Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
изучение причин безработицы;
рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
определение основных направлений политики занятости населения;
изучение национальных программ занятости;
изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

Реальный  уровень безработицы рассчитывается с учётом всего выявленного объёма «вынужденно незанятого населения». Чтобы получить необходимую информацию о масштабах реальной безработицы, используются разные приёмы, включая балансовый метод, обследование домашних хозяйств и другие.

Безработица не бывает равномерно распределённой среди населения страны. Поэтому  при её расчёте выделяются отдельные  регионы, возрастные группы (подростки, молодёжь), мужчины и женщины и  другие.

С учётом фактора времени и опасности  обесценивания профессиональных навыков  используется показатель продолжительности  безработицы. Низкие сроки безработицы  свидетельствуют о высокой мобильности  рабочей силы, о высокой скорости проводимых структурных сдвигов, о  высокой степени адаптации населения  к изменяющимся социально-экономическим  условиям.

В социальном плане особую опасность представляет продолжительная (хроническая) безработица (отсутствие работы свыше 40 недель).

Таким образом, безработица - это нечто  большее, чем экономическое бедствие, это и социальная катастрофа. Депрессия  приводит к бездеятельности, а бездеятельность  – к потере квалификации,  потере самоуважения,  упадку моральных  устоев,  распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История  убедительно показывает,  что  массовая безработица приводит к  быстрым, а иногда и очень быстрым  социальным политическим переменам (например, приход Гитлера к власти). Поэтому  государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы  обезопасить  себя и общество от социальных взрывов  и  потрясений.

Безработица несёт с собой многие негативные последствия:

Во-первых, в связи с отторжением от производства определённой части работников потенциально возможный выпуск продукции общество безвозвратно теряет. Отставание реального  ВНП от потенциального его объёма характеризует эти потери.  Известный  учёный А. Оукен вывел закон, названный его именем, согласно которому повышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 процент даёт отставание объёма ВНП на 2,5 процента (см. приложение 2).

Во-вторых, большие экономические потери терпят граждане, особенно те, кто оказывается  отторгнутым экономикой и становится безработным.

В-третьих, безработица, особенно циклическая, не только экономическое бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведёт к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, росту смертности людей. Результаты исследований, проведённых в Финляндии, свидетельствуют о том, что среди безработных и в их семьях смертность в 2 раза выше, чем среди работающих.

Современную рыночную экономику характеризуют  и такие явления, как существование  безработицы и вакансий (свободных  рабочих мест). Это объясняется  несовпадением уровня подготовки ищущего  работу и требований нанимателя, а  также асимметрией информации на рынке труда.

Таким образом, безработица имеет слишком негативные социальные последствия, поэтому МОТ  в своих документах рекомендует  всем странам разрабатывать специальные  программы по регулированию занятости  и безработицы.

 

1.4 Политика государства в области  занятости

Формирование механизма  регулирования занятости предусматривает  специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и  взаимосвязанные действия, позволяющие  добиваться устранения диспропорций между  спросом и предложением рабочей  силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия: пассивный; активный.

Общими  принципами государственного регулирования  занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:

    • добровольность занятости;
    • равные возможности занятости для всех граждан;
    • содействие трудовой мобильности;
    • социальное партнёрство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
    • обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием средств на определённое возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

Первая  форма – социальное страхование  по случаю потери работы. Оно предусматривает  пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учётом прежнего заработка  и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70 процентов развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы.

Вторая  форма – вспомоществование –  применяется чаще по отношению к  длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры  выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80 процентов от заработка, во Франции – 40, в США – 50 процентов. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США – 7 месяцев, в Германии – 14. В Республике Беларусь согласно Закону о занятости (ст.18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100 – 90 – 70 процентов средней заработной платы в первые 13 календарных недель до 75 – 70 – 50 процентов в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда конкретных условий [9, с.151]

 Активный  тип политики занятости и воздействия  на безработицу означает активное  воздействие на состояние рынка  труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: повышение спроса на рабочую силу; сокращение предложения рабочей силы.

Первый  метод осуществляется мерами как общеэкономического характера, так и мерами по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими  мерами повышения спроса рабочей  силы выступают:

    • установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приёма-увольнения, графики работ);
    • льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
    • кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
    • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
    • дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодёжь, инвалиды);
    • обучение и переобучение.

Мерами  по созданию нетрадиционной занятости  являются: общественные работы; надомные работы; разделение рабочего места; занятость по вызову и др.

Общественные  работы, используемые всё шире, берут  своё начало со времён «великой депрессии». Они появились в США там, где  существовала необходимость трудоёмких работ, не требующих специальной  квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель –  включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Общественные  работы – это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие  специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового  договора и содействующие включению  безработного в сферу трудовой активности.

Второй  метод, применяемый при активном типе регулирования занятости, в  отличие от первого, основан на мерах  по сокращению предложения рабочей  силы на рынке труда. Они проводятся по ряду направлений.

    • расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку.
    • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
    • введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечит её большую продуктивность завтра.
    • увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определённую долю рабочей силы старшего возраста.
    • введение частичных и досрочных пенсий при сокращённом режиме работы или при досрочном оставлении её. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

Все эти  методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции №142 и рекомендациях №150. В последнее  десятилетие они всё шире применяются  и в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции

Современные процессы трансформации отраслевой структуры занятости характеризуются  высвобождением рабочей силы из реального  сектора экономики и перераспределением ее в сферу услуг. За годы строительства  суверенной Беларуси доля работающих в сфере материального производства сократилась в основном за счет трех отраслей: промышленности, сельского  хозяйства и строительства. Численность  же занятых в сфере услуг в  рассматриваемый период возросла. Наиболее высокими темпами росла занятость  в управлении, финансах и кредитовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и  здравоохранении. При этом наметилось сокращение численности работников в наукоемких отраслях, таких как  образование и наука.

Довольно  острой продолжает оставаться проблема неэффективной занятости, что находит  выражение в форме вынужденной  неполной занятости на производстве. Кадровая политика в стране направлена на сохранение персонала, недопущение  массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного  рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом  типичен высокий уровень вовлеченности  работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Так, если в 2000 г. уровень скрытой  безработицы, проявляемой в форме  вынужденной неполной занятости, в целом в экономике составлял 10 процентов от среднесписочной численности работников, то в 2002 году – уже 14,1 процент. Однако в 2007 году положение стало улучшаться и число работавших в режиме вынужденной неполной занятости  уменьшилось до 3,4 процента от среднесписочной численности работников. Вместе с тем остается высоким уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленной – 27 процента и в машиностроении – 22 процента от среднесписочной численности работников. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация несколько ухудшилась. В первом полугодии 2009 года 258,8 тыс. чел. работали в режиме вынужденной неполной занятости. Общее количество неотработанного времени составило 2,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневном невыходу на работу 22,2 тыс. чел. Из общего числа неотработанных человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 85,4 процента, на строительные – 6,1 процент. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 19 тыс. чел., в строительстве – 1,4 тыс. чел. [2, C.111]

За период с 1995 по 2008 года в нашей стране наблюдалось устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,8 процента. [4, C.75]

Характерным для экономики Беларуси является наличие скрытой безработицы. Скрытая  безработица связана как с  неэффективность. Использования занятого на производстве персонала, та и с  развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления.

Главная характеристика рынка труда республики в 2009 году заключается в превышении предложения рабочей силы над спросом на неё. Это, несомненно, поддерживает «в тонусе» напряжённость на рынке труда.

Безусловно, государство сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица  сократилась к концу 2009 года до 0,9 процента к численности экономически активного населения. [2, C.112] Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке труда. Так, впервые за последние 5 лет приём работников превысил увольнение. На треть уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое снизилась напряжённость на рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей на рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей в необходимых кадрах и трудоустройству граждан способствовало овладение безработными новыми профессиональными навыками по направлению центров занятости – после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.

В рамках Государственной программы занятости  населения создаются новые рабочие  места, в том числе с использованием средств государственного фонда  содействия занятости. Безработные  получают финансовую поддержку в  организации собственного дела, благодаря  чему люди привлекаются к индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежегодно возрастает количество семей  безработных, которые переселяются на новое место жительства и работы при поддержке службы занятости.

Пристальное внимание обращено на трудоустройство  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К  ним относятся инвалиды, многодетные  семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь