Вместе
с тем опрометчиво рисовать ситуацию
в сфере занятости в радужном
свете. На 1 января 2010 года на учете
в органах по труду, занятости и социальной
защите состояло 40,3 тыс. безработных (108
процентов к уровню 2008 года). Количество
вакансий в сравнении с январем снизилось
и составило на 1 января 2010 года 34,5 тыс.
(68 процентов к уровню 2008 года).
На одну
вакансию условно приходилось 1,2 безработных.
При этом отмечалась дифференциация регионов
по этому показателю - если по Витебской
и Гродненской области на одну вакансию
приходилось 1,9 безработных, по Гомельской
области - 1,8 безработных, по Брестской
и Могилевской - 1,7 безработных, по Минской
области - 1,1 безработных, то по г. Минску
на одного безработного приходилось 2,8
вакансии. [14]
В связи
с демографическим приростом
трудовых ресурсов проблема молодёжной
безработицы не теряет своей остроты.
В рынок рабочей силы мощным потоком
вливаются «непрофессионалы». Поэтому
государственная служба занятости
применяет различный «инструментарий»,
стимулирующий нанимателей к
приёму на работу «новобранцев» рынка
труда, - создание субсидированных рабочих
мест, молодежную практика, наставничество,
а также отдаёт молодым безработным
приоритет в направлении на профобучение.
Максимальную
заинтересованность наниматели проявляют
к обладателям рабочих специальностей.
В общем числе вакансий, зарегистрированных
в банке данных госслужбы занятости,
потребность в рабочих кадрах достигает
80 процентов. Именно по этой причине сложно
найти работу специалистам, служащим.
Поскольку преобладает спрос на мужскую
рабочую силу, рынок труда наименее благосклонен
к женщинам. Между тем в структуре безработных
представительницы слабого пола доминируют. На 1 апреля 2010 года на учете по безработице
в органах госслужбы занятости состояли
менее 23,1 тыс. женщин. [14]
Определяющее
влияние на ситуацию с занятостью
населения в ближайшей перспективе
будут оказывать всё те же основные
факторы, что и раньше. Неизбежен
прирост трудовых ресурсов. В связи
с оптимизацией кадров численности
организаций, проводимой в целях
повышения эффективности производства,
продолжится высвобождение работников.
Кроме того, решение вопросов обеспечения
занятости населения будет осложняться
другими негативными факторами,
которые преимущественно носят
долговременный характер. К ним относятся
сохранение тенденций превышения предложения
рабочей силы над спросом на неё,
дисбаланс профессионально-квалификационной
структуры локальных рынков труда.
Свою роль сыграет и явное несоответствие
трудовых притязаний многих потенциальных
работников (особенно молодёжи) содержанию
и характеру работы, которая может
быть реально предложена нанимателями.
По-прежнему
значительная доля безработных окажется
неконкурентоспособной на рынке
труда (молодёжь, женщины с маленькими
детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся
из мест лишения свободы).
Таким образом,
конъюнктура рынка труда останется
трудоизбыточной, а конкуренция среди
безработных и незанятых граждан усилится.
В этих условиях будут предприниматься
уже испытанные и давшие положительный
результат меры по регулированию процессов
на рынке труда, снижению уровня регистрируемой
безработицы, а также предупреждению её
наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной
безработицы.
2.2. Государственное регулирование занятости
населения
После
получения Республикой Беларусь
суверенитета определяющим фактором в
начале рыночных реформ явилось наследие
длительного периода административно-командных
методов на основе всеобщего и
обязательного вовлечения трудоспособного
населения в общественное производство,
а также отсутствие безработицы
как социального феномена и борьба
с «тунеядством». Сильные стороны социалистической
модели регулирования социально-трудовых
отношений (гарантии прав на труд и отдых,
бесплатное здравоохранение, образование,
профессиональную подготовку и т.д.) доминировали
в сознании трудящихся и руководителей
на всех уровнях экономической системы.
