Проблемы взаимоотношения центральных региональных и местных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование механизма взаимоотношений центральных, региональных и органов местного самоуправления, выявление тенденций дальнейшего развития этих взаимоотношений, выработка рекомендаций по совершенствованию федерального, регионального и местного законодательства.

Главные задачи исследования:

- дать подробную характеристику органов государственного управления в РФ;

- исследовать актуальные проблемы взаимодействия органов государственного управления;

- определить основные направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления;

- внести предложения по совершенствованию процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретические аспекты государственного управления………………..6

1.1.Характеристика органов государственного управления:центральных,региональных и местных…………………………...6

1.2.Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между центральным, региональным и муниципальным уровнями власти……………………………………………..13

1.3.Совершенствование процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления………………………...19

2.Практические аспекты реализации взаимоотношения центральных,региональных и местных органов государственной власти…..22

2.1.Организация и функционирование местного самоуправления на примере муниципального образования г. Казани……………………………..22 2.2.Направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………...35

Список использованной литературы……………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа(КФУ).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

- отсутствие  четко очерченного круга прав  и обязанностей органов власти  на всех уровнях; 

- излишняя  регламентация деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в федеральном законодательстве;

- перегруженность  центра несвойственными ему функциями; 

- наличие  громоздкого аппарата управления  на всех уровнях власти;

- вмешательство  центра в компетенцию органов  государственной власти субъектов Федерации;

- несоблюдение  органами государственной власти  субъектов Федерации норм федеральных  Конституции и законов;

- отсутствие  научно обоснованного прогноза  развития современной федеративной  модели государственного устройства  России.

       Федерализм - один из выработанных человечеством принципов взаимоотношений центральной власти и власти, осуществляемой на отдельных территориях государства. Этот принцип предусматривает, что в государстве наряду с общими интересами признаются и гарантируются интересы субъектов федерации.

       Федерализм становится отличительной чертой современной мировой практики. Это не только форма государственного устройства, принцип взаимоотношений центра и регионов, а прежде всего особое мировоззрение, основой которого является умение видеть огромный потенциал саморазвития государства в разнообразии и самостоятельности его регионов.          Федералистское мировоззрение проявляется в готовности сторон идти на диалог, на поиск взаимоприемлемых решений, на разделение ответственности. Поэтому федерализм является основой общественно-политической стабильности.

       Федерализм - это территориальный каркас демократии, поскольку он основан на уважении и поддержке политического, культурного, национального многообразия общества, способен реально стимулировать процессы самоорганизации многонационального и многоконфессионального российского общества, вовлекая огромные массы населения в управление государством на всех уровнях, это сознательный выбор современных и эффективных технологий управления страной, которые позволяют максимально использовать уникальный потенциал многообразия регионов единого государства.

       Федерализм - это поиск равновесия, гармоничного сочетания интеграции и автономии, единства в многообразии, независимости и взаимопомощи.

       Он предполагает существование эффективной исполнительной дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе с тем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственности субъектов Федерации в реализации их прав и полномочий.

       Самостоятельность власти (и муниципальной, и региональной, и центральной) предполагает не только право соответствующих органов власти принимать решения по вопросам своей компетенции, но и обязанность решать эти вопросы. Неотъемлемой частью самостоятельности является ответственность за результаты своей деятельности.

       Настоящая концепция призвана выстроить такую систему отношений, когда на каждом уровне управления –центральном, уровне субъектов и муниципальном - органы власти строго следовали бы законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга. Схему разграничения предметов ведения и полномочий можно условно разделить на три уровня управления:

1. Стратегический - относящийся к центральным органам  управления;

2. Территориальный  - относящийся к органам управления  субъекта Федерации;

3. Локальный  - относящийся к органам местного  самоуправления.

     Вся эта структура должна строиться на ясной, однозначно понимаемой системе разграничения предметов ведения и полномочий. При этом каждый уровень должен обладать правом введения и взимания собственных налогов, для чего в федеральном законодательстве (в Налоговом кодексе) следует закрепить такое право за соответствующими органами власти, причем различные уровни власти должны обладать более широкой свободой в решении вопросов налогообложения, нежели та, которой они пользуются в настоящее время. Это обеспечит, с одной стороны, целостность Российской Федерации и эффективность управления, с другой стороны, необходимую степень самостоятельности субъектов РФ, муниципальных образований в решении вопросов, входящих в круг их установленных полномочий. Исключительная важность данного положения обусловлена тем, что налоги и бюджет – это два краеугольных камня всей социально-экономической политики. Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, наведение порядка в межбюджетных отношениях – задача политического характера. Четкое распределение ресурсов и налоговых поступлений – это вопрос ответственности и эффективного исполнения взаимных обязательств со стороны различных уровней власти.

