Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: проблема бедности и система социальной защиты населения в Республике Беларусь
Цель работы: провести теоретическое исследование понятий бедности и социальной защиты, проанализировать проблему бедности в Республике Беларусь, выявить основные тенденции социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути совершенствования ее функционирования.

Вложенные файлы: 1 файл

3928 - Макроэкономика - Проблемы бедности и социальной защиты населения - курсовая - БГЭУ.docx

— 442.79 Кб (Скачать файл)

В структуре  реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два  глобальных уровня: законодательный  и исполнительный, компетенция которых  определяется на государственном и  местном уровне. Эти законодательные  и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые  осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами [1].

В систему  социальной защиты населения включаются следующие элементы:

1) социальное  обеспечение;

2) социальное  страхование;

3) социальная  помощь;

4) попечительство;

5) социальное  обслуживание [11, с. 76].

Социальное  обеспечение - процесс осуществления  социальной защиты населения, который  представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся  в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным  законодательством причинам.

Социальная  помощь реализуется в виде выплаты  социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении  детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных  социальных гарантий.

Попечительство  осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость граждан, осуществляющееся за счет бюджетных средств, пожертвований, благотворительной деятельности, спонсорской помощи.

Социальное  обслуживание - деятельность юридических  и физических лиц по оказанию социальной поддержки, материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, правовых услуг, по реабилитации граждан, оказывается  в сложной жизненной ситуации.

Сложившаяся сегодня в республике система  социальной защиты населения представляет собой совокупность мер по регулированию  доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие основные компоненты:

  • меры по регулированию уровня жизни населения: обеспечение минимальной оплаты труда, регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, компенсации, адаптация и индексация доходов, обеспечение социальной помощи бедным, пенсии, стипендии, пособия, возможность бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  • меры по регулированию доходов: совершенствование оплаты труда, налогообложения предприятий и граждан.

Система социальной защиты населения в Республике Беларусь реализуется через социальные гарантии, которые должны включать в себя систему социальных норм и нормативов, обеспечивающих безопасность общества и каждого его члена, т. е. гарантировать всем гражданам минимальный уровень и качество жизни. Совокупность норм и нормативов, обеспечивающих социальную защиту населения, включает в себя бюджеты минимальной материальной обеспеченности, минимальный уровень заработной платы, пенсий, всех видов пособий и стипендий, минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами и другие [6, с. 55].

Центральное место в системе социальных норм и нормативов занимает минимальный потребительский бюджет, который представляет собой стоимостную величину расходов на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека на уровне, принятом в обществе в качестве минимально допустимого на данном этапе его развития.

Минимальный потребительский бюджет выступает  как синтетический показатель, аккумулирующий в себе основные характеристики уровня жизни населения и определяющий величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма и достаточных для жизнедеятельности взрослого человека, роста детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, для удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, обуви, хозяйственных вещах, предметах санитарии и гигиены, культурных потребностей, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

Важнейшим критерием, характеризующим уровень жизни населения, и основанием для минимальных социально-трудовых гарантий и оказания помощи малообеспеченным гражданам является прожиточный минимум.

Прожиточный минимум следует  рассматривать как минимальный  набор материальных благ и услуг, необходимый для обеспечения  жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Стоимостной характеристикой прожиточного минимума является бюджет прожиточного минимума. Он отражает стоимостную величину прожиточного минимума в сумме с обязательными платежами и взносами и выступает в качестве важнейшего социального норматива. Его величина является показателем доходов населения, обеспечивающих потребление важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне. Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий.

Важнейшей минимальной трудовой гарантией  для всех работающих, а также основополагающим элементом социальной защиты населения  является минимальная заработная плата (МЗП). Размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь установлен как норматив, определяющий минимально допустимый уровень выплат работнику его нанимателями за выполненную работу. Минимальная заработная плата определяется на основании прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и с учетом реальных условий восстановления рабочей силы в соответствии с ее стоимостью. Минимальная заработная плата является основой для определения республиканских тарифов в области оплаты труда, пенсий, стипендий и других социальных выплат [11, с. 66].

