Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:02, курсовая работа
Предмет исследования: проблема бедности и система социальной защиты населения в Республике Беларусь
Цель работы: провести теоретическое исследование понятий бедности и социальной защиты, проанализировать проблему бедности в Республике Беларусь, выявить основные тенденции социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути совершенствования ее функционирования.
Рассмотрим структуру денежных доходов населения Беларуси (таблица 2.2)
Таблица 2.2 – Структура денежных доходов населения, 2010-2012 гг
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего денежных доходов, млрд. руб. |
108467,7 |
165713.9 |
321570,8 |
В том числе: оплата труда в % к итогу |
68373,2 63,1 |
108371.2 65,4 |
205678,7 63,9 |
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход в % к итогу |
13790,0 12,7 |
17625,6 10,6 |
33632,1 10,5 |
трансферты населению(пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению) в % к итогу |
22110,7 20,4 |
33202,2 20,0 |
66583,3 20,7 |
доходы от собственности(проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) в % к итогу |
2715,3 2,5 |
4053,3 2,5 |
12145,0 3,8 |
прочие доходы(поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления) в % к итогу |
1478,4 1,3 |
2461,6 1,5 |
3531,7 1,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [17]
В Беларуси, как и в большинстве
стран, основная доля доходов населения
образуется заработной платой (63,9%). В 2012
году увеличилась доля доходов от
собственности (с 2,5 % в 2011 году до 3,8% в 2012
году). В США их доля составляет 25%
совокупных личных доходов. Доля таких
доходов увеличивается
На втором месте в структуре доходов населения находятся социальные трансферты, составляющие в 2012 году 20,7%. Их основной являются пенсии и пособия. В США, например, на них приходится 10% доходов, получаемых большинством американских семей (в семьях с низкими доходами – 75%).
Доходы от предпринимательской деятельности в 2011 году уменьшились по отношению к 2010 году – с 12,7% до 10,6%, в 2012 году составили 10,5% в структуре доходов [17].
Отразим изменения в структуре доходов населения за 2012-2013 гг на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Примечание – Источник: [17].
По данным за январь-август 2013 года в структуре денежных доходов оплата труда занимает 64,8%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 9,7%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) – 20,8%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,7%. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года в структуре доходов населения увеличился удельный вес таких статей доходов, как оплата труда, трансферты населению, уменьшился удельный вес доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. [17].
Рассмотрим динамику реальных располагаемых доходов населения (рисунок 2.3)
Рисунок 2.3 - Динамика реальных
располагаемых денежных доходов населения
(в процентах к соответствующему периоду
предыдущего года)
Примечание – Источник: [17].
По данным рисунка видно, что по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение темпов прироста реальных располагаемых доходов населения.
Рассмотрим уровень
Наименьшие показатели малообеспеченности наблюдаются в предкризисный 2010 год.
По данным анализа распределения общего объема располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения, в процентах, на протяжении исследуемого периода – с 2005 года по 2012 год, уменьшилась в процентном отношении первая группа населения с наименьшими располагаемыми ресурсами - с 9,6% до 9,1%, вторая – с 14,3% до 13,9%. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) возрос – с 0,256 в 2005 году до 0,285 в 2012 году, что свидетельствует об увеличении разрыва между богатыми и бедными. Соответственно увеличился такой показатель, как соотношение располагаемых ресурсов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения, раз – с 3,7 до 4,0. [17].
Отразим степень неравенства в
распределении располагаемых
Рисунок 2.2 - Степень неравенства в распределении располагаемых ресурсов в 2012 году (кривая Лоренца)
Примечание – Источник: [17].
Рассмотрим динамику расходов государства на социальную сферу (таблица 2.3)
Таблица 2.3 – Расходы на социальную сферу, 2005 - 2012
Расходы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Млрд. руб. | ||||||||
Расходы – всего В т.ч. на Образование Физич.культ, спорт,СМИ Здравоохранение Социальную политику' |
9115 4060 695 2964 1396 |
19866 4788 919 3528 10631 |
24007 5547 1120 4325 13015 |
29263 6636 1426 5025 16176 |
32155 6767 1414 5354 18620 |
21504 8342 1731 6402 4969 |
34288 13711 2595 10382 7600 |
64517 25974 5161 20371 13011 |
В процентах к ВВП | ||||||||
Расходы – всего В т.ч. на Образование Физич.культ, спорт,СМИ Здравоохранение Социальную политику' |
14,0 6,2 1,1 4,6 2,1 |
25,1 6,0 1,2 4,5 13,4 |
24,7 5,7 1,2 4,4 13,4 |
22,6 5,1 1,1 3,9 12,5 |
23,4 4,9 1,0 3,9 13,6 |
13,1 5,1 1,1 3,9 3,0 |
11,5 4,6 0,9 3,5 2,5 |
12,2 4,9 1,0 3,8 2,5 |
С 2006 по 2009 гг включаются средства ФСЗН
Примечание – Источник: [17].
По данным таблицы видно, что на протяжении исследуемого периода наблюдается увеличение отчислений на социальную сферу в номинальном выражении, однако при рассмотрении динамики отчислений в процентном отношении к ВВП видно, что, если не принимать во внимание включение с 2006 по 2009 годы в социальные расходы государства средства ФСЗН, расходы на социальную сферу имеют тенденцию к снижению – расходы всего снизились с 14% от ВВП в 2005 году до 12,2% от ВВП в 2012 году, снижаются удельные расходы на образование, физическую культуру, спорт, СМИ, здравоохранение. [17].
Рассмотрим соотношение минимальных социальных гарантий с бюджетом прожиточного минимума (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 - Размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с бюджетом прожиточного минимума (на конец года; в процентах)
Примечание – Источник: [17].
По данным рисунка видно, что на протяжении исследуемого периода – с 2005 по 2012 год – наблюдается увеличение размеров минимальных социальных гарантий в соотношении с бюджетом прожиточного минимума – минимальный размер пенсии по возрасту увеличился с 100,7% БПМ в 2005 году до 184,7% в 2012 году, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет увеличилось с 76,5% в 2005 году до 117,3% в 2012 году. По итогам 2013 года соотношение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком с БПМ улучшится, так как с 2013 года размер пособия по уходу за ребенком привязан к размеру заработной платы по стране. [17].
Итак, социальная
защита населения является приоритетным
направлением деятельности белорусского
государства. В настоящее время
усилия властей направлены на нивелирование
последствий экономического кризиса
для населения и экономики
в целом. Однако несмотря на меры, принимаемые
в области регулирования
Динамика
благосостояния домохозяйств после
валютного кризиса определялась
как факторами, имеющими отношение
к экономической политике, так
и фундаментальными изменениями
внутренней и внешней среды. Во-первых,
после падения доходов в период
кризиса белорусский рынок
Рост
доходов положительно отразился
на благосостоянии социально уязвимого
населения. Уровень абсолютной бедности
в 2012 г. снизился до 6.6% населения (6.9% годом
ранее). По официальным данным снижение
было более существенным – с 7.3 до
6.3%. Кроме того, продолжилось снижение
относительной бедности (в 2012 г. ее уровень
составил 11.2%), обусловленное не столько
ростом общего уровня доходов, сколько
дальнейшим снижением неравенства.
Этому способствовала, в частности,
ситуация на рынке труда. Отток кадров
в строительстве, легкой промышленности,
сельском хозяйстве провоцировал опережающий
рост оплаты труда в этих отраслях
по сравнению с более
Структура социально уязвимого населения, несмотря на общее снижение риска бедности, в 2012 г. практически не изменилась. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые уязвимы к риску относительной бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности. Риск бедности, как абсолютной, так и относительной, у последних ощутимо снизился, но все еще выше среднего уровня по стране. Ранее к уязвимым группам можно было отнести и жителей малых городов, но в 2012 г. риск бедности среди них почти не отличался от среднего по стране.
Снижению бедности также способствовало увеличение масштабов социальной поддержки населения. Рост доли денежных трансфертов в располагаемых ресурсах населения за счет расширения адресной социальной помощи увеличил эффективность данного инструмента социальной политики в борьбе с абсолютной и относительной бедностью. Кроме того, в 2012 г. существенно возросли доходы домохозяйств в форме помощи родственников, что косвенно свидетельствует об усилении трудовой миграции. Роль соответствующих доходов в снижении бедности также возросла, что связано с изменением в структуре домохозяйств, в которых помощь родных является значимым источником дохода. Ранее она была важна в первую очередь для относительно обеспеченного населения, так как трудовая миграция была инструментом повышения качества жизни. В 2012 г. данный вид доходов был одинаково важен для всех групп населения, так как трудовая миграция стала также стратегией борьбы с бедностью.
В рамках
социальной политики важным шагом по
борьбе с бедностью, в особенности
детской, стало повышение в 2013 г.
пособия по уходу за ребенком в
возрасте до трех лет и его привязка
к средней заработной плате вместо
бюджета прожиточного минимума. Очевидно,
следует пересмотреть и подход к
определению размера
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения