Проблемы взаимоотношения центральных региональных и местных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование механизма взаимоотношений центральных, региональных и органов местного самоуправления, выявление тенденций дальнейшего развития этих взаимоотношений, выработка рекомендаций по совершенствованию федерального, регионального и местного законодательства.

Главные задачи исследования:

- дать подробную характеристику органов государственного управления в РФ;

- исследовать актуальные проблемы взаимодействия органов государственного управления;

- определить основные направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления;

- внести предложения по совершенствованию процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретические аспекты государственного управления………………..6

1.1.Характеристика органов государственного управления:центральных,региональных и местных…………………………...6

1.2.Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между центральным, региональным и муниципальным уровнями власти……………………………………………..13

1.3.Совершенствование процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления………………………...19

2.Практические аспекты реализации взаимоотношения центральных,региональных и местных органов государственной власти…..22

2.1.Организация и функционирование местного самоуправления на примере муниципального образования г. Казани……………………………..22 2.2.Направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………...35

Список использованной литературы……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа(КФУ).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

     Горизонтальное  подчинение является линейным, вертикальное – функциональным.

     В совместных ведомствах федеральный  центр осуществляет общее руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории субъектов Федерации – дело их органов. К совместным федеральным ведомствам относятся, например, министерства финансов, культуры, юстиции, госимущества.

     Выше  речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых форм центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и определенные различия.

     Во-первых, федеральные министерства являются центральными единоначальными органами. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями. В министерствах имеются совещательные органы – коллегии. Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства, обсуждают важнейшие вопросы. Председатель коллегии – министр. Решения коллегии проводятся в жизнь его приказами.

     Следует подчеркнуть, что все особенности  правового статуса министерств  обусловлены особой значимостью  тех сфер государственной деятельности, которые они возглавляют.

     Во-вторых, иные центральные органы (не министерства) сейчас называются государственными комитетами, федеральными службами, надзорами, комиссиями, российскими агентствами. Как правило, это органы функциональной или смешанной  компетенции, наделенные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями. Их руководители, кроме тех, которые относятся к «силовым» ведомствам, назначаются Правительством. Все руководители рассматриваемых органов в состав Правительства не входят.

     В последние годы были образованы или  получили статус федеральных органы, которые не подчинены Правительству  России, непосредственно не входят в систему исполнительной власти, хотя занимаются административной деятельностью. Это Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента и некоторые другие. В назначении руководителей этих органов Правительство участия не принимает, в то время как руководители центральных федеральных органов назначаются, как правило, либо Правительством, либо по представлению Председателя Правительства – главой государства. 

            Региональные органы государственного управления

      

     Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"1.

     Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Полномочия  органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются  Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты. 

                    Местные органы государственного управления

     

  Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

          Особую роль в реализации местного  самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

     Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

     В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

     Важной  составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     Представительный  орган местного самоуправления состоит  из депутатов, численный состав которых  определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

     Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены должность главы  муниципального образования - выборного  должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 

      1.2.Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между центральным, региональным и муниципальным уровнями власти

    

     Настоящая Концепция принимается в целях формирования целостного подхода к проблемам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации (центральными органами власти), органами государственной власти субъектов Российской Федерации (региональными органами власти) и органами местного самоуправления (муниципальными органами власти), обеспечения баланса интересов центрального, регионального и муниципального уровней власти.

Концепция призвана констатировать состояние  проблемы разграничения предметов  ведения и полномочий междуцентральным, региональным и муниципальным уровнями власти и определить основные подходы к ее решению.

       Решение названных проблем рассматривается как фундамент для проведения государственной политики, обеспечивающей защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, сочетание интересов центра и субъектов, различных социальных и этнических групп, повышение эффективности экономики, управляемости государственных органов, комплексное развитие как Российской Федерации в целом, так и отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

       Урегулирование поставленных вопросов рассматривается и в более широком плане – в качестве условия существования России как современного федеративного государства, эффективно участвующего в международных отношениях, занимающего достойную своего потенциала роль в мировой политике.

        Все три уровня публичной власти являются относительно самостоятельными формами осуществления власти народа. Взаимодействие и соподчиненность центральной, региональной и муниципальной властей осуществляется через принятие законов, регламентирующих деятельность органов соответствующего уровня власти, через действие правовых механизмов контроля, а также через закрепленные в Конституции договорные процедуры.

        Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования через соответствующие органы власти вправе и обязаны отстаивать собственные интересы, но не вправе произвольно вторгаться в компетенцию иного уровня власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при не достижении согласия - в судебном порядке.

        Конституция Российской Федерации заложила основы построения федерации:

- суверенитет  Российской Федерации на всей  ее территории;

- государственная  целостность страны;

- подчиненность  деятельности институтов публичной  власти требованиям обеспечения  защиты прав и свобод человека  и гражданина;

- федеративное  устройство и гарантии местного  самоуправления;

- наличие  собственных предметов ведения и полномочий у каждого из уровней публичной власти;

- единство  системы государственной власти;

- высшая  юридическая сила, прямое действие  и применение на всей территории  страны Конституции Российской  Федерации;

- верховенство  на всей территории страны федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;

- верховенство  нормативных правовых актов субъектов  РФ, принятых по предметам их  ведения;

- разграничение  предметов ведения и полномочий между центральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ Конституцией Российской Федерации и договорами;

- равноправие  и самоопределение народов в  Российской Федерации;

- юридическое  равноправие республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как субъектов Российской Федерации (все субъекты равны в правах; все субъекты равны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти) и закрепление особенностей статусов различных субъектов;

- самостоятельность  уровней публичной власти в  определении своих организационных  структур;

- единство  экономического пространства, признание  и защита равным образом частной,  государственной (федеральной и  субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности.

       Коллизии, которые возникают между центром и субъектами, порождены не федерализмом как формой государственного устройства, а вытекают из несовершенства федеративных отношений, прежде всего, в сфере разграничения полномочий. Негативное влияние оказывают и объективные трудности становления подлинно федеративных отношений, в частности, процессы овладения федеральных властей механизмами руководства страной в условиях федерализма, укрепления регионов в качестве субъектов Российской Федерации.

       Среди причин неэффективного управления государством следует назвать:

Информация о работе Проблемы взаимоотношения центральных региональных и местных органов государственной власти