Активные
рыночные преобразования в экономике
Беларуси велись в 1992-1994 годах, когда разрушалась
система централизованного управления
и начиналось быстрое, достаточно либеральное
вхождение в рынок, однако соответствующих
сильных институтов рыночного характера
создано не было, а неформальные институты,
по сути, в основном были постсоциалистическими
и нерыночными.
С 1995 года
начался период укрепления и создания
сильных государственных институтов при
одновременном переходе к эволюционной
модели либерализации экономики, последовательному
созданию институтов свободного рынка
как необходимому условию либерализации
в сфере оплаты труда и занятости.
За прошедшие
годы проведены системные преобразования
нормативно-правовой базы рыночных институтов,
в том числе в сфере трудовых
отношений и занятости. Созданы
конституционные гарантии и законодательное
обеспечение рыночных реформ. В статье
41 Основного Закона страны «гарантируется
право на труд как наиболее достойный
способ самоутверждения человека, т.е.
право на выбор профессии, рода занятий
и работы в соответствии с призванием,
способностями, образованием, профессиональной
подготовкой и с учетом общественных
потребностей, а также на здоровые
и безопасные условия труда». Статья
42 гарантирует справедливое вознаграждение
за экономические результаты труда
в соответствии с его количеством,
качеством, и общественным значением.
В развитие
положений Конституции в республике
приняты Гражданский кодекс, Трудовой
кодекс, установлены основные формы
заработной платы и стимулирования
труда.
Принятый
в 1999 году Трудовой кодекс Республики
Беларусь выполняет следующие задачи:
- регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
- развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
- установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным
регулирующим документом является Декрет
Президента Республики Беларусь от 26 июля
1999 года №29 «О дополнительных мерах по
совершенствованию трудовых отношений,
укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины», в котором установлен порядок
контрактной формы найма. [12, C.493-494]
В этих правовых
координатах республиканскими органами
государственного управления осуществляется
регулирование рынка труда и
занятости населения. Важнейшие
параметры и основные целевые
показатели в этой сфере определяются
в пятилетних программах и годовых
прогнозах социально-экономического
развития страны, в годовых государственных
программах занятости населения. Система
мониторинга рынка труда Республики
Беларусь при Департаменте по занятости
Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь отслеживает
выполнение прогнозных параметров по
таким блокам, как демографическая
ситуация, состояние рынка труда,
деятельность государственной службы
занятости, безработица и меры по
ее регулированию.
Проводимые
в стране преобразования, ориентированные
на обеспечение устойчивого развития
экономики и рост уровня жизни
населения, требуют создания адекватных
организационно-правовых условий для
перехода к активной политике на рынке
труда.
Государственное
регулирование занятости населения
представляет собой совокупность методов
и инструментов воздействия государства
на процессы формирования, распределения
и использования рабочей силы,
направленных на повышение эффективности
ее функционирования и удержание
безработицы в пределах социально
допустимого уровня. Государственная
политика занятости в Беларуси направлена
главным образом на формирование рациональной
структуры занятости, повышение качества
трудового потенциала, конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда, повышение
действенности механизма стимулирования
создания рабочих мест в прогрессивных
(в том числе экспортоориентированных)
отраслях экономики, обеспечение равных
и благоприятных условий для развития
малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей
роли в регламентации предпринимательской
деятельности с целью легализации неформальной
занятости, создание непрерывной системы
профориентации, подготовки и повышения
квалификации кадров, адаптированной
к потребностям рыночной экономики. Вместе
с тем такая переориентация не означает
ослабления пассивных методов управления
рынком труда (выплата пособий и оказание
материальной помощи безработным). В основу
используемых пассивных регуляторов должна
быть положена система социального страхования
от безработицы с учетом трудового стажа
граждан (cм. приложение 3).
2.3. Национальные программы занятости
Прогнозирование
и планирование занятости необходимы
для рационального использования трудового
потенциала страны и ее регионов. Программы
занятости являются инструментом активной
политики занятости населения в социальной
политике в целом. Они включают совокупность
взаимосвязанных мероприятий с их финансовым,
организационным и иным обеспечением
для достижения целей в сфере занятости
на соответствующем уровне и в области
социальной защиты безработных.
