Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Данная курсовая работа включает в себя рад задач:
- изучение внешней задолженности как фактора экономической безопасности;
- рассмотрение особенностей внешней задолженности и ее последствий в постсоциалистических странах;
- определение роли внешней задолженности РБ в решении проблемы экономической безопасности страны.
Существует несколько каналов, через которые внешний долг влияет на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию. В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности. Становится неочевидным, как долг повлияет на экономику, будет ли проводиться его реструктуризация и на каких условиях, будет ли объявлен дефолт. В таких условиях экономические агенты склонны откладывать решения об инвестировании, даже если макроэкономическая среда в стране улучшается.
Причины роста внешней задолженности
Наличие данных рисков финансовой устойчивости требует пересмотра политики по наращиванию внешнего долга. В связи с этим важно выявить конкретные факторы, которые стояли за ростом внешнего долга, чтобы их в дальнейшем можно было устранить.
Ключевым фактором роста долга является необходимость балансирования отрицательного сальдо текущего счета. Однако такая задача стояла перед Беларусью и до 2007 г., что, однако не приводило к росту внешнего долга. Проводимая в те годы экономическая политика позволяла избежать накопления долгов, но она сопровождалась другими проблемами – девальвацией и инфляцией. Соответственно, интерес представлял анализ тех каналов и инструментов текущей экономической политики, которые сделали рост внешнего долга в последние годы неизбежным. Анализ был проведен с помощью модели векторной авторегрессии с механизмом корректировки равновесия.
Исследование позволило сделать несколько важных выводов относительно причин наращивания внешнего долга Беларуси. Во первых, влияние экономических факторов ощутимо только в долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе они, в том числе сальдо внешней торговли, оказываются незначимыми, так как текущие изменения в объеме внешнего долга слишком сильно зависят от политической конъюнктуры. Единственным статистически значимым фактором является деловой цикл, динамика которого во многом зависит от политической ситуации и целевых показателей роста. Как следствие, знак коэффициента при деловом цикле положительный, что говорит о процикличности валового внешнего долга: он увеличивается на фазе ускорения роста экономики. Во-вторых, на динамику валового внешнего долга существенное влияние в долгосрочном периоде оказывает общефакторная производительность. Ее снижение (отражающееся в сокращении эффективности использования труда и капитала в экономике) приводит к необходимости наращивания займов для сохранения высоких темпов роста.
Однако анализ показал, что общефакторная производительность и внешний долг являются эндогенными переменными, т.е. динамика долга, в свою очередь, тоже влияет на общефакторную производительность. Следовательно, рост валового внешнего долга в досрочном периоде замедляет экономический рост через снижение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Это подчеркивает необходимость сокращения темпов роста внешних заимствований, так как данное негативное влияние с ростом задолженности будет только увеличиваться. В-третьих, динамика кредитования реального сектора оказалась важным фактором роста валового внешнего долга. Наращивание кредитования приводило к росту финансовых возможностей предприятий, увеличению их импорта и внешнего долга, как в форме торговых кредитов, так и в форме общегосударственного долга из-за растущего дефицита текущего счета.
При этом не было обнаружено существенного влияния параметров фискальной политики на внешний долг, что, учитывая связь между долгом и банковским кредитованием, может свидетельствовать о наличии у банковского сектора квазифискальных функций.
МВФ назвал условия для выдачи Беларуси нового кредита.
Международный валютный фонд рекомендует Беларуси сдерживать кредитование государственных программ. Об этом заявил 29 октября руководитель третьей миссии МВФ по постпрограммному мониторингу Дэвид Хофман. По словам руководителя миссии, МВФ ждет от Беларуси плана структурных реформ, и это даст возможность начать переговоры о новой программе stand-by. МВФ также рекомендует Нацбанку повысить ставку рефинансирования. Ужесточение экономической политики, начатое властями республики в конце 2011 года, позволило обеспечить сокращение инфляции и стабилизацию на валютном рынке в течение первого полугодия 2012 года, отметили представители МВФ. "Тем не менее, последовавшие за такими первоначальными успешными результатами быстрое снижение ставки рефинансирования и высокие темпы роста заработной платы в реальном выражении в настоящее время вновь ведут к появлению признаков давления на цены и обменный курс.
Вследствие возникновения такого давления для обеспечения сохранения стабильности экономики требуются решительные и последовательные ответные меры экономической политики", - сказал Дэвид Хофман, передает БелТА. По его словам, МВФ приветствует повышение Нацбанком Беларуси требований к обязательным резервам в сентябре и недавно сделанное им заявление о возможном повышении ставки рефинансирования в скором времени. "Мы полагаем, что Нацбанку следует незамедлительно начать повышение процентных ставок по операциям центрального банка, чтобы обеспечить их сохранение устойчиво положительными в реальном выражении с тем, чтобы обеспечить защиту держателей вкладов в белорусских рублях. Мы также приветствуем намерение правительства сбалансировать бюджет в 2012 и 2013 годах, что соответствует задачам стабилизации", - сказал Дэвид Хофман. Вместе с тем нужны значительные дополнительные шаги, отметил он. Всесторонние меры экономической политики должны быть скоординированы всеми основными должностными лицами, а цели по снижению инфляции и обеспечению стабильности имели приоритет над официальным целевым показателем роста ВВП, сказал представитель МВФ.
"В качестве одного из таких шагов следует жестко сдерживать кредитование в рамках государственных программ. Это будет соответствовать денежно-кредитной политике, способствовать сдерживанию роста кредитов и в то же время ограничит риски для государственного бюджета",- заявил он. "Также крайне важно не допускать рост заработной платы темпами, опережающими темпы роста объема производимой работниками продукции, поскольку такой рост не может быть устойчивым и приведет к дополнительному давлению на цены и обменный курс", - отметил руководитель миссии МВФ.
Как передавал Телеграф, белорусский премьер-министр Михаил Мясникович на встрече с Дэвидом Хофманом заявил, что Беларусь надеется на новую программу с Международным валютным фондом. "Мы полагаем, что Беларусь с учетом большой проделанной работы может рассчитывать на программу с фондом", - сказал премьер, отметив, что надеется, что это члены миссии доведут до сведения руководства МВФ.
Влияние кредита на экономическую безопасность
В белорусском государстве структурные реформы ведутся исключительно в интересах жителей. Такое заявление сегодня прозвучало из уст главы страны Александра Лукашенко, во время ответа на вопрос со стороны журналистов после посещения ОАО "Камволь", пишут belnovosti.
У главы белорусского государства спросили, не считается ли сегодняшняя модернизация в разных сферах промышленности, сказать точнее, деревообрабатывающей и текстильной, структурными реформами, которые предполагает от нашего государства Международный валютный фонд. Александр Лукашенко заявил, что модернизация, на самом деле, это структурная реформа, но все-таки проводится она совсем не в интересах Международного Валютного Фонда.
Эксперты отдела новости Беларуси издания «Биржевой Лидер» акцентируют внимание на том факте, что белорусский президент высказал мнение относительно тем, что тем, кто держит данную организацию, было бы достаточно выгодно, если бы государство завтра распродало все эти компании и предприятия, при этом даже не имеет значение, кому именно. После этого производства перекупили бы у абсолютно новых владельцев. В качестве примера президент государства привел ситуацию у "Коммунарки".
Президент также отметил и то, что Международный Валютный Фонд – это политическая организация. Беларусь старается прислушиваться к ее рекомендациям. Президент страны добавил, что какая-то часть справедливой критики, нормальных предложений в Международном валютном фонде есть, это применяется. И все-таки белорусское государство не намерено жить чужими мозгами, надо полагаться исключительно на свои, добавил Александр Лукашенко. Уже к началу следующей зимы, по словам главы государства, видны будут четкие и конкретные результаты технического перевооружения и модернизации производств. В части деревообработки - это девять наиболее мощных современных предприятий. И здесь Александр Лукашенко отметил, что в ближайшее время планирует проверить, как в государстве выполняется программа лесоразведения. По словам главы государства, на данный момент у державы часть леса пропадает, полностью не используется. Сам Лукашенко постоянно посещает компании, а также принимает участие в решении вопросов по развитию соответствующих сфер и отраслей, принимая в то же самое время порой не слишком популярные решения. Лукашенко подметил, что, если глава страны не будет ходить по цехам, перестанет вникать в производственные процессы, в таком случае, такого человека Президентом назвать нельзя. Президент государства добавил, что глава страны должен хорошо знать главные отрасли, и сам он с поездками постоянно посещает все те предприятия, где на данный момент ведется модернизация. Лукашенко добавил, что контролировать весь процесс модернизации, подробно информировать о ее ходе поручено Петру Прокоповичу еще в период назначения его на пост помощника президента государства. Президент также добавил, что действовать будет исключительно в интересах народа Беларуси, а не Международного Валютного Фонда, Америки или Евросоюза. Александр Лукашенко поражен работой ОАО «Камволь». Фирма находится в ужасном состоянии. Глава страны не раз давал поручения властям страны заняться данной проблемой. В период не столь давнего визита на фирму Президент был поражен, как безответственно проводятся работы. Это предприятие находилось под вниманием Премьер-министра РБ Михаила Мясниковича, первого вице-премьера державы. Но с ОАО «Камволь» работа провалена была полностью. Люди на фирме сидят без зарплаты. Условия труда сложные. В цехах фирмы очень холодно. За последний год убыток предприятия - 10 миллиардов белорусских рублей. Рентабельность компании - минус 3,7 процента. Постоянные кредиты ослабили производство, его долг к настоящему моменту – почти 31,4 миллиарда белорусских рублей. Зарплата у рабочих достигает чуть более двух миллионов белорусских рублей. Это наиболее низкий показатель по сфере. Аренда самосвалов в городе Москве намного выгоднее, чем деятельность этого предприятия.
Макроэкономические показатели
Показатели ВНП и ВВП
Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.
Основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства, служит валовой национальный продукт.
Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени (года).
При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТРТУ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.
Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.
В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.
Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.
Заключение
Таким образом, в данной работе были рассмотрены проблемы задолженности Республики Беларусь, особенности, последствия и ее роль в решении проблемы экономической безопасности страны.
Как уже говорилось, проблема внешней задолженности является одной из острейших для Беларуси, так как национальная экономика страны требует значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не может обеспечивать в полной мере финансирование внешнего долга. А страны-кредиторы и международные финансовые организации требуют возврата кредитов.
Внешний государственный долг Беларуси — это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный момент времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга.
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.
Основными задачами экономической безопасности являются:
-обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста,
-обуздание инфляции и безработицы,
-формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг,
-сокращение дефицита бюджета и государственного долга,
-обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения,
-поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.
Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.
Экономическая независимость означает, прежде всего, возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов.