Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка рекомендаций по снижению угроз энергетической безопасности России.
Задачи:
- дать определение энергетической безопасности;
- дать анализ состояния энергетической безопасности РФ;
- описать возможные угрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………..4
1.1 Понятие, критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности страны………..……………............................................................4
1.2 Роль энергетической политики в обеспечении энергетической безопасности страны…………………………………………………………….......8
1.3 Глобализация энергетической безопасности......................................10 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ………………………………..13
2.1 Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР………………………………….……………………………….13
2.2 Энергетическая безопасность для США………………………….........15
2.3 Энергодиалог Россия – ЕС……………………………………………...17
2.4 Развитие российского ТЭК в глобальном контексте…………………20
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ..….24
3.1 Проблемы и угрозы энергетической безопасности России……...……24
3.2 Энергетическая безопасность и энергетическая политика России….27
3.3 Энергетическая стратегия. Альтернативные источники энергии……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........43

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa__10_06_13.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

 

Надежность и безопасность энергообеспечения  в рамках взаимоотношения России и Европы всегда считались ценностью, в этой связи мы можем говорить о том, что многие долгосрочные отношения, которые действуют на протяжении 30 лет, ни разу не давали сбоев. Повышение надежности энергообеспечения, а стало быть, и энергобезопасности Европы шло за счет изменения географии поставок, за счет создания новых инфраструктурных мощностей.

В частности, за счет создания Балтийской трубопроводной системы, мощность которой  дошла до своей максимальной отметки 60 млн. тонн; за счет создания первой очереди  газопровода Ямал - Европа, мощность которого дошла до 30 млрд. кубических метров в год; за счет запуска в работу Каспийского трубопроводного консорциума; увеличения мощностей прокачки по «Дружбе»; создания новых и расширения существующих терминалов на Черноморском побережье.

При этом были «расшиты» и узкие места  в качестве взаимоотношений в рамках достаточно активной дискуссии по поводу характера и статуса долгосрочных контрактов на поставку газа, по поводу работы с ядерными материалами и целым рядом других направлений.

При этом надо сказать, что энергодиалог Россия-Европа позволил в значительной степени повестке дня глобального энергетического партнерства вобрать в себя не только традиционные вопросы углеводородных ресурсов, но и вовлечь в сферу своего рассмотрения проблематику новых источников энергии, инфраструктуры, а также вопросы, связанные с правовой базой для покрытия долгосрочных рисков таких взаимоотношений. [2]

Особый  акцент в сотрудничестве ЕС-Россия в области энергетики делался  и делается на рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью, надежностью  и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, включая энергетическую эффективность, энергосбережение, экологическую безопасность и использование возобновляемых источников энергии.

В настоящее время в соответствии с решением Правительства разрабатывается проект Северо-Европейского газопровода. Реализация данного проекта поможет решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; по сути, позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью.

Продолжаются  работы по дальнейшему сближению  энергетических стратегий и энергосистем стран-участниц диалога, по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) возможности синхронного объединения электроэнергетических сетей западноевропейского Союза координации передачи электроэнергии (UCTE), Единой энергосистемы России и стран СНГ.

Увеличение  мирового спроса на нефть и нефтепродукты  требует объединения усилий стран-экспортеров  и импортеров углеводородов по выработке  механизмов стабилизации и предсказуемости  рынка.

В этой связи развивается сотрудничество по таким направлениям, как мониторинг и прогнозирование поведения энергетического рынка, обмен информацией о механизмах управления резервами, налогообложением и потреблением энергоресурсов.

В рамках Энергодиалога Россия-ЕС создан эффективный механизм консультаций государственных образований и институтов с бизнесом в виде специальных тематических рабочих групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза: торговле, инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности. Полагая, что эти группы будут заниматься не только анализом проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС, но и активно используют потенциал диалога бизнес-власть в системе принятия решений и при реализации масштабных коммерческих проектов на территории России и ЕС.[3, с.175]

 

 
2.4 Развитие российского ТЭК в  глобальном контексте

Россия  занимает первое место в мире по международной торговле природным  газом, а также второе место, как  экспортер нефти (и нефтепродуктов). Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка. На рисунке 2.2 представим топливно - энергетический потенциал ресурсов России.      

 
 
Рисунок 2.2 - Топливно-энергетический потенциал ресурсов России

И, наконец, Россия активно участвует  в формировании международной торговли энергетическими ресурсами.

Географическое  положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в  пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по направлению «запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад» континента. Указанное измерение энергетики России важно не только для российской экономики, но и для процесса развития внешних энергетических рынков, и, следовательно, в целом, мировой экономики.

Безусловно, наши конкурентные преимущества в экономике, в первую очередь, должны работать (и  работают) на интересы и нужды нашего народа, нашего государства. Но от того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс России, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит качество и надежность экспортных поставок. А, в конечном счете, экономический рост и благополучие стран-импортеров.[10, с.16]

Приоритеты  государственной энергетической политики сформулированы в Энергетической стратегии  России на период до 2020 года. Количественные ориентиры могут уточняться, но долгосрочная энергетическая политика России остается достаточно устойчивой и предсказуемой. [4, с.178]

Наша политика базируется на совершенствовании принципов недропользования, развитии внутренних топливно-энергетических рынков и формировании рационального топливно-энергетического баланса страны, увеличении объемов и диверсификации направлений экспорта энергоресурсов при безусловном удовлетворении внутреннего спроса.

В прошедшие годы вклад России в обеспечение энергобезопасности существенно вырос. С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый высокий прирост добычи среди крупных стран-производителей нефти в мире.

Исходя  из сегодняшних оценок, к 2015 году добыча нефти в России может составить 530 млн. т., а ее экспорт - 310 млн. т. Главной  нефтяной базой страны на весь рассматриваемый  период останется Западно-Сибирская  нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010-2015 гг. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Будут сформированы при этом новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) - добыча до 50 млн. т. в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции. [7, с.144]

Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (42%); газа - на 1,7 трлн. куб. м в год (60%).

Обеспечение намеченных уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении новых прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых ресурсов.

Произойдет диверсификация экспортных потоков нефти. Европейский рынок  останется основным для России, и  в то же самое время доля стран  Азиатско-Тихоокеанского региона в  экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 15% -18% в 2015 г.

Конкретно транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России будет  выглядеть следующим образом: мощности магистральных нефтепроводов и  морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2015 г. соответственно в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т. по Западному и Северо-Западному направлениям; примерно 130 млн. т. по Черноморско-Каспийскому направлению (с учетом возможного расширения КТК); около 80 млн. т. по Восточному направлению; до 25 млн. т. по Северному направлению.[18]

В свою очередь к 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей.

Значительные запасы и перспективные  ресурсы природного газа Восточной  Сибири и Дальнего Востока позволяют  сформировать в данном регионе новые  центры газодобычи, обеспечивающие как  внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок российского газа.

Как ожидается, объемы добычи газа в  регионе уже к 2015 г. смогут возрасти более чем в 10 раз; к 2020 г. - в 15 раз  по сравнению с уровнем последних  лет.

Экологическая безопасность в ТЭК является ценностью для каждого российского ведомства, для каждой компании, равно как и для любой независимой общественной организации.

 

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ

 
3.1 Проблемы и угрозы энергетической  безопасности России

 

Ключевая роль России на мировом энергетическом рынке с одной стороны это фактор экономического и политического влияния, а с другой большая опасность для нашей страны т.к. все сырьевые экономики очень зависимы от мировой конъектуры.  
 
 

Рисунок 3.1 - Внутренние взаимосвязи между различными аспектами энергетической безопасности и устойчивости социально-экономических систем. 

Спрос, а вместе с ним цены на эти виды сырья характеризуются значительными колебаниями, поэтому экономика нашей страны подвержена сильному влиянию из вне, что является неоспоримой угрозой национальной безопасности и нашло отражение, как в "Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года", так и "Энергетической стратегии РФ". [16]

Общемировые потребности в нефти за последние пять лет росли быстрее, чем во второй половине 90-х годов. Сегодня мир ежедневно потребляет в среднем 85 миллионов баррелей. К 2030 году эта цифра вырастет до 113 миллионов баррелей.

Однако с конца 2008 года спрос, а с ним цены на энергоносители (нефть) начали стремительно падать. Достигнув максимума в начале 2008 года (130 долларов за бар.), они упали к началу 2009 года до 40 дол за бар., что сразу же поменяло экономическую ситуацию в нашей стране. Хотя затем цены подросли и достигли 70 долларов, но бюджет России впервые за последние 10 лет стал дефицитным.

Сходная ситуация отмечалась с ценами на основной экспортный товар России - природный газ, она так же отличаются крайней не стабильностью. Так, в 2009 году цена на российский газ на рынке Европы снизилась с 309,6 дол/тыс. куб. м в первой половине года до 222,5 в конце года. Падение цен затронуло и мировой рынок угля (в течении 2009 года, цена упала в Европе с 71.06 дл 67,87 дол/тонну) и урановых концентратов (в течении 2009 года с 52 до 42.75 дол/фунт).

Кроме колебания спроса и цены на энергоресурсы, важный фактор их количественные запасы, так же соотношения запасов и добычи. Многих специалистов удивляет крайне не рациональное расходование топливных ресурсов России.[8, с.10]

По современным данным, при нынешнем уровне добычи нефти ее мировых геологических запасов хватит, в масштабах мира на 42 года, в том числе в Канаде почти на 200 лет, Ираке более 150 лет, Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Венесуэле, Кувейте от 80 до 120 лет, а в России всего лишь на 30 лет. При том что Россия мировой лидер по добычи и экспорту нефти.

Оценки показывают, что на открытых к настоящему времени месторождениях добыча нефти в России надежно обеспечена сырьем только до 2010-2013 гг. С этого времени для поддержания добычи нефти, а в более отдаленной перспективе, за пределами 2030 г., и газа в разработку нужно вводить новые, еще неоткрытые месторождения. Быстрый рост добычи нефти как и газа в последние годы только усложняет ситуацию с сырьевой базой нефтяной и газовой промышленности в начале следующего десятилетия XXI в. Активное выполнение программы геолого-разведочных работ - наиболее важное, критическое условие реализации энергетической стратегии России.[15]

Исследования показывают, что при низких мировых ценах экономически оправданные уровни добычи нефти в России опустятся до 270 млн. т в 2020 г., а высокие мировые цены поднимут эффективную добычу соответственно вплоть до 335 и 350 млн. т. Однако разведанные запасы нефти не обеспечат даже указанных объемов ее добычи, а достижение годовой добычи в 330-350 млн. т потребует ежегодного прироста в 0,5 млрд. т разведанных запасов, обеспечивающих отпускную цену нефти не выше 90-100 долл. /т..

Еще одной проблемой энергетической безопасности России можно назвать проблемы с транспортировкой российских углеводородов в Европу - основным потребителям, связанные с политикой стран - транзитеров (Украина, Белоруссия). Нарушение поставок сильно бьет по имиджу России, как надежного поставщика энергоресурсов и вынуждает страны Европы искать новых поставщиков.[7, с.106]

России традиционный, крупный поставщик энергоресурсов на мировой рынок. Энергетическая зависимость Западной Европы, прежде всего стран Прибалтики, Польша, Словакии, Венгрии, Германии, Австрии от российских энергоносителей была одновременно и фактором уязвимости этих стран, и элементом политической зависимости России от Запада. Россия оказалась весьма надежным поставщиком энергоносителей для Запада. Даже распад страны не привел к перебоям в экспорте нефти и газа. В условиях свободного рынка нефть и газ остались немногими конкурентоспособными товарами российского происхождения. С другой стороны, увеличение энергопотребления в странах Европейского союза привело к повышению зависимости от российского сырья.[12, с.287].

Информация о работе Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации