Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:17, курсовая работа
Цель: выявление проблемы бюджетного дефицита.
Задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- выделить способы финансирования бюджетного дефицита;
- разобрать положение в современной России.
- эту меру можно осуществить
быстро. Рост денежной массы
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. [11]
Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.
Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.
Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Достоинства этого способа:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;
- это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки этого способа:
- по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций, и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа:
- данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;
- существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены - ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются. [11] [12]
2.3 Финансирование за счет внешнего займа
Специфическим методом финансирования является внешний займ, который основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, займ происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые займы.
Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
- необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);
- невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
- необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
- при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки. А в результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.
Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета. [12]
Россию ожидают колоссальный дефицит бюджета и два потерянных для развития страны года.
Кто бы мог подумать, что при высоких ценах на нефть в государственных финансах сложится ситуация, когда неоткуда взять денег на покрытие бюджетного дефицита? Но именно так и произошло: цены на черное золото выше запланированных, а дефицит ликвидировать нельзя. Более того, он даже возрастает и к концу года может достичь триллиона рублей, хотя еще в середине марта в Минфине говорили, что казне не хватает лишь 500 миллиардов.
Сейчас же эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предвидят, что эта цифра может увеличиться вдвое, и прогнозируют дефицит в триллион. С одной стороны, виноваты ряд объективных факторов, из-за которых доходы снизятся, а с другой – свежевнедренное «бюджетное правило», из-за которого дополнительные доходы так просто не возьмешь, поскольку оно предписывает наполнять ими Резервный фонд, и лишь когда тот достигнет 7% от ВВП, половину его можно будет потратить на удовлетворение текущих потребностей. Но до 7% Резервному фонду еще далеко, это дело даже не будущего года, так что придется потерпеть.
Как отмечает заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, дополнительные средства нужны для того, чтобы выполнить уже запланированные обязательства бюджета. Она рассказала, что сокращение доходов бюджета вызвано двумя причинами. Во-первых, правительство решило проводить приватизацию госкомпаний не с помощью продажи принадлежащих в них государству долей, а посредством дополнительных эмиссий акций. Вследствие этого средства от продажи компаний достаются не бюджету, а самим корпорациям. Итог: в 2013 году бюджет получит от продажи госимущества только 60 миллиардов рублей вместо планировавшихся ранее 427 миллиардов.
Во-вторых, пришло время собирать в житницы ранее выплаченный НДС тем компаниям, которые завершили крупные инфраструктурные проекты. К таковым, в частности, относится подготовка к саммиту АТЭС, который прошел в прошлом году, и Олимпиаде в Сочи, намеченная на будущий год. За счет таких вычетов бюджет не получит 130 миллиардов рублей.
Для преодоления этих обстоятельств правительство готовит план по мобилизации дополнительных доходов на 500 миллиардов рублей. Он будет готов к лету, рассказал министр финансов Антон Силуанов. Если их не найдут, будет увеличен государственный долг, но пока неизвестно, внутренний или внешний.
При всем при том текущая цена нефти намного превышает указанную в федеральном законе о государственном бюджете – 97 долларов за баррель против текущей 111,7. 12 марта министр финансов Антон Силуанов заявлял, что дополнительные доходы от высоких цен на углеводороды составят 230 миллиардов рублей, но использовать их нельзя. Причина состоит в том, что с 2013 года в России действует «бюджетное правило», ограничивающее возможности правительства направлять на текущие расходы средства от продажи нефти и газа. Для нефтегазовых доходов устанавливается специальная «цена отсечения», рассчитанная как средняя цена на нефть за последние несколько лет. В 2013 году она составляет 91 доллар за баррель. Все, что сверх этого, должно направляться в Резервный фонд на вышеуказанных условиях.
О наполнении Резервного фонда речи пока не идет: к началу марта его объем составил 2,6 триллиона рублей, что было равно 3,9% ВВП. Этот путь отпадает. А что остается? Ненефтегазовые доходы. Однако они не проявляют склонности к росту. Более того, 20 марта в Минфине заявляли, что по итогам года бюджет может недополучить от 80 до 130 миллиардов рублей ненефтегазовых доходов. А 26 марта «Ведомости», сославшись на расчеты Центра развития Высшей школы экономики, сообщили, что если сборы НДС останутся на уровне января-февраля, то за год бюджет недополучит 400 миллиардов рублей от НДС.
Ситуация может закончиться еще одной жесткой критикой правительства со стороны президента, поскольку ранее он повелел планомерно снижать дефицит бюджета и вывести его на ноль к 2015 году, а вместо этого тот только вырастет. Президент традиционно не любит никакой дефицит, пусть и самый незначительный. «Даже небольшой дефицит для России (я с этим не могу не согласиться, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры) – это риск, и мы должны его минимизировать», – сказал он в апреле 2012 года.
При этом следует отметить, что ситуация со структурой бюджета за последние годы изменилась коренным образом. Если в 2008 году федеральный бюджет потратил только 6,7 триллиона рублей, то к 2012 году показатель вырос почти в два раза – до 12,8 триллиона. Расходы увеличивались даже в кризисный 2009 год: они выросли на 1,9 триллиона рублей против 2008 года. Зато доходы в 2009 году составили 7,3 триллиона рублей, хотя в 2008 были 9,2 триллиона. На докризисный уровень доходы вернулись только к 2011 году, и все это время расходы государственной казны росли.
И еще одна его особенность. В 2008 году бюджет был сбалансирован при плановых ценах на нефть в 60 долларов за баррель, а в 2012 году имел дефицит при цене барреля Urals в 105 долларов, в 2013-м – при цене в 97 долларов. Данное обстоятельство говорит о том, что радикально сократить дефицит бюджета за счет роста доходов сейчас невозможно.
Информация о работе Проблема бюджетного дефицита в современной России