Совершенствование федеративных отношений требует  создания структур, рациональным образом  использующих государственные ресурсы. В конечном счете органы публичной  власти всех уровней призваны решать общую задачу - обеспечить достойную жизнь населению, каждому из граждан страны. В условиях современного государственного устройства России эту задачу решают в первую очередь органы власти регионального и муниципального уровней. Власть центральная не может не опираться на власть региональную, и поэтому недопустимо ни в коем случае ослабление властных полномочий региональной власти. Региональная и муниципальная власть, будучи властью, создаваемой населением из людей, знающих изнутри проблемы своей территории, максимально приближенной к населению и подотчетной непосредственно ему, способны наиболее эффективно решать конкретные проблемы на своей территории. Именно из этой посылки исходят страны Западной Европы, проводя реформы государственных структур, предусматривающие передачу полномочий по обеспечению жизнедеятельности граждан на уровень, максимально возможно приближенный к населению (в соответствии с принципом субсидиарности).

       Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между центральным, региональным и муниципальным уровнями власти должна быть направлена на решение следующих задач:

- определение  подходов к законодательному  закреплению разграничения предметов  ведения и полномочий на федеральном и региональном уровне;

- определение  принципов формирования системы  федеральных, региональных и муниципальных  органов публичной власти, соответствующих  разграничению предметов ведения  и полномочий;

- установление  приоритетов в формах правового  регулирования разграничения предметов ведения и полномочий;

- уточнение  роли субъектов Российской Федерации  в законодательном процессе Российской  Федерации;

- определение  места договоров и соглашений  в иерархии нормативных правовых  актов;

- раскрытие  и законодательное закрепление содержания понятий и терминов, используемых в Конституции Российской Федерации, в частности: «предметы ведения», «полномочия», «правовые основы», «общие вопросы», «общие принципы», «координация» и другие.

       Развитие федеративных отношений, гармонизация взаимоотношений между различными уровнями власти и договорный процесс – это важный ресурс в руках Президента Российской Федерации, который, согласно ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Таким образом, федеральный центр и субъекты Федерации объективно заинтересованы в целенаправленном ходе данного процесса.

       В настоящее время государственное управление на региональном уровне в значительной мере зависит от органов государственной власти федерального уровня, что оказывает отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации. Внимание центра и субъектов Федерации сейчас должно быть сконцентрировано на решении следующих задач в сфере экономики и управления:

- разработка  государственной доктрины социально-экономического  развития страны, а следовательно,  обоснованных подходов к экономическому  выравниванию субъектов;

- формирование  единой государственной системы  оценки уровня экономической самодостаточности субъектов Федерации и как следствие – механизма отнесения регионов к донорам или реципиентам;

- создание  единой экономически обоснованной  методики регулирования межбюджетных  отношений, построенной на нормативных  принципах, в том числе на использовании системы социальных стандартов, определяющих уровень государственных гарантий;

- определение  функций органов государственного  управления различных уровней;

- определение  механизма участия субъектов  Федерации в принятии решений  федерального уровня.

       У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за полномочия. Но без согласованной работы с региональными и местными властями центральные органы власти ничего не добьются. Власть на местах также должна стать действенной.

       Обеспечение благополучия и достойной жизни населения не может быть делом лишь одного из уровней власти. Эта стратегическая цель требует согласованных действий федерального центра, региональных властей, местного самоуправления, бизнес-структур. Необходимую согласованность действий должны обеспечить соответствующие правовые и организационные механизмы по разграничению предметов ведения и полномочий.

        

         1.3.Совершенствование процессов взаимодействия органов                              государственной власти и местного самоуправления

       

       Основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия всех уровней власти и управления, для чего необходимо:

    1) установить оптимальную систему  распределения полномочий по  уровням власти и механизмы  ее коррекции и совершенствования  в соответствии с реальными  возможностями конкретных категорий  муниципальных образований, создавая  стимулы социально-экономического  развития;

    2) провести административную реформу  и реформу административно-территориального  деления; 

    3) обеспечить развитие межбюджетных  отношений на основе нормативного  определения (в натуральных показателях)  объемов финансирования государственных  (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы;

    4) обеспечить государственный и  муниципальный контроль за соблюдением  законодательства и создание  системы взаимной ответственности  органов местного самоуправления  и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; усилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;

    5) разработать целостную государственную  политику в отношении поддержки  поселений по переходу их на  режим устойчивого развития;

    6) осуществить меры, направленные  на повышение эффективности рассмотрения  судебных споров между органами  государственной власти и местного  самоуправления.

    7) необходимо также законодательно  закрепить принципы и порядок взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    8) необходимо создать законодательный  механизм, направленный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.

    Необходимо  признать, что наша страна (а вместе с ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и  грядущие изменения в системе  организации местной власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств, не обольщая себя надеждой: вот примем новый закон, и все изменится к лучшему.

    Подводя итоги главы, можно сделать следующие  выводы:

    1. Необходимо постепенное реформирование  административно - территориального устройства России, укрепляющего ее единство. Для этого требуется уравнивание в правах всех субъектов федерации, унификации территориального деления России, восстановления единого правового и экономического пространства нашей страны, развитие бюджетного федерализма для выравнивания уровня жизни, всемерное развитие местного самоуправления, укрепления вертикали федеральной власти без ущерба самостоятельности регионов.

    2. Идея постепенного укрупнения  регионов путем объединения богатых  регионов-доноров со слабыми и небольшими регионами, нуждающимися в финансовой поддержке, приведет к укреплению власти, к более гармоничному распределению хозяйственных ресурсов и доходов.

Информация о работе Проблемы взаимоотношения центральных региональных и местных органов государственной власти