Инструментами, используемыми государством для  решения проблем, возникающих в  связи с быстрым ростом стоимости  жизни и относительным фиксированием  денежных доходов, служат компенсация, адаптация и индексация доходов.

Компенсация осуществляется для возмещения населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен. Она применяется в случае целенаправленного повышения цен на некоторые группы товаров массового потребления и включает:

  • направление на компенсацию всех средств, получаемых в результате повышения цен на основные продовольственные товары, мебель, массовые виды строительных материалов;
  • полную компенсацию удорожания товаров детского ассортимента с целевым направлением средств семьям с несовершеннолетними детьми;
  • компенсацию населению потерь от обесценивания сбережений;
  • повышение уровня заработной платы работников сферы образования, здравоохранения, культуры;

• повышение  размеров стипендий, пенсий, пособий  и других социальных выплат;

  • предоставление материальной помощи малообеспеченным слоям населения и т.д. [6, с. 58].

Адаптация связана с повышением пенсий и пособий по мере роста цен и жизненного уровня. Она позволяет добиться стабильности соотношений между жизненным стандартом в обществе и уровнями гарантированной обеспеченности нетрудоспособных. В качестве адаптируемых видов доходов выступают: минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия всех видов.

Индексация доходов наиболее широко используется в условиях инфляции. Она представляет собой механизм автоматической увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. Ее целью является повышение реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с ростом цен путем возмещения потерь, вызванных инфляцией.

В системе  социальной защиты населения используется также социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Социальное страхование – это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законом. В настоящее время подлежат обязательному страхованию риски утраты заработка, связанные с нетрудоспособностью по возрасту, болезни, а также в связи с безработицей. Выделяют четыре самостоятельных блока обязательного социального страхования:

  • пенсионный;
  • собственно социального страхования;
  • медицинский;
  • занятости.

Источниками финансирования социального страхования  являются обязательные страховые взносы (страховые тарифы) работодателей, начисляемые  на фонд заработной платы, которые формируют  государственные страховые фонды. В Республике Беларусь социальное страхование  осуществляется в соответствии с  Законом Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования», введенным в действие в апреле 1995 г. Выплаты по страховым случаям осуществляются за счет средств государственных страховых фондов.

В системе  мер социальной защиты населения  применяется бесплатное социальное обслуживание, оказываемое гражданам в случаях, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, если они находятся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, малообеспеченность и др.). Объемы государственного бесплатного обслуживания определяются государственными стандартами.

Чрезвычайная распыленность социальной поддержки в республике при ограниченных средствах, направляемых на социальные нужды, выдвинула принципиально новые требования к построению системы социальной защиты населения, заключающиеся в ее адресности, обеспечении социальных гарантий каждому жителю республики по месту жительства, поддержке, в первую очередь, социально уязвимых слоев населения. Начиная с 2001 г. в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи [5, с. 17].

 

 

2.2 Проблемы бедности и уровень социальной поддержки граждан в Республике Беларусь

 

 

Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Рассмотрим основные социально-экономические  показатели уровня жизни населения  Республики Беларусь на протяжении 1995-2012 гг (таблица 2.1)

 

Таблица 2.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения, 1995-2012 гг

Показатели

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Денежные доходы населения, млрд. руб.

63077

5577

11505

17086

22795

29564

38622

48685

58670

75305

87401

108467

165713

321570

Денежные доходы в расчете  на душу населения, 
тыс. руб. в месяц

515,7

46,61)

96,6

144,3

193,9

253,2

333,0

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

1 457

2 831

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

121,9

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

65,1

113,8

128,1

104,0

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

121,5


Примечание - Источник: [17].

По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода  наблюдается существенный прирост  денежных доходов в номинальном  выражении – как всего, так  и на душу населения. Показатели реальных денежных доходов в процентах  к предыдущему году имеют значение меньше 100% в 1995 году и в 2011 году (во время экономического кризиса) [17].

Рассмотрим основные показатели реальных доходов населения (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1 – Динамика основных показателей реальных доходов населения

Примечание – Источник: [17].

 

Данные графика наглядно демонстрируют, что в кризисные  годы (2009 и 2011) наиболее незащищенными  доходами населения являются пенсии – именно реальный размер назначенной  пенсии имеет отрицательную динамику в 2009 году и в 2011 году.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения