Надежность и безопасность энергообеспечения
в рамках взаимоотношения России
и Европы всегда считались ценностью,
в этой связи мы можем говорить
о том, что многие долгосрочные отношения,
которые действуют на протяжении 30 лет,
ни разу не давали сбоев. Повышение надежности
энергообеспечения, а стало быть, и энергобезопасности
Европы шло за счет изменения географии
поставок, за счет создания новых инфраструктурных
мощностей.
В частности, за счет создания Балтийской
трубопроводной системы, мощность которой
дошла до своей максимальной отметки
60 млн. тонн; за счет создания первой очереди
газопровода Ямал - Европа, мощность
которого дошла до 30 млрд. кубических
метров в год; за счет запуска в работу
Каспийского трубопроводного консорциума;
увеличения мощностей прокачки по «Дружбе»;
создания новых и расширения существующих
терминалов на Черноморском побережье.
При
этом были «расшиты» и узкие места
в качестве взаимоотношений в рамках
достаточно активной дискуссии по поводу
характера и статуса долгосрочных контрактов
на поставку газа, по поводу работы с ядерными
материалами и целым рядом других направлений.
При
этом надо сказать, что энергодиалог
Россия-Европа позволил в значительной
степени повестке дня глобального энергетического
партнерства вобрать в себя не только
традиционные вопросы углеводородных
ресурсов, но и вовлечь в сферу своего
рассмотрения проблематику новых источников
энергии, инфраструктуры, а также вопросы,
связанные с правовой базой для покрытия
долгосрочных рисков таких взаимоотношений.
[2]
Особый
акцент в сотрудничестве ЕС-Россия
в области энергетики делался
и делается на рассмотрении вопросов,
связанных с устойчивостью, надежностью
и непрерывностью производства, распределения,
транспортировки и использования энергии,
включая энергетическую эффективность,
энергосбережение, экологическую безопасность
и использование возобновляемых источников
энергии.
В
настоящее время в соответствии с решением
Правительства разрабатывается проект
Северо-Европейского газопровода. Реализация
данного проекта поможет решить проблему
диверсификации экспортных потоков газа
и возможности маневрирования ими; будет
способствовать расширению газоснабжения
стран Западной Европы и выполнению обязательств
по заключенным и будущим долгосрочным
контрактам на поставку газа; по сути,
позволит напрямую связать российскую
газотранспортную систему с общеевропейской
газовой сетью.
Продолжаются
работы по дальнейшему сближению
энергетических стратегий и энергосистем
стран-участниц диалога, по разработке
технико-экономического обоснования (ТЭО)
возможности синхронного объединения
электроэнергетических сетей западноевропейского
Союза координации передачи электроэнергии
(UCTE), Единой энергосистемы России и стран
СНГ.
Увеличение
мирового спроса на нефть и нефтепродукты
требует объединения усилий стран-экспортеров
и импортеров углеводородов по выработке
механизмов стабилизации и предсказуемости
рынка.
В
этой связи развивается сотрудничество
по таким направлениям, как мониторинг
и прогнозирование поведения энергетического
рынка, обмен информацией о механизмах
управления резервами, налогообложением
и потреблением энергоресурсов.
В
рамках Энергодиалога Россия-ЕС создан
эффективный механизм консультаций
государственных образований и институтов
с бизнесом в виде специальных тематических
рабочих групп по важнейшим вопросам энергетической
политики России и Евросоюза: торговле,
инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности.
Полагая, что эти группы будут заниматься
не только анализом проблем, представляющих
интерес для энергетических отраслей
России и ЕС, но и активно используют потенциал
диалога бизнес-власть в системе принятия
решений и при реализации масштабных коммерческих
проектов на территории России и ЕС.[3,
с.175]
2.4 Развитие российского ТЭК в
глобальном контексте
Россия
занимает первое место в мире по
международной торговле природным
газом, а также второе место, как
экспортер нефти (и нефтепродуктов).
Россия обладает одним из самых больших
в мире потенциалов топливно-энергетических
ресурсов. Энергетический комплекс России
является неотъемлемой частью всего мирового
энергетического рынка. На рисунке 2.2 представим
топливно - энергетический потенциал ресурсов
России.
Рисунок 2.2 - Топливно-энергетический потенциал
ресурсов России
И, наконец, Россия активно участвует
в формировании международной торговли
энергетическими ресурсами.
Географическое
положение России определяет ее особую
роль в транзите энергоресурсов в
пределах евразийского континента, обеспечивая
наиболее эффективную конфигурацию энергетической
инфраструктуры не только по направлению
«запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад»
континента. Указанное измерение энергетики
России важно не только для российской
экономики, но и для процесса развития
внешних энергетических рынков, и, следовательно,
в целом, мировой экономики.
Безусловно,
наши конкурентные преимущества в экономике,
в первую очередь, должны работать (и
работают) на интересы и нужды нашего
народа, нашего государства. Но от того,
насколько динамично развивается и устойчиво
функционирует топливно-энергетический
комплекс России, насколько быстро осваиваются
новые и эффективно эксплуатируются действующие
нефтегазовые месторождения, зависит
качество и надежность экспортных поставок.
А, в конечном счете, экономический рост
и благополучие стран-импортеров.[10, с.16]
Приоритеты
государственной энергетической политики
сформулированы в Энергетической стратегии
России на период до 2020 года. Количественные
ориентиры могут уточняться, но долгосрочная
энергетическая политика России остается
достаточно устойчивой и предсказуемой.
[4, с.178]
Наша политика базируется на совершенствовании
принципов недропользования, развитии
внутренних топливно-энергетических рынков
и формировании рационального топливно-энергетического
баланса страны, увеличении объемов и
диверсификации направлений экспорта
энергоресурсов при безусловном удовлетворении
внутреннего спроса.
В
прошедшие годы вклад России в обеспечение
энергобезопасности существенно вырос.
С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый
высокий прирост добычи среди крупных
стран-производителей нефти в мире.
Исходя
из сегодняшних оценок, к 2015 году добыча
нефти в России может составить
530 млн. т., а ее экспорт - 310 млн. т. Главной
нефтяной базой страны на весь рассматриваемый
период останется Западно-Сибирская
нефтегазоносная провинция. Добыча
нефти в регионе будет расти до 2010-2015
гг. В Волго-Уральской провинции и на Северном
Кавказе добыча нефти будет падать, что
обусловлено исчерпанием сырьевой базы.
Будут сформированы при этом новые центры
нефтяной промышленности в Восточной
Сибири и Республике Саха (Якутия) - добыча
до 50 млн. т. в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин
(25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском
секторе Каспийского моря. Увеличится
добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.
[7, с.144]
Согласно
имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление
может возрасти на треть за ближайшие
15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем
двадцатилетии. Мировой спрос на нефть,
по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025
г. на 35 млн. баррелей в день (42%); газа - на
1,7 трлн. куб. м в год (60%).
Обеспечение намеченных уровней
добычи и повышение эффективности нефтедобычи
будут основываться на научно-техническом
прогрессе в отрасли, совершенствовании
методов бурения, воздействия на пласт,
увеличении глубины извлечения запасов
и внедрении новых прогрессивных технологий
добычи нефти, которые позволят сделать
экономически оправданным использование
трудноизвлекаемых ресурсов.
Произойдет диверсификация экспортных
потоков нефти. Европейский рынок
останется основным для России, и
в то же самое время доля стран
Азиатско-Тихоокеанского региона в
экспорте российской нефти возрастет
с 3% в настоящее время до 15% -18% в 2015 г.
Конкретно транспортная инфраструктура
нефтяного комплекса России будет
выглядеть следующим образом: мощности
магистральных нефтепроводов и
морских терминалов для экспорта
и транзита нефти из России за
пределы СНГ смогут возрасти к 2015 г. соответственно
в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с тем уровнем,
который мы имеем сегодня. Это позволит
к 2015 г. реализовать перспективные объемы
экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно
по 70 млн. т. по Западному и Северо-Западному
направлениям; примерно 130 млн. т. по Черноморско-Каспийскому
направлению (с учетом возможного расширения
КТК); около 80 млн. т. по Восточному направлению;
до 25 млн. т. по Северному направлению.[18]
В свою очередь к 2015 г. добыча газа
в России может достигнуть 740 млрд. куб.
м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа
в Западной Сибири в рассматриваемый период
стабилизируется, поэтому весь прирост
добычи будет обеспечен за счет ввода
в эксплуатацию новых месторождений Восточной
Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных
и Дальневосточных морей.
Значительные запасы и перспективные
ресурсы природного газа Восточной
Сибири и Дальнего Востока позволяют
сформировать в данном регионе новые
центры газодобычи, обеспечивающие как
внутренние потребности рынка, так
и возможность экспортных поставок российского
газа.
Как ожидается, объемы добычи газа в
регионе уже к 2015 г. смогут возрасти
более чем в 10 раз; к 2020 г. - в 15 раз
по сравнению с уровнем последних
лет.
Экологическая безопасность в ТЭК
является ценностью для каждого российского
ведомства, для каждой компании, равно
как и для любой независимой общественной
организации.
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА СТРАНЫ
3.1 Проблемы и угрозы энергетической
безопасности России
Ключевая роль России на мировом
энергетическом рынке с одной стороны
это фактор экономического и политического
влияния, а с другой большая опасность
для нашей страны т.к. все сырьевые экономики
очень зависимы от мировой конъектуры.
