданского общества следует признать и наличие достаточно большого количества проблем в системе средств массовой информации. Для разрешения ситуации, от государства требуется не просто вмешательство в регулирование деятельности средств массовой информации, но и оказание необходимой поддержки, путем реализации государственной информационной политики.
Рассмотрев виды, средства и методы воздействия на общество и манипулирования массами можно сделать заключение, что государство может и обязано эти процессы контролировать с особым вниманием, тем более, когда заходит речь о противостоянии и конфронтации субъектов информационного воздействия государственным интересам, что, в конечном итоге, угрожает стабильности гражданского общества.
Начиная с тех пор, как стали формироваться отношения между государством и обществом, взаимные интересы то переплетались, то конфликтовали, но чаще принимали компромиссный характер. Как с одной, так и с другой стороны использовались самые разные средства и методы, чтобы достичь поставленных целей и задач.
Прежде всего, основной задачей любого государства является забота об охране внешней безопасности, сохранении суверенитета и поддержании государственной целостности, установлении прочного правопорядка внутри страны, продолжении традиций внутри общества, сохранении установленного правопорядка между гражданами. При этом государство вовлекает в свою деятельность практически всё население.
Но помимо глобальных государственных задач, в основной круг государственной деятельности входит забота о благосостоянии граждан, качестве жизни населения, обеспечение темпов экономического роста и конкурентоспособности страны, улучшение экологической обстановки. Общая цель государства и общества - это совместное продвижение к высокому уровню жизни.
Широкий спектр государственных задач и многосторонность его деятельности совсем не значит, что государство должно участвовать в мелочной опеке жизни и интересов своих граждан и отучать их от самостоятельности.
Государство является лишь инструментом для достижения целей общества, которые, в первую очередь, предполагают, достойное, свободное, безопасное существование человека. Из этого вытекает смысл существования государства: обслуживать и удовлетворять потребности своих граждан, а не приносить их в жертву интересам незначительной части населения и абстрактным идеям. Как известно, основополагающий принцип такого общества: государство существует для человека, а не человек живет для государства.
Взаимодействие гражданского общества и правового государства образует сферу публичной политики.
Любопытную мысль высказал американский исследователь Д. Боуз: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении». [5, c.204]
Ясно, что государство, как волевая общественная организация, располагает достаточно могущественными средствами, с помощью которых, без особых проблем, может влиять на все стороны жизни и деятельности как общества в целом, так и каждого индивидуума.
Методов достижения своих целей и задач у государства значительно больше, чем у гражданского общества, но, чтобы не отклоняться от рассматриваемой темы, остановимся на использовании средств массовой информации в интересах государства.
Поскольку средства массовой информации играют во всех сферах жизни общества существенную роль, имея самое прямое отношение к его жизнедеятельности, выполняя репродуктивную и продуктивную функции, то они несут ответственность за протекающие в обществе процессы, в равной степени, что и творцы государственной политики. А коль это так, то средства массовой информации должны руководствоваться, прежде всего, интересами, как общества, так государства. Но это, если руководствоваться формальной логикой. На самом деле, проникновение средств массовой информации в политическую жизнь общества крайне неоднозначно. [4, c.288]
С одной стороны, средства массовой информации - это эффективный канал информирования населения и общественности о деятельности, либо бездействия государственных, общественных органов и организаций, о значимых и важных событиях политической, экономической и социальной жизни страны.
С другой стороны, они обладают особыми возможностями влияния на политическую систему, формирование политической воли граждан, политические ориентиры развития общества.
В современном политическом процессе России во взаимодействии государственной власти и средств массовой информации можно наблюдать две тенденции:
Средства массовой
информации, в свою очередь, могут
беспрепятственно получать информацию,
имеющую государственную
Но разногласия вызывает не столько стремление средств массовой информации предоставлять обществу реальную информацию о деятельности различных структур власти, как их зависимость от определённых кругов, стремящихся заполучить власть. В результате средства массовой информации становятся заложниками в большой политической игре за власть. [6, c.126]
Как правило, существует несколько вариантов развития конфронтации между государственной властью и средствами массовой информации:
Чаще всего при конфронтации государственной власти и средств массовой информации можно наблюдать отдельные элементы всех четырёх вышеприведенных вариантов развития конфликта.
Таким образом,
можно с достаточной
В силу важности и значимости средств массовой информации для развития нашего общества, а также наличия определенных проблем во взаимоотношениях государства, общества и СМИ, возникает необходимость вмешательства государства в сферу деятельности средств массовой информации, путем реализации государственной информационной политики. В этой связи стоит выделить основные направления государственной информационной политики:
1. Недопущение влияния и давления конъюнктурных интересов власти и бизнеса на средства массовой информации с целью искажения достоверной информации, умышленной дезинформацией, сращения структур власти, бизнеса и СМИ.
2. Регулирование степени монополизации и концентрации средств массовой информации, так как бесконтрольное отношение к этим явлениям может способствовать уменьшению количества независимых источников, бесправному положению журналистов, сосредоточению СМИ в руках капитала.
3. Содействие развитию местных и региональных рынков массовой информации, защита их интересов.
4. Усовершенствование национального законодательства в части: свободного распространения массовой информации, возможности доступа к официальной информации, гарантий свободы слова и информации, недопущения распространения насилия, унижения и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма средств массовой информации. [4, c.147]
Для реализации государственной информационной политики, прежде всего, необходимо создать единое и равнодоступное информационное пространство, чтобы средства массовой информации имели возможность обеспечивать всех граждан максимально полной и достаточной информацией, удовлетворяющей информационные потребности граждан.
Для формирования политической, экономической независимости и самостоятельности средств массовой информации, их ответственности перед гражданским обществом, способности к самовыражению, для государства возникает необходимость разработать такие критерии, которые позволят выделить СМИ, нуждающиеся в поддержке государства.
Формы сотрудничества государственной власти и СМИ
Система государственной
поддержки средств массовой информации
в Российской Федерации представляет
совокупность целенаправленных организационно
- правовых, экономических и других мер
административно-