Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь: иностранные кредиты и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Данная курсовая работа включает в себя рад задач:
- изучение внешней задолженности как фактора экономической безопасности;
- рассмотрение особенностей внешней задолженности и ее последствий в постсоциалистических странах;
- определение роли внешней задолженности РБ в решении проблемы экономической безопасности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный) (Автосохраненный).doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)

        Долговые платежи развивающихся стран в условиях резкого сокращения объемов их финансирования превратились к середине 80-х годов в главный фактор роста внешней задолженности.

        Внешнее финансирование, которое играло важную роль, в кредитовании инвестиционных потребностей "третьего мира", оказалось подорванным, так как практически весь объем новых займов и кредитов поглощался долговыми выплатами. Ухудшение ситуации было связано не только со структурными сдвигами в мировом хозяйстве, но и с политикой, проводимой транснациональными корпорациями и банками, с нарастанием протекционистских тенденций в международной торговле, с экономической политикой, осуществлявшейся ведущими странами мира.

        В 2002 году общая сумма внешней задолженности стран с низкими доходами составляла около 523 млрд. долл. США. Из этой суммы 399 млрд. долл. США были государственной или гарантированной государством задолженностью. Страны с низкими доходами должны были Всемирному банку 104 млрд. долл. США, в том числе 82 млрд. долл. США – Международной ассоциации развития – подразделению в составе Группы Всемирного банка, предоставляющего беспроцентные займы и гранты беднейшим странам мира. Сумма задолженности перед Международным банком реконструкции и развития составляла 22 млрд. долл. США.

       Таким образом, международные займы и кредиты не только не принесли пользы, а стали причиной того, что недавно освободившиеся нации в течение одного десятилетия попали в долговую кабалу.

      Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. [3, с. 11 - 15].

Внешний долг может появиться  по двум основным причинам:

  1. В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний.
  2. Путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

     При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того , при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25 %.

         Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Поэтому правительство  предпринимает определенные меры, чтобы  уменьшить внешний долг. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны. С согласия кредитора правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.

         Среднесрочная внешняя задолженность – это внешняя задолженность сроком от одного до пяти лет.

         Капитальная внешняя задолженность – это внешняя задолженность, по которой срок платежа еще не наступил.

        Текущая внешняя задолженность – внешняя задолженность, срок платежа по которой наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.

        Коэфициэнт обслуживания внешнего  долга – это показатель, характеризующий издержки, которые несет государство в связи с обслуживанием внешней задолженности, в том числе задолженности частных предпринимателей и долга, гарантированному государству.[ http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_art2.cgi?aceh]

       2. Особенности внешней задолженности и ее последствий в постсоциалистических странах

 

Особенности формирования валового внешнего долга Беларуси. Анализ показывает, что по срокам погашения, как следует из рисунка 2.1, в структуре валового внешнего долга Республики Беларусь преобладают, хотя и незначительно, долгосрочные займы. В целом на начало 2012 г. объем валового внешнего долга составил 34,0 млрд. долл. США, из них 14,5 млрд. долл. (42,6%) приходилось на краткосрочные займы и 19,5 млрд. долл. (57,4%) – на долгосрочные.

Что касается секторов экономики, то здесь на долю секторов органов госуправления (ОГУ) и денежно-кредитного регулирования (ОДКР), а также 3 банковского сектора на начало 2012 г. приходилось 62,2% объема валового внешнего долга. Остальное – на другие секторы, привлекающие частное финансирование.         

Рисунок 2.1 – Динамика долгосрочного валового внешнего долга по секторам

Необходимо отметить, что на уровне долгосрочного валового внешнего долга тенденция сокращения доли других секторов присутствует на протяжении более четырех последних лет (рисунок 2.2)

При этом в структуре долгосрочного  валового внешнего долга, доля других секторов за это время сократилась с 40,8% на начало 2007 г. до 12,3%, на начало 2012 г. на фоне роста объемов самого долга более чем в 9 раз. Что касается внешнего государственного долга (сектор ОГУ), то в структуре валового внешнего долга, развитых и переходных экономик, как правило, преобладает не государственные, а частные внешние заимствования.

Так, как видно на рисунке, среди представленных 14 развитых и развивающихся стран только Беларусь имеет устойчивую восходящую тенденцию наращивания государственной составляющей валового внешнего долга.

Начиная с 2006 года по 2009 год доля государственного долга в валовом внешнем выросла с 7% до почти 40%. Неудивительно, что показатель доли частного сектора в ВВП по Беларуси самый низкий среди европейских стран СНГ, по разным оценкам не дотягивающий до 30% .

Относительно других стран мира позиция Беларуси по структуре  валового внешнего долга также выглядит нетипичной (см. приложение). Так, если в среднем по 27 странам доля внешнего государственного долга в валовом внешнем долге за 2003-2009 гг. сократилась с 19,6% до 14,7%, то для Беларуси эти показатели за тот же период выросли с 7,6% до 37,9% в 2009 году.

 Отметим, что последний показатель является самым высоким в списке 29 стран и превышает средний уровень почти в два раза. Также отметим, что для России этот показатель изменялся с обратной тенденцией: от 46,1% до 6,6%.

Таким образом, как показывает опыт переходных экономик, где доля частного сектора в ВВП достигает 60-70 и более процентов, в структуре валового внешнего 4 долга у них преобладают частные кредиты и займы, которые привлекаются субъектами хозяйствования данных стран без участия правительства.

Рисунок 2.2 – Доля внешнего госдолга (сектора ОГУ) в валовом внешнем долге

 

Все это лишний раз  свидетельствует о необходимости  рационализации экономики и увеличении роли частного долгового кредитования экономики, а также о необходимости реформировании системы государственного регулирования, в части внешних долговых заимствований.

Динамика совокупного  внешнего долга Беларуси

Основной вклад в  прирост внешнего долга в 2007 г. внесли банки, государственный сектор и «другие сектора» - предприятия и физические лица (см. табл. 2.1). Банковский сектор начал оказывать существенное воздействие, на рост внешнего долга, начиная с 2006 г. Банки увеличили объемы займов за рубежом, чтобы поддержать рост инвестиций, ввиду сокращающихся собственных средств предприятий. Доля государственного долга в совокупном внешнем постепенно снижалась вплоть до конца 2007 г., когда Беларусь получила кредит в 1.5 млрд. долларов США от российского правительства, что обеспечило более четверти прироста совокупного внешнего долга. Более того, Министерство финансов увеличило предельный уровень внешнего государственного долга с 2 до 6% от ВВП, предполагая возможность получения еще одного кредита от России, первый транш которого в 1 млрд. долларов США был получен в ноябре 2008 г. Данные кредиты были привлечены с целью компенсации отрицательного торгового баланса и поддержания курса белорусского рубля.

Таблица 2.1 – Вклад в прирост и доля секторов в прирост совокупного внешнего долга

Тем не менее, текущий  объем совокупного внешнего долга  Беларуси относительно невелик по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы, но отличается от них своей структурой.

 Во-первых, доля, которую  занимают «другие сектора» в совокупном внешнем долге Беларуси, является наибольшей среди всех стран региона (см. табл. 2.2), несмотря на ее сокращение в 2007 г. Самые близкие к Беларуси доли «другие сектора» имеют в России, Молдове и Украине. Еще одной особенностью является практически отсутствие прямого межфирменного кредитования по причине малого числа филиалов иностранных компаний в Беларуси. В то же время доля банковской внешней задолженности находится в пределах среднего уровня для стран региона, что предопределено ее быстрым ростом в последние 2 года.

Таблица 2.2 – структура внешнего долга Беларуси и других стран ЦВЕ и СНГ, %

Во-вторых, структура  внешнего долга Беларуси относительно сроков, на которые привлекаются займы, также необычна для региона. В 2004 г. 71% совокупного внешнего долга предоставляли краткосрочные займы. К концу 2007 г. их доля несколько сократилась – до 57.7% – но продолжает оставаться самой высокой среди стран ЦВЕ и СНГ. Ее снижение в последние годы было обусловлено получением российского кредита сроком на 15 лет и развитием долгосрочного заимствования банками. Впервые белорусские банки привлекли долгосрочные займы в 2005 г., а к концу 2007 г. их доля во внешней задолженности банков достигла 42.3%. Основным же источником краткосрочных займов являются «другие сектора», так как основную часть привлекаемых ими займов составляют торговые кредиты, краткосрочные по своей природе. Термин «торговый кредит» или «коммерческий кредит» описывает ситуацию, когда товар приобретается для использования в производстве или перепродажи с выплатой его стоимости и процентов в будущем. В 2007 г. на таких условиях Беларусь импортировала 41.9% всего товара. За первые 3 квартала 2008 г. доля импорта на условиях коммерческого кредита выросла до 46.7%. К тому же еще 14.9% импорта товара было осуществлено при частичном использовании коммерческого кредита и частичной предоплаты (15.3% в 2007 г.).

Такая структура импорта по видам платежа остается постоянной в Беларуси на протяжении нескольких лет (рис. 2.3): лишь незначительно увеличивается доля операций с частичным использованием коммерческого кредита и предоплатой наличными. Таким образом, около 60% импорта в Беларусь происходит на условиях коммерческого кредита, частично или полностью. Внешний же долг по торговым кредитам представляет собой неоплаченные коммерческие кредиты, и их рост напрямую связан с ростом импорта. Сопоставление объемов внешнего долга по торговым кредитам и общим объемом импорта на условиях коммерческого кредита показывает, что внешний долг составляет порядка 23% от годового объема импорта, осуществленного частично или полностью по кредиту (рис. 2.4). Это означает, что примерно 2.7 месяца импорта в кредит остается неоплаченным, представляя собой средний срок погашения задолженности перед иностранными поставщиками на конец 3 квартала. Негативным же моментом стало увеличение просроченной задолженности с 8.7 до 9.4% от краткосрочного долга «других секторов».

Таким образом, совокупный внешний долг Беларуси ниже среднего по региону, однако его структура говорит о его относительной неустойчивости: в нем преобладает краткосрочный долг, что приводит к большим расходам по его обслуживанию. На протяжении 2003–2007 гг. они составляли порядка 7.5–10.0% от ВВП (8.8% от ВВП в 2007 г.). Схожий уровень расходов по обслуживанию внешнего долга наблюдается в Венгрии, Латвии или Литве (см. рис. 2.5), в то время как сумма основного долга в этих странах (95.9, 142.5, и 78.4% от ВВП в Венгрии, Латвии и Литве соответственно) значительно выше, чем в Беларуси (28.5% от ВВП).

Рисунок 2.5. – Расходы по обслуживанию внешнего долга в странах ЦВЕ и СНГ, 2007

Такое положение объясняется высокой долей краткосрочного долга в совокупном внешнем долге Беларуси. В результате вплоть до 95% от расходов по обслуживанию долга приходится на выплату основного долга. Например, в 2007 г. суммарные выплаты по обслуживанию внешнего долга выросли до 3965 млн. долларов США, из них 3965 млн. долларов США составили выплаты основного долга и только 237.4 млн. – проценты. Таким образом, краткосрочная природа совокупного внешнего долга Беларуси вызывает сомнения относительно его устойчивости. Международные резервы Беларуси покрывают только 55.4% краткосрочного долга. Это намного меньше, чем в других постсоциалистических экономиках (за исключением Латвии, Эстонии и Словении (рис. 2.6), но в этих странах совокупный внешний долг значительно выше 100%). Проблема неустойчивости краткосрочного внешнего долга смягчается тем, что в основном это торговые кредиты и их рост объясняется увеличением импорта, а срок погашения задолженности даже несколько снизился в текущем году.  Однако их выплаты могут оказаться затруднительными в условиях мирового финансового кризиса и снижении спроса на белорусскую продукцию, производимую в основном из импортируемого сырья и материалов.

 

Рисунок 2.6. – Отношение  международных резервов к краткосрочному внешнему долгу, 2007

Другими факторами, влияющими  на обслуживание внешнего долга, помимо его структуры, являются процентные ставки и валюта заимствования. Для анализа доступны в некоторой степени процентные ставки по займам, привлекаемым государственным и банковским секторами. Государственный внешний долг в основном сформирован правительственным кредитом России, который был получен на льготных условиях: ставка его составляет LIBOR плюс 75 базовых пунктов, срок кредита – 15 лет с отсрочкой в 5 лет на выплату основного долга. Условия второго российского кредита, первая транша которого была получена в ноябре 2008 г., отличаются лишь возросшей ставкой в 300 базовых пунктов.  

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь: иностранные кредиты и экономическая безопасность страны