Рисунок 3.1 - Внутренние взаимосвязи
между различными аспектами энергетической
безопасности и устойчивости социально-экономических
систем.
Спрос, а вместе с ним цены на эти
виды сырья характеризуются значительными
колебаниями, поэтому экономика нашей
страны подвержена сильному влиянию из
вне, что является неоспоримой угрозой
национальной безопасности и нашло отражение,
как в "Стратегии национальной безопасности
РФ до 2020 года", так и "Энергетической
стратегии РФ". [16]
Общемировые потребности в нефти
за последние пять лет росли быстрее, чем
во второй половине 90-х годов. Сегодня
мир ежедневно потребляет в среднем 85
миллионов баррелей. К 2030 году эта цифра
вырастет до 113 миллионов баррелей.
Однако с конца 2008 года спрос, а с
ним цены на энергоносители (нефть) начали
стремительно падать. Достигнув максимума
в начале 2008 года (130 долларов за бар.), они
упали к началу 2009 года до 40 дол за бар.,
что сразу же поменяло экономическую ситуацию
в нашей стране. Хотя затем цены подросли
и достигли 70 долларов, но бюджет России
впервые за последние 10 лет стал дефицитным.
Сходная ситуация отмечалась с ценами
на основной экспортный товар России -
природный газ, она так же отличаются крайней
не стабильностью. Так, в 2009 году цена на
российский газ на рынке Европы снизилась
с 309,6 дол/тыс. куб. м в первой половине
года до 222,5 в конце года. Падение цен затронуло
и мировой рынок угля (в течении 2009 года,
цена упала в Европе с 71.06 дл 67,87 дол/тонну)
и урановых концентратов (в течении 2009
года с 52 до 42.75 дол/фунт).
Кроме колебания спроса и цены на
энергоресурсы, важный фактор их количественные
запасы, так же соотношения запасов и добычи.
Многих специалистов удивляет крайне
не рациональное расходование топливных
ресурсов России.[8, с.10]
По современным данным, при нынешнем
уровне добычи нефти ее мировых геологических
запасов хватит, в масштабах мира на 42
года, в том числе в Канаде почти на 200 лет,
Ираке более 150 лет, Саудовской Аравии,
Иране, Ираке, Венесуэле, Кувейте от 80 до
120 лет, а в России всего лишь на 30 лет. При
том что Россия мировой лидер по добычи
и экспорту нефти.
Оценки показывают, что на открытых
к настоящему времени месторождениях
добыча нефти в России надежно обеспечена
сырьем только до 2010-2013 гг. С этого времени
для поддержания добычи нефти, а в более
отдаленной перспективе, за пределами
2030 г., и газа в разработку нужно вводить
новые, еще неоткрытые месторождения.
Быстрый рост добычи нефти как и газа в
последние годы только усложняет ситуацию
с сырьевой базой нефтяной и газовой промышленности
в начале следующего десятилетия XXI в.
Активное выполнение программы геолого-разведочных
работ - наиболее важное, критическое условие
реализации энергетической стратегии
России.[15]
Исследования показывают, что при
низких мировых ценах экономически оправданные
уровни добычи нефти в России опустятся
до 270 млн. т в 2020 г., а высокие мировые цены
поднимут эффективную добычу соответственно
вплоть до 335 и 350 млн. т. Однако разведанные
запасы нефти не обеспечат даже указанных
объемов ее добычи, а достижение годовой
добычи в 330-350 млн. т потребует ежегодного
прироста в 0,5 млрд. т разведанных запасов,
обеспечивающих отпускную цену нефти
не выше 90-100 долл. /т..
Еще одной проблемой энергетической
безопасности России можно назвать проблемы
с транспортировкой российских углеводородов
в Европу - основным потребителям, связанные
с политикой стран - транзитеров (Украина,
Белоруссия). Нарушение поставок сильно
бьет по имиджу России, как надежного поставщика
энергоресурсов и вынуждает страны Европы
искать новых поставщиков.[7, с.106]
России традиционный, крупный поставщик
энергоресурсов на мировой рынок. Энергетическая
зависимость Западной Европы, прежде всего
стран Прибалтики, Польша, Словакии, Венгрии,
Германии, Австрии от российских энергоносителей
была одновременно и фактором уязвимости
этих стран, и элементом политической
зависимости России от Запада. Россия
оказалась весьма надежным поставщиком
энергоносителей для Запада. Даже распад
страны не привел к перебоям в экспорте
нефти и газа. В условиях свободного рынка
нефть и газ остались немногими конкурентоспособными
товарами российского происхождения.
С другой стороны, увеличение энергопотребления
в странах Европейского союза привело
к повышению зависимости от российского
сырья.[12, с.287].