В Республике
Беларусь создана правовая основа государственного
регулирования занятости – это
Закон Республики Беларусь от 15 июня
2006 года № 123-З «О занятости населения»
(в редакции от 6 января 2009 г. № 6-З). Государственные
региональные (областные, районные) и отраслевые
программы содействия занятости населения.
Кроме того, вопросы регулирования занятости
предусмотрены иными программами (Программами
социально-экономического развития Республики
Беларусь, утверждаемыми на 5 лет, Программой
возрождения и развития села на 2005-2010 годы,
Государственной комплексной программой
развития регионов, малых и средних городских
поселений на 2007-2010 годы и др.). [2, C.26]
Основными
задачами государственных программ
содействия занятости населения Республики
Беларусь являются повышение эффективности
использования трудовых ресурсов, удержание
уровня безработицы в социально приемлемых
размерах.
Так, в
Государственной программе занятости
на 2008 г. ставилась задача обеспечить
рост численности занятых в количестве
до 4460-4535 тыс. человек и удержать безработицу
в социально допустимых пределах (1,2-1,4
процента). Предполагалось создать 155 тыс.
рабочих мест.
Государственная
программа на 2009-2010 годы, в отличие
от предыдущих, была создана на 2 года.
В соответствии с прогнозными расчетами
к 2010 году можно ожидать сокращение трудовых
ресурсов до 6120-6150 тыс. человек. В программе
разработаны мероприятия для смягчения
этой тенденции. [2]
Однако
следует заметить, что Государственная
программа на 2009-2010 годы была разработана
без учета объективно развивающейся
в мировой экономике ситуации
и ею не предусматривалось мероприятий
для эффективного управления трудовым
потенциалом в условиях кризиса. В связи
с этим уже после утверждения программы
в нее был включен раздел антикризисных
мер по обеспечению занятости работников
организации, работающих в режиме неполной
занятости.
В рамках
реализации плана мероприятий на
2009 год по выполнению Государственной
программы содействия занятости населения
Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-сентябре
2009 года:
- создано 120,2 тыс. рабочих мест (73,3 процента к годовому заданию), в т.ч. 1,9 тыс. с использованием бюджетных ссуд;
- трудоустроены на постоянную работу 149,2 тыс. человек (77,4 процента), из них 96,3 тыс. безработных (76,7 процента);
- направлены на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,8 тыс. безработных (80,2 процента);
- переселены на новое место жительства и работы 353 семьи безработных (80,2 процента);
- приняли участие в оплачиваемых общественных работах 74,7 тыс. человек (89,5 процента), в т.ч. 39,6 тыс. безработных (81,9 процента);
- трудоустроены на постоянную работу 13,1 тыс. граждан, особо нуждающиеся в социальной защите;
- оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 2,1 тыс. безработных (85,5 процента к заданию);
- трудоустроены на ученические рабочие места, созданные нанимателями на договорной основе с органами по труду, занятости и социальной защиты в рамках «Молодежной практики», 1,2 тыс. безработных из числа выпускников профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости (82,3 процента);
- обеспечено временное трудоустройство 35 тыс. студентов и учащихся в свободное от учебы время. [7, C.8-9]
В рамках
мероприятий плана на 2010 год предусматривается
решение следующих задач:
- увеличение численности занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, в т.ч.: в Брестской области – 1,6 процента (650 тыс. человек), Витебской – 1,6 процента (582 тыс. человек), Гомельской – 1,4 процента (690 тыс.), Гродненской – 1,4 процента (517 тыс.), Минской – 1,2 процента (675 тыс.), Могилевской – 1,5 процента (526 тыс.), в г. Минске – 0,6 процента (1100 тыс.);
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- снижение дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением;
- содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите: инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан (далее – целевые группы);
- обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
- обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.