Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
изучение причин безработицы;
рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
определение основных направлений политики занятости населения;
изучение национальных программ занятости;
изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете.  На 1 января 2010 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года). Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1 января 2010 года 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).

На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработных. При этом отмечалась дифференциация регионов по этому показателю - если по Витебской и Гродненской области на одну вакансию приходилось 1,9 безработных, по Гомельской области - 1,8 безработных, по Брестской и Могилевской - 1,7 безработных, по Минской области - 1,1 безработных, то по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии. [14]

В связи  с демографическим приростом  трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком  вливаются «непрофессионалы». Поэтому  государственная служба занятости  применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к  приёму на работу «новобранцев» рынка  труда, - создание субсидированных рабочих  мест, молодежную практика, наставничество, а также отдаёт молодым безработным  приоритет в направлении на профобучение.

Максимальную  заинтересованность наниматели проявляют  к обладателям рабочих специальностей. В общем числе вакансий, зарегистрированных в банке данных госслужбы занятости, потребность в рабочих кадрах достигает 80 процентов. Именно по этой причине сложно найти работу специалистам, служащим. Поскольку преобладает спрос на мужскую рабочую силу, рынок труда наименее благосклонен к женщинам. Между тем в структуре безработных представительницы слабого пола доминируют. На 1 апреля 2010 года на учете по безработице в органах госслужбы занятости состояли менее 23,1 тыс. женщин. [14]

Определяющее  влияние на ситуацию с занятостью населения в ближайшей перспективе  будут оказывать  всё те же основные факторы, что и раньше. Неизбежен  прирост трудовых ресурсов. В связи  с оптимизацией кадров численности  организаций, проводимой в целях  повышения эффективности производства, продолжится высвобождение работников. Кроме того, решение вопросов обеспечения  занятости населения будет осложняться  другими негативными факторами, которые преимущественно носят  долговременный характер. К ним относятся  сохранение тенденций превышения предложения  рабочей силы над спросом на неё, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда. Свою роль сыграет и явное несоответствие трудовых притязаний многих потенциальных  работников (особенно молодёжи) содержанию и характеру работы, которая может  быть реально предложена нанимателями.

По-прежнему значительная доля безработных окажется неконкурентоспособной на рынке  труда (молодёжь, женщины с маленькими детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы).

Таким образом, конъюнктура рынка труда останется  трудоизбыточной, а конкуренция среди безработных и незанятых граждан усилится. В этих условиях будут предприниматься уже испытанные и давшие положительный результат меры по регулированию процессов на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, а также предупреждению её наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной безработицы.

 

2.2. Государственное регулирование занятости населения

После  получения Республикой Беларусь суверенитета определяющим фактором в  начале рыночных реформ явилось наследие длительного периода административно-командных  методов на основе всеобщего и  обязательного вовлечения трудоспособного  населения в общественное производство, а также отсутствие безработицы  как социального феномена и борьба с «тунеядством». Сильные стороны социалистической модели регулирования социально-трудовых отношений (гарантии прав на труд и отдых, бесплатное здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и т.д.) доминировали в сознании трудящихся и руководителей на всех уровнях экономической системы.

Активные  рыночные преобразования в экономике Беларуси велись в 1992-1994 годах, когда разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, по сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными.

С 1995 года начался период укрепления  и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости.

За прошедшие  годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы  конституционные гарантии и законодательное  обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный  способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий  и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда  в соответствии с его количеством, качеством, и общественным значением.

В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы  заработной платы и стимулирования труда.

Принятый  в 1999 году Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи:

    • регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
    • развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
    • установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Важным  регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма. [12, C.493-494]

В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и  занятости населения. Важнейшие  параметры и основные целевые  показатели в этой сфере определяются в пятилетних программах и годовых  прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных  программах занятости населения. Система  мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает  выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая  ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.

Проводимые  в стране преобразования, ориентированные  на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни  населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для  перехода к активной политике на рынке  труда.

Государственное регулирование занятости населения  представляет собой совокупность методов  и инструментов воздействия государства  на процессы формирования, распределения  и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования и удержание  безработицы в пределах социально  допустимого уровня. Государственная политика занятости в Беларуси направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан (cм. приложение 3).

 

2.3. Национальные программы занятости

Прогнозирование и планирование занятости необходимы для рационального использования трудового потенциала страны и ее регионов. Программы занятости являются инструментом активной политики занятости населения в социальной политике в целом. Они включают совокупность взаимосвязанных мероприятий с их финансовым, организационным и иным обеспечением для достижения целей в сфере занятости на соответствующем уровне и в области социальной защиты безработных.

В Республике Беларусь создана правовая основа государственного регулирования занятости – это  Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 123-З «О занятости населения» (в редакции от 6 января 2009 г. № 6-З). Государственные региональные (областные, районные) и отраслевые программы содействия занятости населения. Кроме того, вопросы регулирования занятости предусмотрены иными программами (Программами социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемыми на 5 лет, Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы и др.). [2, C.26]

Основными задачами государственных программ содействия занятости населения Республики Беларусь являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов, удержание уровня безработицы в социально приемлемых размерах.

Так, в  Государственной программе занятости  на 2008 г. ставилась задача обеспечить рост численности занятых в количестве до 4460-4535 тыс. человек и удержать безработицу в социально допустимых пределах (1,2-1,4 процента). Предполагалось создать 155 тыс. рабочих мест.

Государственная программа на 2009-2010 годы, в отличие  от предыдущих, была создана на 2 года. В соответствии с прогнозными расчетами к 2010 году можно ожидать сокращение трудовых ресурсов до 6120-6150 тыс. человек. В программе разработаны мероприятия для смягчения этой тенденции. [2]

Однако  следует заметить, что Государственная  программа на 2009-2010 годы была разработана  без учета объективно развивающейся  в мировой экономике ситуации и ею не предусматривалось мероприятий для эффективного управления трудовым потенциалом в условиях кризиса. В связи с этим уже после утверждения программы в нее был включен раздел антикризисных мер по обеспечению занятости работников организации, работающих в режиме неполной занятости.

В рамках реализации плана мероприятий на 2009 год  по выполнению Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-сентябре 2009 года:

    • создано 120,2 тыс. рабочих мест (73,3 процента к годовому заданию), в т.ч. 1,9 тыс. с использованием бюджетных ссуд;
    • трудоустроены на постоянную работу 149,2 тыс. человек (77,4 процента), из них 96,3 тыс. безработных (76,7 процента);
    • направлены на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,8 тыс. безработных (80,2 процента);
    • переселены на новое место жительства и работы 353 семьи безработных (80,2 процента);
    • приняли участие в оплачиваемых общественных работах 74,7 тыс. человек (89,5 процента), в т.ч. 39,6 тыс. безработных (81,9 процента);
    • трудоустроены на постоянную работу 13,1 тыс. граждан, особо нуждающиеся в социальной защите;
    • оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 2,1 тыс. безработных (85,5 процента к заданию);
    • трудоустроены на ученические рабочие места, созданные нанимателями на договорной основе с органами по труду, занятости и социальной защиты в рамках «Молодежной практики», 1,2 тыс. безработных из числа выпускников профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости (82,3 процента);
    • обеспечено временное трудоустройство 35 тыс. студентов и учащихся в свободное от учебы время. [7, C.8-9]

В рамках мероприятий плана на 2010 год предусматривается  решение следующих задач:

    • увеличение численности занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, в т.ч.: в Брестской области – 1,6 процента (650 тыс. человек), Витебской – 1,6 процента (582 тыс. человек), Гомельской – 1,4 процента (690 тыс.), Гродненской – 1,4 процента (517 тыс.), Минской – 1,2 процента (675 тыс.), Могилевской – 1,5 процента (526 тыс.), в г. Минске – 0,6 процента (1100 тыс.);
    • повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • снижение дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением;
    • содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите: инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан (далее – целевые группы);
    • обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
    • обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь