Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:02, курсовая работа
Предмет исследования: проблема бедности и система социальной защиты населения в Республике Беларусь
Цель работы: провести теоретическое исследование понятий бедности и социальной защиты, проанализировать проблему бедности в Республике Беларусь, выявить основные тенденции социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути совершенствования ее функционирования.
В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном и местном уровне. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами [1].
В систему социальной защиты населения включаются следующие элементы:
1) социальное обеспечение;
2) социальное страхование;
3) социальная помощь;
4) попечительство;
5) социальное обслуживание [11, с. 76].
Социальное обеспечение - процесс осуществления социальной защиты населения, который представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным законодательством причинам.
Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных социальных гарантий.
Попечительство осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость граждан, осуществляющееся за счет бюджетных средств, пожертвований, благотворительной деятельности, спонсорской помощи.
Социальное обслуживание - деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, правовых услуг, по реабилитации граждан, оказывается в сложной жизненной ситуации.
Сложившаяся сегодня в республике система социальной защиты населения представляет собой совокупность мер по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие основные компоненты:
Система социальной защиты населения в Республике Беларусь реализуется через социальные гарантии, которые должны включать в себя систему социальных норм и нормативов, обеспечивающих безопасность общества и каждого его члена, т. е. гарантировать всем гражданам минимальный уровень и качество жизни. Совокупность норм и нормативов, обеспечивающих социальную защиту населения, включает в себя бюджеты минимальной материальной обеспеченности, минимальный уровень заработной платы, пенсий, всех видов пособий и стипендий, минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами и другие [6, с. 55].
Центральное место в системе социальных норм и нормативов занимает минимальный потребительский бюджет, который представляет собой стоимостную величину расходов на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека на уровне, принятом в обществе в качестве минимально допустимого на данном этапе его развития.
Минимальный потребительский бюджет выступает как синтетический показатель, аккумулирующий в себе основные характеристики уровня жизни населения и определяющий величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма и достаточных для жизнедеятельности взрослого человека, роста детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, для удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, обуви, хозяйственных вещах, предметах санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
Важнейшим критерием, характеризующим уровень жизни населения, и основанием для минимальных социально-трудовых гарантий и оказания помощи малообеспеченным гражданам является прожиточный минимум.
Прожиточный минимум следует рассматривать как минимальный набор материальных благ и услуг, необходимый для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Стоимостной характеристикой прожиточного минимума является бюджет прожиточного минимума. Он отражает стоимостную величину прожиточного минимума в сумме с обязательными платежами и взносами и выступает в качестве важнейшего социального норматива. Его величина является показателем доходов населения, обеспечивающих потребление важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне. Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий.
Важнейшей минимальной трудовой гарантией для всех работающих, а также основополагающим элементом социальной защиты населения является минимальная заработная плата (МЗП). Размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь установлен как норматив, определяющий минимально допустимый уровень выплат работнику его нанимателями за выполненную работу. Минимальная заработная плата определяется на основании прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и с учетом реальных условий восстановления рабочей силы в соответствии с ее стоимостью. Минимальная заработная плата является основой для определения республиканских тарифов в области оплаты труда, пенсий, стипендий и других социальных выплат [11, с. 66].
Инструментами,
используемыми государством для
решения проблем, возникающих в
связи с быстрым ростом стоимости
жизни и относительным
Компенсация осуществляется для возмещения населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен. Она применяется в случае целенаправленного повышения цен на некоторые группы товаров массового потребления и включает:
• повышение размеров стипендий, пенсий, пособий и других социальных выплат;
Адаптация связана с повышением пенсий и пособий по мере роста цен и жизненного уровня. Она позволяет добиться стабильности соотношений между жизненным стандартом в обществе и уровнями гарантированной обеспеченности нетрудоспособных. В качестве адаптируемых видов доходов выступают: минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия всех видов.
Индексация доходов наиболее широко используется в условиях инфляции. Она представляет собой механизм автоматической увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. Ее целью является повышение реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с ростом цен путем возмещения потерь, вызванных инфляцией.
В системе социальной защиты населения используется также социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Социальное страхование – это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законом. В настоящее время подлежат обязательному страхованию риски утраты заработка, связанные с нетрудоспособностью по возрасту, болезни, а также в связи с безработицей. Выделяют четыре самостоятельных блока обязательного социального страхования:
Источниками
финансирования социального страхования
являются обязательные страховые взносы
(страховые тарифы) работодателей, начисляемые
на фонд заработной платы, которые формируют
государственные страховые
В системе мер социальной защиты населения применяется бесплатное социальное обслуживание, оказываемое гражданам в случаях, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, если они находятся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, малообеспеченность и др.). Объемы государственного бесплатного обслуживания определяются государственными стандартами.
Чрезвычайная распыленность социальной поддержки в республике при ограниченных средствах, направляемых на социальные нужды, выдвинула принципиально новые требования к построению системы социальной защиты населения, заключающиеся в ее адресности, обеспечении социальных гарантий каждому жителю республики по месту жительства, поддержке, в первую очередь, социально уязвимых слоев населения. Начиная с 2001 г. в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи [5, с. 17].
Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Рассмотрим основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Республики Беларусь на протяжении 1995-2012 гг (таблица 2.1)
Таблица 2.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения, 1995-2012 гг
Показатели |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
63077 |
5577 |
11505 |
17086 |
22795 |
29564 |
38622 |
48685 |
58670 |
75305 |
87401 |
108467 |
165713 |
321570 |
Денежные доходы в расчете
на душу населения, |
515,7 |
46,61) |
96,6 |
144,3 |
193,9 |
253,2 |
333,0 |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
1 457 |
2 831 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
66,4 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
121,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
65,1 |
113,8 |
128,1 |
104,0 |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
121,5 |
Примечание - Источник: [17].
По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода наблюдается существенный прирост денежных доходов в номинальном выражении – как всего, так и на душу населения. Показатели реальных денежных доходов в процентах к предыдущему году имеют значение меньше 100% в 1995 году и в 2011 году (во время экономического кризиса) [17].
Рассмотрим основные показатели реальных доходов населения (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 – Динамика основных показателей реальных доходов населения
Примечание – Источник: [17].
Данные графика наглядно демонстрируют, что в кризисные годы (2009 и 2011) наиболее незащищенными доходами населения являются пенсии – именно реальный размер назначенной пенсии имеет отрицательную динамику в 2009 году и в 2011 году.
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения