Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка рекомендаций по снижению угроз энергетической безопасности России.
Задачи:
- дать определение энергетической безопасности;
- дать анализ состояния энергетической безопасности РФ;
- описать возможные угрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………..4
1.1 Понятие, критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности страны………..……………............................................................4
1.2 Роль энергетической политики в обеспечении энергетической безопасности страны…………………………………………………………….......8
1.3 Глобализация энергетической безопасности......................................10 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ………………………………..13
2.1 Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР………………………………….……………………………….13
2.2 Энергетическая безопасность для США………………………….........15
2.3 Энергодиалог Россия – ЕС……………………………………………...17
2.4 Развитие российского ТЭК в глобальном контексте…………………20
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ..….24
3.1 Проблемы и угрозы энергетической безопасности России……...……24
3.2 Энергетическая безопасность и энергетическая политика России….27
3.3 Энергетическая стратегия. Альтернативные источники энергии……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........43

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa__10_06_13.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

недопущение угрожающего энергетической безопасности уровня износа основных производственных фондов и стимулирование привлечения инвестиций для их модернизации за счет внедрения механизмов инвестиционного налогового кредита, налоговых каникул на проектный срок окупаемости инвестиций, ускоренной амортизации, страхования инвестиционных рисков;

максимально возможное использование  конкурентоспособного отечественного оборудования во всех технологических  процессах и проектах, стимулирование развития отечественного производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью и повышения качества нефтепродуктов за счет ужесточения стандартов качества моторного топлива, модернизации нефте- и газоперерабатывающих комплексов на территории России, дифференциации ставок акцизов на моторные топлива различного качества;

повышение уровня национальной энергетической безопасности в результате международного сотрудничества в сфере энергетики при гарантированном выполнении обязательств по международным экспортным контрактам на поставки энергоресурсов.[13, с.179]

Стратегической целью государственной  энергетической политики в сфере  повышения энергетической эффективности  экономики является максимально  рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу.

За последнее пятилетие снижение энергоемкости экономики осуществлялось быстрее, чем это прогнозировалось Энергетической стратегией России на период до 2020 года, главным образом за счет оптимизации загрузки имеющихся свободных производственных мощностей при существенном росте спроса на энергоносители, а также активного развития малоэнергоемкой сферы услуг.

Существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и соответственно снижение энергоемкости оказал рост мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы.[6, с.234]

 

 

1.3 Глобализация энергетической безопасности

 

 

На данный момент ситуация глобализации находится на раннем этапе - не выработано даже единое понимание самого понятие энергетической безопасности, а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие прямо противоположны друг другу.

Тем не менее, те страны, включая Россию, которые пытаются предложить максимально  широкий и учитывающий разные интересы подход, в принципе, соглашаются с тем, что на данный момент понятие энергетической безопасности нельзя употреблять в отрыве от процесса глобализации.

Представляется, что глобализация энергетических проблем и энергетической безопасности как системы, нацеленной на их решение, означает необходимость не только выработки единого подхода на базе всеми признаваемых принципов, но и создания международного механизма, который бы учитывал именно глобальный аспект энергетического измерения.

Глобальный аспект касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к средству торговли и получения прибыли отдельными игроками, но и как к одной из основ экономического и шире, гуманитарного развития мира, в целом.[3, с.234]

Одним из итогов активных дискуссий последнего времени вокруг проблемы энергетической безопасности стало растущее осознание того, что энергетика, так же как, к примеру, экология, обладает глобальным измерением - это сфера, проблемы и задачи которой касаются условий жизни каждого человека в каждой стране.

При этом несложно понять, что именно международный механизм глобальной энергетической безопасности мог бы обеспечить легитимный и авторитетный арбитраж как разных подходов к энергетическим проблемам, так и каждых конкретных спорных случаев в энергетической сфере. Речь идет не о вмешательстве его во внутренние дела или двусторонние политические или торгово-экономические отношения, а, к примеру, о блокировании тех случаев, когда отдельная страна вмешивается, причем не на базе существующих международно-правовых принципов, а на основе соображений политической целесообразности или внутреннего законодательства в сферу энергетической или безопасности других стран.

В частности, именно такими могут быть последствия принятия США Акта об энергетической дипломатии и безопасности, предполагающего обеспечение энергетических интересов за счет оказания политического давления на другие страны. [6, с.247]

Далее, при понимании энергетики, которое не выходит за рамки торговых операций и получения прибыли, т.е. исключительно финансового аспекта, сложно представить возможность выделения поставщиками или потребителями определенных ресурсов для обеспечения энергетических потребностей слабых в экономическом отношении стран. Подобная энергетическая благотворительность не вписывается в существующие модели экономических отношений и, по большому счету, не имеет четких правовых оснований.

Однако, как уже сказано, глобализация энергетической безопасности связана  не в последнюю очередь с гуманитарным измерением. Сохранение ситуации, при которой 2 млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам грозит гуманитарными катастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем.

И именно в рамках международного механизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельных стран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран.

Однако складывающаяся ситуация показывает, что достигнуть компромисса в  каждом конкретном случае оказывается  довольно сложно и авторитета отдельных  стран порой недостаточно, чтобы  убедить другие действовать в  сфере глобальной энергетики сообща.

Соответственно, необходим авторитет международной инстанции, которая была бы признаваемым арбитром в спорных вопросах и, таким образом, могла бы на практике обеспечить справедливость поставок и распределения энергетических ресурсов. Т. е. помимо системы двусторонних контрактных отношений, основанной на чисто экономических принципах должна также существовать система глобального доступа к энергетическим ресурсам, основанная и на гуманитарных принципах.

Она может существовать лишь на базе согласия ведущих государств обеспечивать глобальную энергетическую безопасность и предоставить для этого ресурсы, формирующие сбалансированный энергетический потенциал, а также при условии создания международного механизма, который бы получил легитимное право управлять этим потенциалом.[9, с.110]

 

 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

2.1 Проблемы формирования системы  международной энергетической безопасности  АТР

 

 

Азиатское направление не случайно становится одним из приоритетных в энергетической политике России. Именно быстрорастущие и не замедляющие своего роста экономики азиатских стран постепенно выходят в число лидирующих потребителей энергетических ресурсов в мире. Учитывая нехватку собственных энергетических возможностей, они крайне заинтересованы в создании системы энергетической безопасности, которая гарантировала бы им поставки, в свою очередь, являющиеся гарантией дальнейшего роста экономики.[2, с.413]

 

 
Рисунок 2.1 -добыча, потребление и импорт нефти в странах АТР до 2020 года (млн.тонн в год)

В этой связи страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) принимают все более  активные действия, направлены на получение  доступа к новым источникам энергопоставок. Большинство из них (Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Вьетнам и др.) нацелены на взаимодействие с Россией, прежде всего, в нефте - и газодобывающих проектах в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом данная тенденция может усиливаться по мере нарастания проблем на Ближнем Востоке, где ко все большему доминированию стремятся США. Учитывая, что до сих пор азиатские страны активно использовали именно поставки с Ближнего Востока, теперь им постепенно придется искать альтернативы данному направлению.

Весьма характерным примером является Китай, который многие считают новым  претендентом на мировое лидерство, но который при этом заявляет, что в ближайшее время его основной задачей является развитие собственной экономики. В 2006 г. председатель КНР г-н Ху Цзиньтао совершил длительный вояж, в ходе которого посетил большинство стран - от Ближнего Востока до Южной Америки, - с которыми Китай имеет энергетические отношения, и попытался создать базу для их расширения. То, на какую игру готов пойти Китай с целью увеличения поставок нефти из Венесуэлы и ускорения движения нефтетанкеров, показывает пример с референдумом в Панаме в конце 2006 г., на котором компании, управляемой капиталом, близким к правительству КНР было разрешено провести расширение Панамского канала.[1, с.47]

Другим примером является Япония, чьи компании «Mitsui» и «Mitsubishi» целенаправленно занимали лояльную позицию по отношению к властям России в ходе развернувшего в 2006 г. конфликта вокруг «Сахалин-2» с компанией «Shell». Данная стратегия продиктована демонстрацией готовности играть по правилам, предлагаемым страной-поставщиком энергетических ресурсов в обмен на гарантии самих поставок. В этой связи весьма характерно, что уже в самом начале 2007 г. появилась новость о том, что сразу шесть японских компаний приступают к закупкам российской нефти из проектов на севере Сахалина.[7, с.69]

Таким образом, диверсификация поставок является одним из ведущих принципов  в энергетической безопасности для  стран АТР. Кроме того, важной составной  частью их понимания энергетической безопасности является ответственность  поставщика за стабильность поставок. В свою очередь, как потребители они готовы гарантировать свою ответственность существенными политическими и экономическими вложениями в создание возможностей и инфраструктуру поставок.[12, с.567]

 
 
2.2 Энергетическая безопасность  для США

Если азиатские страны готовы принимать политические и экономические правила игры страны-поставщика в обмен на гарантии поставок, то США стремятся гарантировать эти поставки, сами создавая политические и экономические правила игры непосредственно в странах-поставщиках, или ставя их в соответствующие условия.

Основные усилия в этой связи  в последнее время были сконцентрированы на плане «Большой Ближний Восток», который, по сути, означает именно создание политических условий (распространение  демократии) в регионе для стабильности поставок энергоресурсов в США. В ряде случаев, когда имеются дополнительные обстоятельства, страна готова обеспечить энергетическую безопасность военными  методами.

Такие обстоятельства, наподобие борьбы с террористическими режимами, предотвращения использования оружия массового уничтожения нашлись в отношении Афганистана и Ирака и, не исключено, могут найтись в отношении Ирана и Сирии. В перспективе аналогичные обстоятельства могут ожидать Венесуэлу.[19]

Несколько менее выражена энергетическая составляющая в действия США на постсоветском пространстве - непосредственно более активна здесь Европа. Однако перспективные технологии могут позволить США начать реализацию того, что они понимают под защитой собственных интересов.

Следует также отметить, что США предпринимали попытку разработать законодательную основу указанной стратегии в сфере энергетической безопасности. Под руководством экс-председателя комитета Сената по иностранным делам Ричарда Лугара был создан Акт об энергетической дипломатии и безопасности. Этот законопроект был сразу внесен в Сенат, причем его соавтором выступил уже новый председатель сенатского комитета г-н Джозеф Байден.

В законопроекте прямо отмечается, что энергетические ресурсы на данный момент сконцентрированы в небольшом числе стран, которые получают возможность существенно наращивать свои доходы, а также давать доступ к этим ресурсам, исходя из политических соображений, что может привести к конфликтам и угрожает глобальной безопасности.

Для борьбы с этим предлагается, в частности, поддерживать демократию в странах, географически близко расположенных к монополистам энергетических ресурсов. Кроме того, предлагается ряд более формальных инициатив, наподобие введения в Госдепартаменте поста координатора по по международной энергетике, создание международного механизма реагирования на энергетические кризисы  и т.д.[4, с.564]

Следует также отметить, что предлагается создать международные стратегические запасы нефти на основе договоренностей с Индией и Китаем. То, что законопроект подготовлен сенаторами, во многом строящими свою политическую роль в США на противостоянии «российской угрозе» дает возможность предположить, что если законопроект будет принят, то прямая антироссийская направленность из него исчезнет. Однако сама идеология законопроекта довольно четко отражает уже имеющуюся и реализуемую стратегию действий США в сфере энергетической безопасности.

Для США на данный момент энергетическая безопасность означает задействование спектра методов политического, экономического и военного давления на страны-поставщики энергетических ресурсов с целью создания условий для бесперебойных и максимально доступных (как в инфраструктурном, так и финансовом отношении) поставок непосредственно в США.[18]

 
 
2.3 Энергодиалог Россия - ЕС

 
          Энергетическое сотрудничество России с Европейским Союзом выделилось в самостоятельное направление в конце 2000 года, когда в ходе очередного саммита Россия-ЕС было принято решение о запуске экспертной фазы энергодиалога. При этом за последние семь лет удалось сделать достаточно много, существенно изменились и увеличились количественные параметры их сотрудничества. Это связано и с существенными экспортными поставками нефти, газа, это связано и с изменением географии и повышением надежности этих поставок.

Таблица 2.1- Доля использования в ЕС первичных источников энергии 1990-2030гг. (в %)

Годы

1990

2000

2005

2010

2020

2030

Твёрдое топливо

27,3

18,8

17,7

17,2

17,4

16,7

Нефть

37,9

38,0

36,7

36,4

35,7

35,3

Газ

17,9

23,0

24,6

24,9

25,7

25,7

Атомная энергия

12,3

14.2

14,2

13,2

11,3

10,3

Возобновляемые источники энергии

4,6

6,0

6,8

8,3

9,9

12,0

Информация о работе Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации